Обратная связь
gordon0030@yandex.ru
Александр Гордон
 
  2003/Март
 
  Архив выпусков | Участники
 

Страх

  № 231 Дата выхода в эфир 19.03.2003 Хронометраж 40:00
 
С Стенограмма эфира

Что такое страх и в чем причины его возникновения? Чем здоровый страх отличается от разрушительного и даже опасного для жизни? Как бороться со страхом и что отличает страхи человека и животного? Являются ли агрессия, гнев, жестокость проявлениями страха? О том, что же происходит в организме человека, когда его охватывает страх, — психолог Александр Тхостов и философ Павел Тищенко.

Участники:

Тхостов Александр Шамильевич — доктор психологических наук, профессор

Тищенко Павел Дмитриевич — доктор философских наук, профессор

Обзор темы:

Мишель Монтень писал о страхе: «...мне не известно, посредством каких пружин на нас воздействует страх; но как бы там ни было, это — страсть воистину поразительная, и врачи говорят, что нет другой, которая выбивала бы наш рассудок из положенной ему колеи в большей мере, чем эта. И впрямь, я наблюдал немало людей, становившихся невменяемыми под влиянием страха; впрочем, даже у наиболее уравновешенных страх, пока длится его приступ, может порождать ужасное ослепление. Я не говорю уже о людях невежественных и темных, которые видят со страху то своих вышедших из могил и завернутых в саваны предков, то оборотней, то домовых или еще каких чудищ. Но даже солдаты, которые, казалось бы, должны меньше других поддаваться страху, не раз принимали, ослепленные им, стадо овец за эскадрон закованных в броню всадников, камыши и тростник за латников и копейщиков, наших товарищей по оружию за врагов и крест белого цвета за красный».

Все мы испытываем страх. Страх, пожалуй, самая распространенная, и возможно самая естественная наша эмоция. Страх может быть полезен и даже созидателен, но порой становится опасным, ведет к распаду личности. Страх имеет множество оттенков и взаимосвязей с другими эмоциями, такими, как гнев, например, или влечение.

Знаменитый физиолог И. П. Павлов определял страх, как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительную реакцию с лёгким торможением коры больших полушарий». Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. При этом существует две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие.

В статье «Психология и физиология страха» Ю. В. Щербатых, А. Д. Ноздрачев определяют основные функции страха и описывают физиологические его проявления:

«При поверхностном взгляде страх несет малоприятное ощущение — он вызывает огорчения, сковывает активность и даже может приводить к психосоматическим заболеваниям. Однако первоначально эта эмоция возникла в процессе эволюции как защита организма от всевозможных опасностей первобытной жизни. Позже, когда человек построил вокруг себя новую среду обитания (как техногенную, так и социальную), реакция страха во многих случаях перестала быть адекватной обстоятельствам. Согласно мнению антропологов, формирование Homo sapiens закончилось примерно 40–50 тыс. лет назад. Описывая предков человека, И. П. Павлов писал: „Их нервная деятельность выражалась в совершенно определенных деловых отношениях с внешней природой, с другими животными и всегда выражалась в работе мускульной системы. Им приходилось либо бежать от врага, либо бороться с ним“. Поэтому неудивительно, что в результате естественного отбора страх стал запускать в организме человека вполне определенные реакции, способствующие в первую очередь улучшению кровоснабжения мышц и мобилизации энергетических ресурсов организма.

С этой точки зрения становится понятной эволюционно закрепленная в наших реакциях положительная роль страха для организма. Во-первых, страх мобилизует силы человека для активной деятельности, что зачастую бывает необходимо в критической ситуации. Это происходит за счет выброса адреналина в кровь, что улучшает снабжение мышц кислородом и питательными веществами. Побледнение кожных покровов и холодок „под ложечкой“ при испуге относятся к эффектам адреналина: кровь, необходимая в минуту опасности мышцам, отливает от кожи и желудка Все остальные реакции, сопровождающие страх у человека и животных, также были изначально полезны: волосы, встававшие дыбом от ужаса на голове, должны были напугать потенциального врага, а так называемая медвежья болезнь уменьшала вес организма и сбивала с толку агрессора.

Во-вторых, страх помогает лучше запоминать опасные или неприятные события. Изучение воспоминаний раннего детства позволило психологу П. Блонскому утверждать, что особенно хорошо запоминается то, что вызывает страдание и страх, а боль и страдание чаще всего воспроизводятся именно как страх. Анализируя этот феномен, В. К. Вилюнас писал: „Нетрудно видеть целесообразность воспроизведения боли и страдания в виде страха. Страх в отношении предметов, доставивших боль, полезен тем, что побуждает в будущем к избеганию этих предметов; переживание же при этом на основе памяти еще и самой боли просто лишало бы активность избегания всякого смысла“. Н. К. Миллер в классических экспериментах показал, что животные не только достаточно быстро обучаются избегать ситуаций, вызывающих у них страх, но в подобных условиях могут воспроизводить комплекс сопутствующих ему вегетативных реакций. В его опытах крысы, находившиеся в белом отсеке, получали удары тока до тех пор, пока не обучались открывать дверь в соседний черный отсек. Через некоторое время, когда животных помещали в „белый“ отсек, они проявляли все признаки страха даже при отсутствии болевого раздражителя. С определенными оговорками можно предположить, что крысам „было страшно“ в белом отсеке; по крайней мере налицо были вегетативные признаки данной эмоции. Таким образом, страх — это своеобразное средство познания окружающей действительности, которое помогает индивиду избегать потенциально опасных ситуаций.

И наконец, третья функция страха. Когда информации недостаточно, чтобы принять всесторонне продуманное решение, страх диктует стратегию поведения. Как считает П. В. Симонов, эта эмоция развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты индивида от угрозы со стороны биологической или социальной среды. Именно в этом случае целесообразно реагировать на расширенный круг сигналов, чья полезность еще не известна. На первый взгляд, такая реакция избыточна и неэкономна, но зато она предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Что же происходит в организме человека, когда его охватывает страх? Прежде всего активируется симпатическая нервная система, мобилизующая энергетические ресурсы и перестраивающая деятельность всех систем органов, подготавливая их к физической деятельности. Активизация симпатической нервной системы приводит к учащенному сердцебиению („сердце уходит в пятки“), расширяет зрачки („у страха глаза велики“), тормозит активность пищеварительных желез („от страха во рту пересохло“) и т. д. Параллельно включается и эндокринная система, которая в опасных ситуациях выбрасывает в кровь адреналин, или „гормон кролика“ (в отличие от похожего на него норадреналина, называемого „гормоном льва“, который выделяется при гневе и ярости). Адреналин сужает сосуды кожи („лицо посерело от страха“) и в целом действует так же, как и симпатическая нервная система, во многом дублируя ее работу».

Все причины страха могут быть разделены на четыре категории: интенсивность; новизна; эволюционно-выработанные сигналы опасности; причины, возникающие в социальном воздействии.

Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из-за своей новизны. При этом недостаток стимуляции или отсутствия стимула в ожидаемом месте и во времени может рассматриваться как определённый вид нового стимула. Ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно-выработанными сигналами опасности.

Известный исследователь психического развития в детском возрасте Джон Боулби выделил врожденные детерминанты страха, которые он называет «природными стимулами и их производными». Природными стимулами страха по Боулби являются: одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль. Стимулы страха включают: темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Как Боулби, так и другие авторы показали, что природные стимулы страха связаны с возрастом. Например, ряд исследователей показали, что страх перед незнакомыми людьми не может возникать в первые месяцы жизни потому, что у ребёнка ещё не развилась способность отличать знакомые лица от незнакомых.

Джон Боулби считал одиночество наиболее глубокой и важной причиной страха. Также, по мнению ученого, другие природные стимулы страха, например, незнакомость и внезапные изменения стимуляции пугают значительно сильнее, если они появляются на фоне одиночества.

Культурные детерминанты страха почти исключительно являются результатом научения. Так, даже негромкий сигнал воздушной тревоги может вызвать страх. Боулби считает, что многие культурные детерминанты страха могут при ближайшем рассмотрении оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Боязнь воров, например, или приведений, может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии — рационализацией страха грома. Психиатр Вильям Рэчмен даёт описание процессов научения культурным детерминантам страха, в основе которого концепция травматического обусловливания (то есть, по мнению Рэчмена, событие или ситуация, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли).

Иногда страхи принимают болезненные формы — фобий. Каким образом естественная эмоция человека трансформируется в психическое заболевание? Определенного ответа на этот вопрос наука еще не дает. Согласно основной теории, призванной объяснить возникновение фобий и нездоровых проявлений страха, страхи — это перенесенные в детстве психические травмы, которые забылись, но остались в памяти на подсознательном уровне.

Сегодня большинство гипотез, касающихся механизмов возникновения фобий, можно свести к двум основным группам, одна из которых восходит к психоаналитической концепции Фрейда, а другая — к условнорефлекторной теории Павлова. С точки зрения отечественных исследователей подавляющее большинство фобий формируется по механизму патологического закрепления условнорефлекторной связи. При этом навязчивые страхи возникают в результате наложения во времени индифферентных условных или безусловных раздражителей, вызывавших чувство страха. Например, страх, спровоцированный сердечно-сосудистыми нарушениями (сердцебиением, болью в области сердца, одышкой, холодным потом и др.), который возникает во время пребывания на площади, стадионе или другом открытом пространстве, в дальнейшем по механизму условного рефлекса может привести к агорафобии.

Согласно классической рефлекторной теории, условный стимул постепенно теряет способность вызывать реакцию, если не подкрепляется повторением безусловного стимула. Фобический синдром может длиться годами без явного внешнего подкрепления, что, однако, не противоречит условнорефлекторной теории. Дело в том, что скорость угасания условного рефлекса (как и быстрота его формирования) зависит от эмоционального фона, сопровождающего формирование временной связи. Так, условные рефлексы при болевом подкреплении угасают значительно медленнее, чем при пищевом. Поскольку в основе фобического синдрома, как правило, лежат базисные биологические инстинкты или социальные установки, обеспечивающие физическое или психологическое благополучие, угроза их реализации вызывает сильный страх, делающий такую временную связь весьма прочной.

Клиницисты, занимающиеся навязчивыми страхами, заметили, что со временем подобные связи генерализуются. Сначала страх возникает при непосредственном столкновении с психотравмирующей ситуацией, например при поездке в метро, где ранее у больного случился сердечный приступ, сопровождавшийся чувством сильного страха. На второй стадии страх появляется уже при ожидании встречи с психотравмирующей ситуацией. Впоследствии это чувство может возникать при одном только представлении о психотравмирующей ситуации. Нередко эти навязчивые представления доводят больных до состояния крайней аффективной напряженности с сильными вегетативными реакциями.

Содержание навязчивых страхов претерпевает значительные изменения по мере развития общества. Известный советский психиатр С. Н. Давиденков в свое время отмечал, что раньше чаще боялись сумасшествия, рака, собачьего бешенства, сифилиса, а затем стали появляться фобии артериальной гипертонии, инфаркта миокарда, лучевой болезни и лейкозов. Особенно эти изменения затрагивают группу социальных фобий. Так, сегодня характерен рост интереса ко всему необъяснимому и таинственному (колдовству, экстрасенсорике и т. п.), что, вероятно, связано с социально-экономическим кризисом в нашей стране и потерей веры в принципы и идеалы, которые прежде руководили обществом. В клинике стали чаще встречаться с боязнью экстрасенсов, колдунов, инопланетян и т. п. Катастрофический рост заболеваемости венерическими болезнями и СПИДом породил соответствующие фобии.

В плане возникновения страхов, в большом количестве случаев, «мы родом из детства». По мнению ученых, возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития и возникают, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребёнком; избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола, а так же многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; психические травмы типа испуга; постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (например, дети становятся более тревожными, если считают главной в семье мать, а не отца).

Существуют и другие гипотезы относительно механизмов действия и возникновения страха. Последнее десятилетие западные ученые активно ищут так называемый ген страха. В ряде многочисленных публикаций на эту тему, были сообщения о том, что такой ген выявлен американскими биологами на подопытных мышах (на самом деле, были выявлены изменения в хромосомах перепуганных электрическим током, ярким светом и сильным шумом животных, что не свидетельствует обязательно о том, что страхи могут таким образом наследоваться, в прямом смысле слова).

В то время как основная функция страха — защищать человека от опасности, иногда в своих проявлениях страх может быть опасен для жизни. Выражение «умереть от страха» не является на самом деле исключительно фигурой речи. В своей книге «Экзистенциальная психиатрия» Антон Кемпински пишет о страхе: «Сигнал опасности возбуждает установку „от“ окружающего мира, которая связывается, как уже упоминалось, с общей мобилизацией организма для бегства или борьбы, а субъективно выражается в переживаниях страха и ненависти». Не вдаваясь в обсуждение сложной и пока еще только частично изученной физиологии этой основной установки, можно сказать, что у высших животных и у человека мобилизация организма осуществляется, главным образом, через сильную разрядку в вегетативно-гормональной системе. Эта разрядка иногда может быть столь сильной, что сама по себе приводит к смерти. Выражение, что кто-то «умер от страха» не является только фигуральным. Смерть без явной органической причины известна клиницистам и патологоанатомам. У так называемых примитивных народов встречаются случаи смерти, вызванные нарушением табу или проклятием колдуна; это — «смерть Вуду», описанная, например, выдающимся физиологом Кэнноном. Из его концепции о роли вегетативной системы в эмоциональной сфере родилась позднее теория стресса Селье. Острая кататоническая шизофрения может окончиться смертью, одной из причин которой, вероятнее всего, является страх.

Минуя редкие случаи, в которых само приготовление к борьбе за жизнь — биологическая «холодная война» с окружающим миром — кончается смертью, можно принять, что разнообразные физиологические реакции, сообща вызывающие общую мобилизацию организма, имеют целевой характер. Эта целенаправленность зависит, однако, от того, в какой степени антиципация будущего является правильной, окажется ли мобилизация необходимой или избыточной. Она необходима тогда, когда после нее следует требующая крайнего напряжения сил борьба за жизнь; избыточна тогда, когда после нее ничего не происходит и вся мобилизация оказывается неэкономичным выделением энергии.

У студентов, ожидающих трудного экзамена, работа сердца сравнима по интенсивности с его работой при высокогорном восхождении. Так стесняющее в товарищеских контактах потение ладоней облегчает захват противника в яростной борьбе. Позывы к мочеиспусканию и дефекации физиологически целесообразны, так как легче убегать или бороться с пустым мочевым пузырем и кишечником, но вызывают хлопоты, если столкновение с окружением принимает иные формы. Увеличение свертываемости крови противодействует кровотечению, которое в жестокой борьбе неизбежно, но если до такой борьбы дело не доходит, оно может привести к инфаркту. Подобных примеров можно найти значительно больше.

Навязчивые страхи, фобии, угрожающие здоровью и даже жизни человека, лечат, как правило, посредством комбинированного подхода, включающего в себя как фармакологическое воздействие, так и психотерапию. В последние десятилетия на Западе пытаются лечить страхи методом нейролингвистического программирования (НЛП). Интересно, что в своей статье Ю. Щербатых и А. Ноздрачев отмечают, что столь популярный метод НЛП, на самом деле не является открытием аменрикацев. «Основатели этого метода Д. Гриндер и Р. Бэндер, определившие его как совершенно новую психотехнологию, многие свои приемы взяли из арсенала И. П. Павлова, „позабыв“ сослаться на первоисточник. Например, для придания смелости специалисты НЛП просят больного как можно подробнее вспомнить любую ситуацию из жизни, когда он был храбрым. Затем предъявляют ему определенный сигнал („якорь“ — в терминологии НЛП), который „связывается“ с состоянием смелости. Теперь, если пациента будет охватывать страх, ему достаточно воспроизвести тот самый „якорь“, который по механизму ассоциации вызывает состояние смелости, и страх уменьшится или исчезнет вовсе. Любой воспитанник русской физиологической школы легко узнает в этой процедуре методику выработки условного рефлекса, причем подскажет, что условный раздражитель нужно предъявлять не „на пике эмоционального переживания“, как советуют американцы, а за некоторое время до него, ибо в противном случае условный раздражитель теряет свое сигнальное значение, а образующаяся временная связь становится менее прочной».

Отметим, что одним из проявлений страха Кемпински называет ненависть. Являются ли агрессия, гнев, жестокость проявлениями страха? Такой точки зрения придерживается большинство психиатров и психологов, которые часто ищут причины необоснованного гнева в скрытых или явных страхах, испытываемых человеком. Вспоминается отрывок из «Дьявола и синьорины Прим» Пауло Коэльо, когда главная героиня обрадовалась гневу своего противника, поскольку он «начал терять самообладание, чего не случается с теми, кто по настоящему опасен». Будучи одной из самых сильных человеческих эмоций, страх по принципу маятника может реализовываться в сильные позитивные эмоции, следуя Антону Кемпински в установку «к» окружающему миру, например, во влечение к другому человеку. Здесь также можно вспомнить массу примеров из литературы и кино, о внезапно возникающей в экстремальных ситуациях страсти. Наверное, дело не только в эффекте психологического маятника, но также и в инстинкте сохранения рода, испытывая опасность, человек спешит продолжить себя. То есть, можно умереть от любви и можно полюбить перед лицом смерти.

Животные тоже испытывают страх, это следует даже из анализа двигательных реакций. Что отличает страхи животного и человека? Помимо страхов биологических человеку свойственны, следуя классификации Антона Кемпински социальные, моральные и дезинтеграционные. Ситуации, вызывающие установку страха, можно поделить на четыре группы: связанные с непосредственной угрозой жизни, с социальной угрозой, с невозможностью осуществления собственного выбора активности и с нарушением существующей структуры взаимодействия с окружающим миром. Следовательно, в зависимости от генезиса можно говорить о страхе биологическом, социальном, моральном и дезинтеграционном. Само протекание реакций страха обычно не позволяет нам различать, с каким видом страха мы имеем дело. Это возможно лишь при подробном анализе ситуации, вызывающей установку страха. Например, в неврозах часто встречаются приступы сильного страха смерти, который вовсе не является биологическим страхом, так как смерть больному не грозит и, наоборот, на начальной стадии онкологического заболевания нередко выступают симптомы невротического беспокойства с тематикой, позволяющей предполагать социальный или моральный страх, а фактически за ними стоит биологический страх.

Сознание собственной смертности, а следовательно страх перед смертью, также отличительная черта психики человека. Более того, по мнению многих философов именно осознание своей смертности и делает человека человеком. Философ М. Хайдеггер писал: «Смерть вызывает страх, потому что затрагивает самую суть нашего бытия. Но благодаря этому происходит глубинное осознавание себя. Смерть делает нас личностями».

И. И. Мечников в своей работе «Биология и медицина» отмечал, что страх смерти — один из главных признаков, отличающих человека от животных. «Все животные инстинктивно избегают смерти, но не осознают этого. Ребенок, избегающий ее подобным образом, также не имеет никакого представления о неизбежности смерти. Сознание этого приобретается только позднее, благодаря необыкновенному умственному развитию человека». Мечников утверждал, что во все времена страх смерти «составлял одну из величайших забот человека», и осознание неизбежности своего конца не дает в полной мере наслаждаться жизнью многим людям. Решение проблемы он искал в науке, которая могла бы, с одной стороны, удлинить срок жизни человека, а с другой — помочь ему осознать естественность и закономерность умирания, тогда этот процесс перестает вызывать ужас и отчаяние. В конце своей жизни он создал учение об ортобиозе — такой жизни человека, когда на смену активной деятельности приходит спокойная старость, страх смерти исчезает, уступая место чувству пресыщения жизнью и желанию смерти.

В своей статье «Психология страха смерти» Сергей Белорусов пишет «С полной определенностью мы можем знать только одно — все мы когда-нибудь умрем. Завтра или через несколько десятков лет, но это обязательно произойдет. И здесь наблюдается парадоксальность нашего восприятия мира. Страх рождается от неизвестности. Нам ничего неизвестно о нашей судьбе, кроме достоверного факта конца нашего земного существования. И эта абсолютная неизбежность вызывает в нас сильнейшее чувство тревоги, настолько сильное, что мы не можем его вынести. Мы предпочитаем неведение. Как можно ощущать себя, зная, что рано или поздно тебя не будет? Как жить, творить и действовать в мире, зная, что все закончится для тебя? Как общаться с людьми, зная, что каждый из них раньше или позже будет закопан в землю? Человек остается со смертью один на один. Несмотря на все научные объяснения, смерть остается непостижимой. Внезапно предстающая жуткая картина собственной смерти со всей ее неизбежностью вызывает шок. В самой глубине личности открывается незаживающая язва. В первую очередь страх относится к собственной смерти».

Белорусов пишет — «страх рождается от неизвестности». В самом деле, именно неизвестность является самым мощным запускающим механизмом для человеческих страхов. Осмысливая феномен тревоги, мыслитель С. Кьеркегор приходил к выводу, что тревога начинается с момента ощущения себя человеческой личностью: «у зверей и ангелов тревоги нет». В основе состояния тревоги, по мнению ученых лежит эффект антиципации, то есть ожидания того, что должно произойти. Только человек может бояться того, что еще не происходит и никогда не происходило с ним, причем бояться в большей степени, чем в момент, когда «худшие опасения» начинают сбываться.

Страх неизвестности и страх смерти являются, по мнению многих историков и искусствоведов, важнейшими движущими силами художественного творчества, искусства. Интересно, что самыми часто применяемыми методами лечения неврозов, возникающих на почве страхов, у детей является метод последовательной десенсибилизации и метод «рисования страхов». Суть первого состоит в том, что ребёнка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного его волновать, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг, причём все «пугающие» моменты должны быть доведены до крайней степени с помощью игры-драматизации (например, «в очень страшную, страшилищную школу» и т. д.). Являются ли театр, кино, опера, балет — «десенсибилизацией» для взрослых? Рисование страхов детьми, по мнению психологов, не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого.

Испанский философ Xосе Ортега-и-Гассет полагает, что вся человеческая культура и искусство возникли для преодоления страха смерти. И доказательств справедливости этих слов множество (достаточно вспомнить деревянную скульптуру африканских племен). Конечно, на современном этапе своего развития, человечество преодолевает в искусстве не только страх смерти, но и множество других своих тревог, моральных, социальных. И в изобразительном искусстве и в литературе и в других видах художественного творчества, человек стремится дать «сердцу высказать себя», иными словами избавиться от своих переживаний, связанных со страхами неизвестности, смерти, одиночества, реализовав их в своих произведениях.

Библиография

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990

Изард К. Эмоции человека. М., 1980

Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. М., 1998

Кузнецова В. В., Щелоков О. Л. Причины страха смерти и ассиметрия времени//Фигуры Танатоса: Альманах. СПб., 1995. № 5

Мордовцева Т. В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе. Таганрог, 2001

Ноздрачев А. Д. Физиология вегетативной нервной системы. Л., 1983

Ольшанский Д. А. Психология террора. Екатеринбург, 2002

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М, 1957

Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998

Щербатых Ю. В. Психология страха. М., 1999

Тема № 231

Эфир 19.03.2003

Хронометраж 40:00

НТВwww.ntv.ru
 
© ОАО «Телекомпания НТВ». Все права защищены.
Создание сайта «НТВ-Дизайн».


Сайт управляется системой uCoz