Обратная связь
gordon0030@yandex.ru
Александр Гордон
 
  2003/Март
 
  Архив выпусков | Участники
 

Теория резонансного пения

  № 235 Дата выхода в эфир 27.03.2003 Хронометраж 57:23
 
С Стенограмма эфира

Исследования вокального искусства привело ученых к выводу, что секрет превращения голосового аппарата в уникальный музыкальный инструмент скрыт отнюдь не в опасных манипуляциях голосовыми связками, а в интуитивном (по большей части) использовании энергии, которую дает голосу резонанс и резонаторы. Об искусстве резонансного пения — профессор Московской государственной консерватории Владимир Морозов.

Участник:

Морозов Владимир Петрович — доктор биологических наук, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, главный научный сотрудник Института психологии РАН, академик Международной Академии творчества.

Обзор темы

Мастера вокального искусства нашли секреты превращения голосового аппарата в мощный, неутомимый и красиво звучащий музыкальный инструмент, но отнюдь не путем опасных манипуляций голосовыми связками, а путем интуитивного (по большей части) использования энергии, которую дает голосу резонанс и резонаторы. На пути эмпирического овладения резонансной техникой они сделали много полезных открытий, присвоив им меткие метафорические определения (близкий звук, опора дыхания и опора звука, маска, озвученное дыхание и др.). Они создали свою особую эмоционально-образную профессиональную терминологию резонансного пения во многом непонятную для непосвященных.

Создана особая психология резонансного пения, свой особый мир субъективных представлений об объективно происходящих в голосовом аппарате резонансных процессах. Изучение и научное обоснование этой терминологии и психологии пения представлено в работах профессора В. П. Морозова.

Исследование голосов великих певцов и их высказываний позволило понять, какие законы акустики, физиологии и психологии лежат в основе резонансного пения, и сформулировать пять основных выводов, или принципов РТИП (Резонансной Теории Искусства Пения).

Удалось не только учесть опыт школ вокального искусства, но и восполнить исторически сложившийся дефицит научных знаний о роли резонанса в искусстве пения, устранить дисбаланс представлений о роли тех или иных частей голосового аппарата.

Итак, голосовой аппарат, как известно, состоит из трех основных частей и певческий процесс обеспечивается их слаженной работой — это дыхание, гортань и резонаторы. Без всех частей голосового аппарата нет не только пения, но и обычного разговора. Однако, что наука говорит о значении той или иной части голосового аппарата?

Певческому дыханию испокон веков придавалось большое значение. Тезис «искусство пения — это искусство дыхания» известен со времен староитальянской школы. В первой половине XX века научные исследования певческого дыхания и гипотеза о парадоксальном певческом дыхании и роли гладкой мускулатуры бронхов, привлекли внимание специалистов. О певческом дыхании «заговорили» многие ученые, методические руководства и сами вокальные педагоги. Взялись даже за экспериментальные исследования данного феномена.

Были сделаны рентгенологические исследования, параллельно с ними и даже несколько ранее опубликовал свои труды о нейромоторном механизме колебания голосовых связок французский физиолог Р. Юссон. Этим механизмом он объяснял регистровое строение голоса и предлагал метод определения типа голоса по величине хронаксии возвратного нерва, иннервирующего голосовые связки. Образовался некий дисбаланс в пользу гортани при понимании роли в пении взаимосвязанной триады: «дыхание — гортань — резонаторы».

Между тем практика выдающихся мастеров вокального искусства и значительной части опытных педагогов хранила и до сих пор хранит особое мнение относительно роли в пении дыхания, гортани и резонаторов, отдавая в этой триаде безоговорочное и что особенно важно — психологическое предпочтение — дыханию и резонаторам. В результате создалась странная ситуация: наука акцентировала внимание на гортани, оставляя «в тени» дыхание и резонаторы, а великие певцы наоборот — основное внимание направляют на организацию дыхания и максимальную активизацию резонаторов, оставляя гортань с голосовыми связками как бы в тени сознания. Повторяю: в тени — чисто психологически, прекрасно сознавая важнейшую роль этих органов в пении и всемерно заботясь об их благополучии! Педагоги учат устремлять сознание не на манипулирование связками, а на то, чтобы обеспечить связкам надежную защиту от перегрузок с помощью спасительного диафрагмального дыхания и реактивной поддержки резонаторов. Это одно из основных положений РТИП.

Целью резонансной теории искусства пения является объяснение искусства пения великих мастеров законами акустики, физиологии и психологии, доказательство целостной природы голосового аппарата как неразрывного единства дыхания, гортани и резонаторов в пении, кроме того, доказательство важнейшей и незаслуженно заниженной роли резонанса в пении как поставщика «даровой» акустической энергии голосу. Резонансная теория исследует важнейшую роль особой психологии пения выдающихся певцов, характерной для людей художественного типа, и на особой «технологической фантазии», допускающей отождествление себя с сильно резонирующим духовым музыкальным инструментом.

«В основе вокальной педагогики лежат поиски резонаторов — „звукового эха“», — как справедливо писал педагог Дж. Лаури-Вольпи. Эффективность этих поисков зависит от того, что мы знаем о природе резонанса, и как представляем себе участие резонаторов в певческом процессе. Поэтому сосредоточимся на роли резонанса в музыкальном искусстве и певческом процессе.

Основные физические свойства резонанса. Слово резонанс происходит от французского слова resonance — звучать. Резонировать могут всевозможные упругие физические тела — твердые, жидкие, газообразные, например, воздух. При этом резонировать могут только те тела, в которых могут распространяться волновые процессы, т. е. колебания среды. Не все материалы могут резонировать, иные гасят звуковые колебания, например войлок.

Важным условием возникновения резонанса является наличие у того или иного тела так называемой собственной резонансной частоты. Собственная резонансная частота — это такая частота колебаний, с которой данное физическое тело начнет колебаться, будучи выведенным из состояния покоя какой-либо внешней возбуждающей силой, например толчком, как качели, маятник часов и др., или ударом, как ножки камертона, корпус колокола, струна рояля, или потоком воздуха, как труба органа или бутылка, если подуть в ее горлышко и т. д. Собственную резонансную частоту называют иногда частотой свободных колебаний.

Резонансом называется явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его части под действием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой данного тела.

Акустическим резонатором является любой пустотелый сосуд, наполненный воздухом, сообщающийся с окружающим пространством одним или несколькими отверстиями и отвечающий — т. е. резонирующий — на звуки определенной высоты (частоты звуковых колебаний), соответствующие его собственной резонансной частоте. Частота звуковых колебаний, измеряемая числом колебаний, происходящим в 1 секунду, т. е. в герцах (Гц), связана с высотой музыкальных тонов в нотном обозначении определенным соотношением. Так, частота стандартного звука камертона la равна 440 Гц.

Резонирующим звучащим телом в акустическом резонаторе является воздух. Материал стенок резонатора влияет на его свойства. В частности, мягкие стенки, как, например, в голосовом аппарате человека, несколько понижают его собственную резонансную частоту по сравнению с жесткими, а также увеличивают потери на поглощение звуковых волн. Потери эти, однако, с лихвой окупаются той огромной ролью, которую играют вибрационные ощущения певцом резонансных звуковых волн для формирования профессионального певческого голоса.

У резонанса свои законы, их три. Первый закон. Резонатор является усилителем колебаний воздействующей на него возбуждающей силы. В этом легко убедиться, приставив звучащий камертон к корпусу резонатора: еле слышный звук камертона возрастает до такой силы, что становится слышным в большой аудитории. Теоретически резонанс увеличивает амплитуду колебаний резонирующего тела до бесконечности. Теоретическая кривая амплитуды резонансных колебаний уходит в бесконечность. Это означает, что тело практически должно разрушиться, так как не может бесконечно изменять свою форму и размеры, что реально и происходило в ряде случаев.

В действительности же это происходит редко, поскольку действуют факторы, сдерживающие бесконечное усиление резонансных колебаний: потери на трение, тепло, сопротивление упругих сил колеблющегося тела, ибо нельзя его бесконечно сжать или растянуть и т. п. В результате реальная кривая резонанса имеет значительный, но конечный подъем в точке резонанса.

Второй закон. Резонатор избирательно реагирует на частоту воздействующей на него возбуждающей силы: усиливает только те колебания, которые соответствуют его собственной резонансной частоте. Максимальный подъем (пик) резонансных кривых происходит только в точке совпадения частоты воздействующей силы и собственной резонансной частоты резонирующего тела.

Собственная резонансная частота резонатора зависит от его размеров и формы, прежде всего от его объема: чем больше объем, тем ниже резонансная частота. В этом легко убедиться, если подуть (сбоку) в горлышко бутылок разного размера или уменьшать объем одной бутылки, заполняя ее водой. Так, стандартная пол-литровая бутылка будет менять свой резонансный тон от ноты mi (частота 164,8 Гц), когда она пустая, и до ноты la-бемоль (830,6 Гц), когда почти полная. Помимо объема на резонансную частоту влияет площадь отверстия или, как его называют, «горла» резонатора, соединяющего его с атмосферой: чем шире отверстие «горла», тем выше резонансный тон. Влияет также и длина «горла» резонатора: удлинение «горла» понижает резонансную частоту и наоборот.

Третий закон. Резонатор усиливает колебания, соответствующие его собственной частоте, не требуя практически никакой дополнительной энергии. Откуда же резонатор берет энергию для усиления звука? Ведь согласно закону сохранения энергии, если энергия где-то увеличилась, то где-то она должна уменьшиться. Однако никакого нарушения закона сохранения здесь не происходит. Дело в том, что любой источник звуковых колебаний, например камертон, струна скрипки или голосовые связки певца, способен превратить в звук лишь небольшую часть своей колебательной энергии. Много большая часть энергии, расходуется непроизводительно: на преодоление трения, бесполезное тепло. Коэффициент полезного действия вибратора без резонатора весьма невелик — ничтожные доли процента. Акустические вибраторы имеют, как правило, слишком малые размеры, чтобы заставить колебаться большие массы воздуха, т. е. создать сильный звук. Малые вибраторы не согласованы со свойствами звуковой воздушной среды и нуждаются в посредниках для эффективного превращения их колебательной энергии в звуковые волны. В качестве такого рода посредников выступают различного рода резонаторы, они увеличивают силу звука, не потребляя при этом никакой излишней дополнительной энергии, т. е. придают вибратору как бы «даровую» энергию за счет повышения его коэффициента полезного действия. В этом легко убедиться: если приставить к наушнику резонатор, то звук усилится, а потребление энергии наушником останется на прежнем уровне.

Наблюдая трубы-резонаторы органа, тем более удивляешься способности небольшого по размерам голосового аппарата человека воспроизводить звук, перекрывающий звуки оркестра. Еще более удивительны вокальные возможности некоторых певчих птиц! И дело не в размере, а в особом устройстве резонаторов. Образование у птиц второй гортани в нижнем отделе трахеи дало возможность использовать трахею в качестве сильнейших резонаторов. Движениями тела и натяжением специальных мышц птица может в значительной степени изменять форму этой сложной системы резонаторов и таким образом управлять звуковысотными и тембральными свойствами своего голоса.

Резонаторы голосового аппарата певца. Его принято делить на три части в соответствии с особым функциональным назначением этих частей. Гортань с голосовыми связками. Этот орган называем вибратором и возбудителем звука. Дыхательный аппарат — его иногда называют энергетической системой, так как дыхание — изначальный поставщик энергии голосу. Он включает в себя легкие, трахею, бронхи, дыхательные мышцы, межреберные, брюшные, диафрагму, а также гладкую мускулатуру бронхов. Резонаторы, или резонаторная система, поскольку резонаторов много и они в процессе пения объединяются (или не объединяются — это индивидуально) в единую, взаимосвязанную систему, т. е. единый звучащий комплекс.

Звучащим телом в певческих резонаторах является воздух, ограниченный стенками дыхательного тракта, а не сами стенки, как иногда приходится слышать. Другое дело, что стенки голосового тракта приходят в соколебание с резонирующим в полостях воздухом и певец ощущает эти колебания, например, в области грудной клетки (резонанс в трахее) или лицевых тканей в области «маски» (резонанс в носовой полости или в гайморовых пазухах), или в области твердого нёба в «точке Морана» (резонанс в ротовой полости) и т. п. Эти ощущения безусловно можно назвать «ощущениями активности резонаторов», но помнить при этом, что резонируют (т. е. сильно увеличивают амплитуду своих колебаний) объемы воздуха в полостях-резонаторах и колебания свои передают стенкам голосового тракта. Они ощущаются певцом из-за присущей человеку виброчувствительности, благодаря наличию во всех живых тканях чувствительных нервных окончаний, воспринимающих вибрацию и вызывающих специфические певческие резонансные ощущения.

Различают верхние резонаторы — все, что выше гортани, и нижние — трахея с крупными бронхами. Верхние резонаторы нередко называют надставной трубой, поскольку они как бы надставлены сверху над гортанью. Среди верхних резонаторов важнейшую роль в пении (и речи) имеет ротовая полость, поскольку это наиболее подвижный из всех резонаторов, благодаря участию языка, челюсти, губ, сильно изменяющих объем и форму ротового резонатора, что и обеспечивает артикуляцию гласных, как певческих, так и речевых.

Важнейший резонатор — глотка, также подвижная, изменчивая по объему и форме полость. Особо важную роль в пении играет небольшая по объему надгортанная полость, образующаяся у хороших певцов путем сужения входа в гортань.

Наконец, к резонаторам относятся носовая полость и так называемые придаточные пазухи носа. Это — гайморовы полости, основная полость, решетчатый лабиринт и лобные пазухи. Они соединены с носовой полостью узкими проходами.

Семь важнейших функций голосовых резонаторов в певческом процессе: 1) энергетическая, 2) генераторная, 3) фонетическая, 4) эстетическая, 5) защитная, 6) индикаторная, 7) активизирующая. Выделение этих функций в известной степени носит условный характер, поскольку все они взаимосвязаны. Рассмотрение каждой из этих функций в отдельности позволяет нам подчеркнуть ту огромную роль, которую играет система резонаторов в формировании профессионального певческого голоса.

Такой подход должен способствовать ориентации сознания (и подсознания!) певца на резонансный принцип голосообразования, резонансные певческие ощущения, о которых говорят все выдающиеся мастера. А в ряде случаев он поможет и переориентации, т. е. отвлечения сознания (опять-таки и подсознания!) от пагубной прикованности к области гортани и голосовых связок, т. е. зоны, о которой все великие умалчивают, если их специально к этому не вынуждать.

Начнем с энергетической функции резонаторов. Эта функция резонаторов состоит в обеспечении большой мощности и полетности певческого голоса, способности его озвучивать большие оперно-концертные залы, преодолевать «звуковую завесу» оркестрового сопровождения, без какого-либо перенапряжения и заболевания голосового аппарата певца в течение многих лет профессиональной певческой деятельности. На чем основано столь чудесное свойство резонаторов?

Исследования с помощью специальной измерительной аппаратуры показывают, что простейший сонастроенный с вибратором резонатор способен усилить звук, и до 10 000 раз по мощности, как уже упоминалось, без нарушения закона сохранения энергии. Резонатор, будучи посредником между вибратором и акустической воздушной средой, повышает коэффициент полезного действия вибратора, переводя значительно большую часть его энергии в звуковую форму.

Прекрасной иллюстрацией роли резонаторов как усилителей звука являются духовые музыкальные инструменты, например медные. Губы трубача являются как бы аналогами голосовых связок, т. е. вибратором, возбудителем звука, а сам инструмент — резонатором. Голос трубы раздается на километры!

Для того чтобы определить, какую прибавку в силе голоса дали певцу его резонаторы, мы, разумеется, не можем отделить их от гортани с голосовыми связками. Но существует ряд косвенных способов такого рода проверки, основанных на оценке эффективности певческого голосообразования, т. е. коэффициента полезного действия (КПД) голосового аппарата. Такая оценка произведена в специальной работе. Было показано, что по сравнению с обычной речью (КПД которой составляет ничтожные доли процента) эффективность певческого голосообразования в десятки раз выше, и это обусловливается более эффективным использованием певцом резонаторной системы.

Энергетическая функция резонаторов проявляется не только в увеличении силы певческого голоса, т. е. придания ему большой энергии, но и в переносе этой энергии слушателю. Это свойство хорошо известно под термином «полётность» голоса. Полетность голоса была экспериментально исследована, она определяется рядом особенностей звука певческого голоса и, главным образом, — наличием высокой певческой форманты (ВПФ), которая имеет резонансную природу своего происхождения, а также наличием вибрато.

Полетность голоса связана с таким профессионально важным свойством певческого голоса, как близкий звук. Близкий звук обусловлен особой организацией резонаторной системы, при которой у певца возникает ощущение звука как бы вне голосового аппарата. Такого ощущения рекомендовал добиваться И. С. Козловский — «звук под носом», как он образно выражался. Близкий звук, возникающий при высокой активности певческих резонаторов, характеризуется еще одним важным свойством: такой звук и слушатель, даже далеко сидящий в зале, ощущает как бы близко от себя, а не где-то далеко на сцене.

Генераторная функция певческих резонаторов взаимосвязана с энергетической. Она состоит в том, что в общей системе голосового аппарата как генератора звука, резонаторам принадлежит ведущая роль в формировании и излучении в пространство всех воспринимаемых слушателем особенностей певческого голоса, а именно, силы, полетности, эстетических качеств тембра и фонетических свойств вокальной речи (дикция), не говоря уже о защитной роли по отношению к голосовым связкам.

Голосовой аппарат человека представляет собой автоколебательную систему, в которой резонаторы и вибратор (вместе с дыхательным аппаратом) являются взаимосвязанными элементами единого целого. Здесь сам по себе вибратор не может обеспечить звук необходимой силы и качества тона. Эти свойства придает ему резонатор. Резонатор также нуждается в возбудителе звуковых колебаний, которые он существенно преобразует по тембру и усиливает. В результате и образуется единая автоколебательная система, в которой звучащим телом становится уже не вибратор (голосовые связки), а резонатор, точнее воздух в резонаторе (т. е. в дыхательном тракте певца).

Таким образом, в системе вибратор-резонатор именно резонатор берет на себя главную роль в образовании звука, т. е. сам становится его генератором, естественно, в неразрывной связи с вибратором, т. е. в голосовом аппарате певца с голосовыми связками. Что касается голосовых связок, то они ввиду своих малых размеров и несогласованности с воздушной средой не могут обеспечить эффективного превращения энергии дыхательного аппарата в звук, так как имеют крайне низкий коэффициент полезного действия.

Разумеется, силу голоса можно пытаться увеличить и за счет напряжения работы гортани, нажима на нее дыханием, увеличением плотности смыкания голосовых связок, их жесткости и т. п. — пренебрегая при этом даровым источником силы голоса, которую могут дать резонаторы. Но этот путь насилования голосового аппарата отвергается в искусстве пения как бесперспективный и с профессиональной точки зрения — безграмотный. Он быстро приводит голосовой аппарат к истощению, к возникновению таких, увы, распространенных профессиональных заболеваний, как фонастения (слабость голоса) и даже афония, кровоизлияниям в слизистую оболочку голосовых связок, опухолей гортани и т. д.

Поэтому все искусство пения заключается в том, чтобы переложить усилия по производству звука с голосовых связок на резонаторы, максимально освободить гортань и голосовые связки от напряжения и вместе с тем максимально активизировать резонаторы. На языке вокалистов этот принцип выражен в известном афоризме: «Петь надо на проценты, не трогая основного капитала».

Система певческих резонаторов в целом является множественным резонатором, способным перенастраиваться на усиление различных звуковых частот в определенных пределах. Вместе с тем есть области частот, которые певческими резонаторами усиливаются наиболее значительно и постоянно. Это высокая и низкая певческие форманты. Формантами называются области значительного усиления амплитуды тех или иных обертонов голоса, что существенно влияет на тембр, фонетические свойства и силу певческого звука в целом.

Высокая певческая форманта (ВПФ) — это группа усиленных обертонов в основном в области re-sol четвертой октавы (примерно 2400–2700 Гц у мужчин и 2700–3500 Гц у женщин), придающих голосу звонкость и полетность. В этой области у мастеров пения сосредоточивается от 20 до 50% (и даже более) энергии певческого голоса. У неквалифицированных певцов ВПФ выражена слабо (3–10%).

Происхождение ВПФ предположительно объясняли резонансом небольшой надгортанной полости. С помощью рентгеновских снимков было показано образование такой полости у хороших певцов за счет сужения входа в гортань. Однако акустических доказательств происхождения ВПФ долгое время не могли получить.

На спектрах, как мужских, так и женских голосов, полученных при достаточно узкополосном компьютерном анализе (1/20–1/8 октавы и уже), можно видеть, что область ВПФ включает гармонические составляющие спектра голосового источника с небольшими отклонениями от гармоничности, вызванными нестационарностью работы живого голосового источника и воздействием резонаторной системы голосового тракта.

Резонансная природа образования ВПФ (точнее — 3-й речевой форманты, соответствующей области ВПФ) была экспериментально подтверждена. Спектры речевых гласных отличаются от певческих, значительной вариабельностью частотного положения формантных максимумов, в частности — третьей форманты, расположенной в зоне ВПФ и поблизости от нее. Расчет частоты формант производился по совокупности размеров и конфигурации всего артикуляционного тракта в целом, с учетом акустического взаимодействия различных его частей. Однако частоты спектра выше 2 кГц мало зависимы от резонансных процессов, обусловливающих низкочастотные области спектра. Это дает основание предположить, что надгортанную полость, порождающую высокочастотные максимумы спектра, можно рассматривать как локальный резонатор, практически независимый от резонансных характеристик глотки и ротовой полости, с собственной резонансной частотой.

Это предположение было подтверждено экспериментально. Вычисленные таким значения резонансной частоты надгортанного резонатора по формуле резонатора Гельмгольца практически совпали с частотами третьей форманты гласных с незначительными для подобного рода расчетов расхождениями. Полученные данные свидетельствуют в пользу того, что надгортанная полость человека является локальным резонатором типа резонатора Гельмгольца, усиливающим высокочастотные гармоники спектра голосовых связок в области ВПФ (2,4–3,5 кГц). Резонансная природа ВПФ находит и другие любопытные подтверждения в спектрах голоса высококвалифицированных певцов.

Резонансная природа НПФ достаточно очевидна, хотя нет единого мнения о том, какой именно резонатор ответствен за ее происхождение. Наиболее распространенное мнение: НПФ образуется в глотке. Обобщение исследований приводит к выводам о том, что НПФ, во-первых, представляет для певческого голоса значительно большую роль, чем это считалось раньше, а во-вторых, — происхождение НПФ связано с резонансной активностью двух наиболее крупных полостей голосового тракта певца — ротоглоточного и трахеобронхиального резонаторов. В этом смысле голосовой аппарат певца в акустическом отношении аналогичен духовым музыкальным инструментам.

Свойство голосовых складок певца регулировать частоту звуковых колебаний не является принципиальным отличием для рассмотрения интересующего нас вопроса о резонансных свойствах ротоглоточного резонатора. Кроме того, это свойство голосовых складок, присуще в определенной мере и губам трубача, поскольку известно, что для образования звуков разной высоты и силы он должен существенно изменять жесткость губ в амбушюре инструмента. Все эти акустико-физиологические закономерности характерны в общей форме и для работы голосового аппарата певца. Аналогия простирается и дальше и состоит в том, что музыкант не сможет издать на своем инструменте звук необходимой высоты, силы и качества без помощи соответствующей перестройки резонансных свойств инструмента (т. е. путем удлинения или укорочения длины его рабочего канала в соответствии с длиной волны извлекаемого звука). Точно также голосовой аппарат лучших певцов работает в режиме максимальной активизации резонансной системы и создания высокого реактивного импеданса, облегчающего колебательный процесс голосовых складок.

Исходя из гипотезы об акустической эквивалентности ротоглоточной части голосового аппарата певца каналу амбушюрного духового инструмента, есть основание полагать, что ротоглоточный резонатор певца должен усиливать частоты спектра голосового источника, соответствующие по длине волны удвоенной длине волны данного резонатора. Экспериментальному подтверждению данной гипотезы способствовали полученные интегральные спектры разных типов мужских певческих голосов басов, баритонов и теноров. Были вычислены соответствующие для каждой из этих частот НПФ длины резонаторов, исходя из признания ротоглоточного канала певца резонатором, аналогичным каналу амбушюрного духового инструмента, генерирующего, как известно, тон, соответствующий по длине волны удвоенной длине трубы с концевой поправкой на импеданс. В результате были теоретически вычислены длины резонаторов НПФ для различных типов певческих голосов: басов (28,6 см), баритонов (25,9 см) и теноров (20,4 см). Оказалось, что эти теоретически вычисленные длины резонаторов практически совпадают с рентгенологическими данными. Это дает основание заключить, что происхождение низкой певческой форманты (НПФ) связано с резонансом всего ротоглоточного канала певца от гортани до кончиков губ, усиливающего в мужских голосах тоны 460–590 Гц, т. е. в полосе примерно 4/5 октавы.

Но ротоглоточный резонанс — не единственная причина происхождения НПФ. Экспериментальные исследования вибрации грудной клетки певца показали, что в ее спектре наиболее сильно выражена область НПФ, т. е. около 400–600 Гц, что свидетельствует о резонансе трахеи на эти частоты.

В целом исследования показывают, что роль певческих резонаторов состоит в усилении не основного тона, как это характерно, например, для органа, а двух основных формантных областей спектра: ВПФ (2400–3500 Гц) и НПФ (400–600 Гц), т. е. резонансная система певца наиболее эффективно усиливает звуки в пределах примерно трех октав 400–3500 Гц. Ниже и выше этих пределов амплитуда спектра певческого голоса прогрессивно убывает.

Об эстетической роли ВПФ и НПФ. Резонаторы сглаживают резкие толчки воздуха, продвигающиеся через их сомкнутые края, придавая им плавную синусоидальную форму, т. е. превращая в звуковые колебания. Во-вторых, резонаторы преобразуют спектр гортанных импульсов. Он представляет собой набор обертонов уменьшающейся (к высоким частотам) амплитуды, т. е. не содержит никаких усиленных областей. Резонаторы сильно видоизменяют унылое однообразие гортанного звука, создавая мощные зоны усиленных обертонов, т. е. НПФ и ВПФ, которые и придают певческому звуку характерный певческий тембр: ВПФ — чарующую слух звонкость, «серебристый» оттенок, а НПФ — мягкость, массивность, «бархатистость», объемность звука.

Были проведены опыты, доказывающие важнейшую эстетическую роль ВПФ в восприятии певческого голоса. Голоса выдающихся певцов, содержащие в норме высокий уровень ВПФ, при удалении ее из спектра голоса (с помощью полосовых электроакустических фильтров) теряют практически все свои достоинства — звучат тускло, напряженно, глухо. Голос приобретает «старческий» тембр, теряется разборчивость речи, полетность звука. Сама же ВПФ, звучащая изолированно, производит впечатление «соловьиных трелей, «сказочной музыки».

Поскольку ВПФ можно выделить из голоса певца и измерить ее относительный уровень в спектре в %, величину эту называют коэффициентом звонкости голоса. Опыт показал, что использование данного условного показателя более адекватно (на слух) отражает понятие звонкости голоса, чем оценка по соотношению мощности. Важная роль ВПФ состоит в том, что она находится в области максимальной чувствительности слуха и тем самым способствует увеличению громкости певческого голоса, слышимости на большом расстоянии («полётность звука») и помехоустойчивости как свойстве преодолевать маскирующее воздействие музыкального сопровождения, «резать оркестр», по образному выражению дирижеров.

Отфильтровывание или даже частичное подавление НПФ также неблагоприятно сказывается на голосе: он становится «жидким», «пустым», чрезмерно «колючим» и т. п., поскольку НПФ придает голосу «мягкость» и массивность. Таким образом, обе певческие форманты оказываются важными для голоса, и нарушение гармонического баланса между уровнями ВПФ и НПФ приводит к ухудшению его эстетических качеств. Это необходимо иметь в виду при реставрации грамзаписей певческих голосов мастеров прошлого, например Ф. Шаляпина.

Тип голоса певца в свете РТИП. Тип певческого голоса — важнейшая эстетическая категория в музыкальном искусстве. Деление на различные типы голосов на бас, баритон, тенор, меццо сопрано, сопрано и др. — обусловлено художественными особенностями образов героев вокальных произведений, требованиями ансамблевого, хорового пения. Число типов певческих голосов имеет тенденцию увеличиваться за счет дифференциации основных типов, например: бас — высокий, центральный, низкий (профундо), октавист; тенор — лирический, драматический и др., а также за счет промежуточных типов голосов. Некоторые классификации типов певческих голосов насчитывают до нескольких десятков. Умножается и число критериев, по которым производится это деление. Проблема определения типа голоса важна, так как определяет судьбу певца — пение не своим типом голоса ведет к деградации и профзаболеваниям певца. В этой связи был предложен достаточно надежный метод определения типа голоса певца по особенностям формантной структуры спектра его голоса (Морозов, 1977). Тип певческого голоса, как известно, характеризуется доступным для певца звуковысотным диапазоном. Однако не менее и даже более важным является тембровый критерий, ибо художественно-эстетические особенности партий требуют прежде всего известных тембровых различий (густой, мужественный тембр драматических голосов и светлый, нежный звук легких лирических голосов). Поэтому если тенор (по тембру) не имеет теноровых верхов, то этим не может считаться баритоном.

Объективным эквивалентом тембра является спектр звука, это этот показатель и избирается для определения типа певческого голоса. Метод основан на среднестатистической интегральной картине спектра голоса певца. Исследования интегральных спектров басов, баритонов и теноров показали следующие их особенности. Во-первых, каждый из этих типов голосов характеризуется тремя максимумами спектра, которые обусловлены, соответственно, тремя певческими формантами (высокой певческой формантой, низкой певческой формантой, а также средней певческой формантой — СПФ). Во-вторых, чем выше тип голоса, тем выше по частотной шкале расположены указанные форманты.

Тенденция безусловно прослеживается — чем выше тип голоса, тем выше частота его основных формантных областей. Эта закономерность распространяется и на категорию женских типов голосов, вплоть до самых высоких. Таким образом, специфические тембровые качества разных типов певческих голосов обусловлены частотным расположением основных формант.

Определить тип голоса любого обследуемого певца можно путем измерения частотного положения его основных формантных областей НПФ, СПФ и ВПФ. Эти основные формантные частоты определяются размерами резонаторов певца: чем больше его резонансные полости, тем ниже частоты его основных певческих формант, и наоборот — чем меньше его резонансные полости, тем выше частоты формант.

Согласно ларингологическому критерию, тип голоса определяется длиной голосовых связок: у басов они в среднем 2,5 см, у теноров 1,9–2,2 см, у сопрано 1,5–1,8 см. Однако из этого правила имеется немало исключений, и это в значительной мере связано с тем, что обладатель, например, басовых связок и теноровых резонаторов, как это было у Э. Карузо, будет иметь теноровый тембр, что и определит тип его голоса и певческое амплуа. Вместе с тем тип голоса решает не один, а ряд показателей, в числе которых резонансному критерию принадлежит одно из первых мест по значимости.

Психологические основы резонансного пения. Психологии пения как науки, к сожалению, не существует. Иногда упоминают, что психология для певца нужна (воля, настойчивость, память, внимание и т. п.). Это общие качества, нужные каждому человеку. Но это не специальная психология пения. Для искусства пения нужна не просто психология, нужна психология овладения и владения резонансной техникой пения. «Математическая верность в музыке н самый лучший голос в музыке мертвенны до тех пор, пока математика и звук одухотворены чувством и воображением» (Ф. Шаляпин).

Эмоции в пении играют две важнейшие роли: эстетическую, т. е. как средства выразительности и дидактическую, т. е. как средства формирования голоса певца, воздействия на вокальную технику. Между тем образ и эмоции имеют огромнейшее значение в овладении резонансной техникой пения. Это важнейшее психологическое средство обучения резонансному пению.

Об особенностях сценических эмоций. Пение — это разговор певца со слушателем на языке эмоций. Но сценические музыкальные эмоции, существенно отличаются от бытовых. Исследования показали, что палитра сценических эмоций значительно смещена в сторону положительных эмоций и обеднена отрицательными. В пении редко фигурирует гнев и практически отсутствует страх. Даже сценическая печаль окрашена по-особому («Печаль моя светла...»). Переживание на сцене негативных эмоций натуральной печали, скорби вредит вокальной технике и голосу, и притом не только малоопытным певцам, но и выдающимся мастерам. Вредят натуральные слезы и художественной правде образа героя. В этой связи мастера говорят о дисциплине чувств, о строгом самоконтроле эмоционального поведения певца на сцене. Любопытно, что даже в церковном пении отрицательные эмоции как бы окрашиваются положительными. Блаженный Иероним, например, поучал молодых хористов «петь со страхом и умилением».

Резонансная техника пения и эмоции. В последние годы мы, к сожалению, констатируем у многих абитуриентов-вокалистов, поступающих в Московскую консерваторию, преобладание в тембре голоса негативных эмоций печали, суровости, равнодушия и меньше — радости. Это же наблюдается и в разговорной речи. Как показано В. П. Морозовым, этот феномен — результат воздействия на современного человека негативных эмоций, звучащих в речи и музыке, и особенно в рок — музыке, как в обыденной жизни, так и в средствах массовой информации — ТВ и радио.

Опытные педагоги добиваются ощущения певцом радости при пении (с этим связана известная рекомендация пения «на улыбке»), поскольку это активизирует резонансные механизмы певческой техники, в то время как печаль и особенно страх их подавляют. Сценическое волнение по этой причине сильно мешает певцу проявить свои возможности. Состояние эмоциональной сферы вокалиста — одна из важнейших задач на пути овладения резонансной техникой пения.

Библиография

Барсов Ю. А., Морозов В. П. О полетности певческого голоса//Музыкальные кадры. 1965. № 24

Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. Л., 1972

Морозов В. П. Тайны вокальной речи. М.; Л., 1967

Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи. М.; Л., 1977

Морозов В. П. Об экспериментально-теоретических исследованиях голоса певца и их значении для вокальной педагогики//Вопросы вокальной педагогики. М., 1982. Вып.6

Морозов В. П. О резонансной природе высокой и низкой певческих формант//Сб. трудов XI Сессии Российского Акустического Общества. М., 2001. Т. 3

Морозов В. П. Резонансная теория пения и вокальная техника выдающихся певцов. М., 2001

Морозов В. П. Искусство резонансного пения. М., 2001

Работнов Л. Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов. Л., 1932

Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М., 1981

Тема № 235

Эфир 27.03.2003

Хронометраж 57:23

НТВwww.ntv.ru
 
© ОАО «Телекомпания НТВ». Все права защищены.
Создание сайта «НТВ-Дизайн».


Сайт управляется системой uCoz