Обратная связь
gordon0030@yandex.ru
Александр Гордон
 
  2001/Октябрь
 
  Архив выпусков | Участники
 

Интерпретация в живописи

  № 19 Дата выхода в эфир 10.10.2001 Хронометраж 29:00
 
Знаменитый французский художник Пьер Сулаж, искусствовед Жан-Клод Маркадэ, директор Французского культурного центра Ольга Махрова и художественный критик Михаил Сидлин о прошлом и будущем авангардного искусства.

Выставка классика современного искусства Пьера Сулажа в Третьяковской галерее — знаковое событие для художественного мира Москвы. Творчество одного из корифеев абстрактной живописи ХХ века будет показано в столице впервые. Ретроспектива, с успехом прошедшая в Государственном Эрмитаже в Петербурге, и переместившая теперь благодаря меценатской поддержке французского декоратора Брижит Саби в Москву, включает произведения, созданные с 1948 по январь 2000 года — 28 живописных полотен и 9 работ на бумаге. Это малая часть произведений художника, создавшего до настоящего времени 1200 холстов и около 600 графических листов.

С самого начала своей творческой карьеры и до сегодняшнего дня Пьер Сулаж остается бескомпромиссным сторонником идей живописной абстракции. Отказываясь от фигуративного, «болтливого» искусства, художник делает центральной темой своих полотен саму живопись, ее формальные составляющие: цвет, свет, композиционный ритм, фактуру и плотность основы и материала.

Сулаж добивается предельной выразительности беспредметных композиций, максимально ограничивая палитру: его «главный герой», проводник на пути к достижению живописной метафизики, к выявлению нематериального света — черный цвет. Пьер Сулаж использует самые разнообразные оттенки черного, заставляя его светиться на фоне белого холста или прозрачного стекла, применяет различные технологии нанесения краски.

Ни один художник, когда-либо пользовавшийся этим «не-цветом», не довел его возможности до такого совершенства. Черный в «Черном квадрате» К. Малевича, в «черном на черном» А. Родченко или в «черных картинах» Э. Рейнхардта и Ф. Стеллы был скорее знаком радикального отказа от цвета и, в конечном итоге, от самой живописи, тогда как черный у Пьера Сулажа — это восстановленный в правах элемент живописной системы, ее основа и не менее радикальное прославление живописи, которая, наряду с музыкой, позволяет человеку говорить о мире, не прибегая к многословной речи — уделу «пророков и почтальонов».

Первые работы Пьера Сулажа — черные или темно-коричневые конфигурации на белом пространстве фона, сменяются «цветным» периодом — в его работах 1950-х — начала 1970-х годов черный оттеняется добавлением одного или двух цветов. С 1979 года Сулаж покрывает толстым слоем черной краски всю поверхность холста, по-разному отражающую свет в зависимости от фактуры мазка, так что при движении вдоль полотна зритель видит бесконечно меняющуюся картину отражений. Сулаж называет этот цвет «ультрачерным»: «Ультрачерный — то есть: за пределами черного, свет, отраженный, преображенный черным. Ультрачерный — это черный, который, переставая им быть, начинает светиться, излучать тайный свет». В 1990-е годы художник снова использует контрасты черного и белого. В этот период картины «гиганта живописи», как назвал Сулажа известный французский искусствовед Жан-Поль Маркадэ, «развивают живописную поэтику света, проходящего через черную стену, сущего света, который <...> освещает реальность с оборотной стороны».

Сулаж считает зрителя полноправным участником «живописного акта», перенося смысловой центр произведений не внутрь картины, а в пространство между изображением и тем, кто на него смотрит: «Я ничего не требую от зрителя, — говорит художник, — я предлагаю ему живопись: он остается свободным и безусловным ее толкователем». Особая драматургия света в полотнах мэтра оставляет зрителю простор для его собственного переживания цвето-световых коллизий, ведь живопись Сулажа — это «живопись свободного человека для свободного человека».

Пьер Сулаж родился в 1919 году в Родезе, департамент Авейрон на юго-западе Франции. Он начинает заниматься живописью очень рано, еще во время учебы в родезском лицее. В 1938 Сулаж впервые попадает Париж, посещает столичные музеи. Особенно сильное впечатление на него произвели полотна П. Сезанна и П. Пикассо. Во время немецкой оккупации Сулаж учится в Школе изящных искусств в Монпелье, затем, чтобы избежать отправки на принудительные работы, становится виноградарем. В 1946 художник обосновывается в парижском пригороде Корбевуа и целиком посвящает себя занятиям живописью. Первое его публичное выступление состоялось в 1947 году на выставке «Салон Сверхнезависимых», после которой о нем заговорила французская критика. Уже в 1951 году его картины приобретают лондонская галерея Тэйт и нью-йоркский музей Гуггенхейма. Через два года Сулаж удостоился приза биеннале в Сан-Паулу, а в 1957 — первой премии на биеннале в Токио. Среди почетных наград художника — американская премия Карнеги (1964), Гран-при по живописи города Парижа (1975 и 1986), немецкая премия Рембрандта (1976), японская императорская премия (1994). Пьер Сулаж принял участие в первых трех выставках «Documenta» в Касселе (1955, 1959 и 1964) — наиболее значительном интернациональном форуме актуального искусства. Ретроспективы Сулажа прошли в крупнейших музеях мира, его работы хранятся в коллекциях Национального музея современного искусства в Париже, Музея современного искусства Рио-де-Жанейро. Последним монументальным проектом художника стало выполнение государственного заказа по созданию витражей для монастырской церкви Сент-Фуа в Конке (1986–1994).

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа: Эта выставка напоминает зрителям, привыкшим связывать расцвет абстрактной живописи с Америкой, что Европа не только родина, но и замечательный центр абстрактного искусства 20 века.

1961 год — Национальная выставка Франции в Сокольниках. Кремлёвское начальство периода оттепели порой делало вид, что страна открыта для любых культурных контактов, даже и таких, которые не имели и малейшего отношения к «священному» соцреализму. Впрочем, советское эстетическое целомудрие охранялось исключительно прочно, и ни в 1961 году, ни после самая современная французская живопись в СССР не привозилась.

1959 год — Национальная выставка США в Москве. Широкая панорама новейшего искусства, включавшая всех корифеев абстрактного экспрессионизма. После инцидента с самолётом Пауэрса абстракционизм заклеймили. Александр Галич: любого российского абстракциониста «обзывали жуликом и Поллоком».

В СССР современными художниками Франции считали Матисса и Пикассо.

Советский зритель, с раннего детства воспитываемый под барабаны социалистического реализма, вряд ли был способен оценить достоинства чужого абстракционизма, тем более, что не знал своего отечественного, золотой фонд которого составляли тщательно скрываемые работы основоположников этого направления — Кандинского, Малевича, Ларионова.

Honour H., Fleming J. The Visual Arts: A History. N.Y., 1999.: «Встреча американской и русской армий на Эльбе в 1945 году символизировала много больше, чем конец войны в Европе. Она отметила конец европейского империализма и европейского правления за морями и, с потерей политической и экономической мощи, конец европейского господства на Западе в области культуры».

Сулаж — единственный французский и вообще европейский художник, безоговорочно признаваемый в Америке и считающийся там «своим» (Альберт Костеневич, критик).

Абстрактная живопись сродни музыке. Игорь Стравинский: «... смысл существования музыки отнюдь не в том, что она выразительна. Если нам кажется, как это часто случается, что музыка что-либо выражает, это лишь иллюзия, а никак не реальность. Это просто некое дополнительное качество, которое, по какому-то укоренившемуся в нас согласию, мы ей приписали, насильственно ей навязали как обязательную форму одежды и то ли по привычке, то ли по недомыслию стали смешивать всё это с её сущностью...» («Хроника моей жизни»)

«Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас» (Казимир Малевич)

Сулаж: «Я ничего не требую от зрителя, я предлагаю ему живопись: он остаётся свободным и безусловным её толкователем. Такая позиция зрителя зависит от его общего мировоззрения <...> Она налагает ответственность не только на художника, но и на зрителя, и с максимально возможной силой»

Поль Валери: «Любое произведение требует ответа»

Сулаж: «Реальность произведения — это тройное отношение, которое устанавливается между той вещью, которой оно является, художником, который её сделал, и тем, кто её рассматривает»

Отповедь фигуративизму в исполнении Малевича: «Глыбе мрамора не присуща человеческая форма. Микельанджело, изваяв Давида, сделал насилие над мрамором, изуродовав кусок прекрасного камня»

Разница восприятия и подхода: для Малевича холст — «окно, через которое обнаруживаем жизнь», для Сулажа холст — стена без окна.

Морис Мерло-Понти «Глаз и дух»: «Если никакое живописное произведение не завершает живописи, если даже никакое произведение не завершается абсолютно, каждое творение изменяет, искажает, проясняет, углубляет, подтверждает, вдохновляет, воссоздаёт или предвосхищает все другие. Если творения не являют собой некий приобретённый опыт, то не столько из-за того, что они, как и всё прочее, являются преходящими, сколько из-за того, что почти у всех их жизнь впереди».

Библиография

Крученых А. Победа над солнцем. СПб., 1913.

Малевич К. От кубизма к супрематизму: Новый живописный реализм. Петроград, 1916.

Breton A. Signe ascendant. Paris, 1975.

Daix P., Sweeney J. J. Pierre Soulages. L’oeuvre 1947–1990. Neuchatel, 1991.

Grenier J. Entretiens avec dix-sept peintres non-figuratifs. Paris, 1963.

Marcade J.-C. La couleur seule. Ville de Lyon, 1988.

Merleau-Ponty M. L’Oeil et l’Esprit. Paris, 1960.

Merleau-Ponty M. Sens et non-sens. Paris, 1948.

Тема № 19

Эфир 10.10.2001

Хронометраж 29:00


НТВwww.ntv.ru
 
© ОАО «Телекомпания НТВ». Все права защищены.
Создание сайта «НТВ-Дизайн».


Сайт управляется системой uCoz