Обратная связь
gordon0030@yandex.ru
Александр Гордон
 
  2001/Октябрь
 
  Архив выпусков | Участники
 

Поэтика и правда

  № 23 Дата выхода в эфир 22.10.2001 Хронометраж 46:00
 
Поэтика и правда: идеи, события и люди в филологии, семиотике и жизни. О судьбах современной гуманитарной науки размышляет профессор университета Южной Калифорнии, филолог, лингвист и семиотик Александр Жолковский.

Программа повторно вышла в эфир 11.04.2002 (тема № 97) в укороченном варианте (хронометраж 32:00).


Материалы к программе:

Суть разговора в переплетении теоретических концепций и судеб конкретных людей в годы героического структурализма и нынешнего времени — в этом смысл названия темы беседы.

Основные темы разговора

1. Суть концепции генеративной (или порождающей) поэтики состоит в следующем. Генеративная поэтика стремится не к описанию текста, а к моделированию процесса порождения текста. По мысли автора генеративной поэтики, художественный текст можно представить как сумму некоей абстрактной темы и приемов выразительности, при помощи которых тема трансформируется в реальный текст. Тема может быть сформулирована и на естественном языке, и звучать как абстрактное высказывание на метаязыке. Например, тему повести Конан Дойла «Собака Баскервилей» можно сформулировать и в виде поговорки «волк в овечьей шкуре», и в виде абстрактного описания: «Некто под видом покровительства или дружбы готовит убийство своего протеже». После того, как тема сформулирована, дальнейший анализ состоит в «вычитании» приемов выразительности из текста, так чтобы последовательно свести его к теме. Примеры приемов выразительности: совмещение, контраст, варьирование, затемнение, увеличение, повторение, конкретизация, увеличение.

Еще одно важное понятие, которое выделила генеративная поэтика, это «поэтический мир» — это коррелят понятия темы для творчества одного поэта, рассматриваемого как единое целое. Процедура здесь такая же, как и при анализе прозы. Формулируется основная черта поэтического мира, а затем показывается, как она развертывается в тексты при помощи приемов выразительности. Жолковскому удалось сформулировать общую тему (инвариант) всего поэтического мира Пушкина.

«Объективный интерес к действительности, осмысляемый как поле взаимодействия амбивалентно оцениваемых начал „изменчивость, неупорядоченность“ и „неизменность, упорядоченность“ (сокращенно „амбивалентное противопоставление изменчивость/неизменность“, или просто „изменчивость/неизменность“)».

В дальнейшем эта абстрактная тема подвергается в творчестве Пушкина конкретизации и варьированию. Например, «в физической зоне „изменчивость/неизменность“ предстает в виде противопоставлений „движение/покой“, „хаотичность/упорядоченность“, „прочность/разрушение“, „газообразность, жидкость, мягкость/твердость“, „легкость/тяжесть“, „жар/холод“, „свет/тьма“ и нек. др.; в биологической — „жизнь/смерть“, „здоровье/болезнь“; в психологической — „страсть/бесстрастие“, „неумеренность/мера“, „вдохновение/отсутствие вдохновения“, „авторское желание славы и отклика/равнодушие к чужому мнению“; в социальной — „свобода/неволя“».

«Далее, мотивы, разделяемые в теории, в реальных текстах выступают в многообразных совмещениях. Например в отрывке „Кто, волны, вас остановил, Кто оковал [ваш] бег могучий, Кто в пруд безмолвный и дремучий Поток мятежный обратил? Чей жезл волшебный поразил во мне надежду, скорбь и радость [И душу] [бурную...] [Дремотой] [лени] усыпил? Взыграйте, ветры, взройте воды, Разрушьте гибельный оплот — Где ты, гроза — символ [свободы? Промчись поверх невольных вод]“ мотивы „неподвижность“, „движение“, „разрушение“ (физическая зона) служат в то же время и воплощением мотивов „бесстрастие“, „неволя“, „свобода“, „страсть“ (психологическая и социальная зона)».

2. Филология и писательство — как это соотносится. Здесь можно поговорить о современной литературе — Соколове, Павиче, Сорокине. Пелевине. Марининой. Акунине. Елизавете Мнацакановой.

3. Жолковский — один из немногих филологов, который крайне успешно работает в соавторстве, ряд его книг написан со Ю. К. Щегловым, они вместе создавали генеративную поэтику. Одна из лучших книг Алика «Бабель» написана вместе с Мишей Ямпольским. Соавторство в науке — одна из тем этого разговора.

4. В молодости Жолковский был лингвистом, написал книгу «Синтаксис Сомали». Его лингвистическое прошлое связано с такими людьми, как Игорь Мельчук, В. А. Успенский, И. И. Ревзин, С. Шаумян. Контакты с этими людьми — кто-то умер, кто-то уехал, кто-то до сих пор здесь — определяли в разное время его научный и человеческий облик.

5. Модель генеративной семантики и поэтики стала основой для теоретической метапсихологии, как она реализуется у А. Сосланда, В. Цапкина). Цель генеративной процедуры — перейти от поверхностной структуры к глубинной путем анализа трансформаций. Цель психоанализа — выйти от сознательного к бессознательному при помощи анализа механизмов защиты. Глубинная структура, таким образом представляется функционально чем-то схожим с бессознательным. Трансформации в генеративной грамматике и соответствующие им «приемы выразительности» в генеративной поэтике напоминают «механизмы защиты» бессознательного в психоанализе.

В генеративной грамматике это такие трансформации, как пассивная, негативная, вопросительная, номинативная. Например:

активная конструкция — Мальчик ест мороженое

пассивная конструкция — Мороженое съдается мальчиком

негативная конструкция — Мальчик не ест мороженого

вопросительная конструкция — Ест ли мальчик мороженое?

номинативная конструкция — Мороженое, съедаемое мальчиком.

В генеративной поэтике лингвистическим трансформациям соответствуют приемы выразительности — контраст, совмещение, сгущение, затемнение, конкретизация, варьирование, увеличение, обобщение.

В психоанализе бессознательное защищает себя от «агрессии» аналитика при помощи механизмов защиты: сопротивление (Widerstand), вытеснение (Verdrängung), замещение (Ersatzbildung), повторение (Wiederholung), Сгущение (Verdichtung) отрицание (Verneinung), перенос (Übertragung).

Пример из статьи Фрейда «Из истории одного детского невроза»(Человек-Волк). Герою снятся волки на дереве. После этого он начинает бояться волков. Волк олицетворяет отца, как показывает Фрейд (то есть произошло замещение). Боязнь волка-отца связана с вытеснением увиденной, возможно, героем в младенчестве сцены коитуса родителей в положении сзади. По предположению Фрейда, на самом деле мальчик видел сцену совокупления животных, а потом произвел перенос ее на совокупление родителей, которого он, возможно, в действительности и не видел, но лишь хотел увидеть.

6. Интересно, что Фрейд в работе о «Случае Шребера» во многом проделал то же, что потом генеративизм.

Вот его разграничения между паранойей, бредом ревности и эротоманией. Здесь действуют. в сущности те же трансформации одной глубинной структуры «Я люблю его» — закон проекции.

Я люблю его? Я не люблю его? Я ненавижу его? Он ненавидит меня (паранойя);

Я люблю его? Не я люблю его? Она любит его (бред ревности)

Я люблю его? Я люблю не его? Я люблю ее? Она любит меня (эротомания)


Библиография

Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М., 1994.

Гаспаров Б. М. Лингвистика языкового существования. М. 1996.

Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Математика и поэзия: Поэтика выразительности. М., 1976.

Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. К понятиям «тема» и «поэтический мир»//Труды по знаковым системам. Тарту, 1975. Т. 7.

Жолковский А. К. Инварианты Пушкина//Труды по знаковым системам. Тарту, 1979. Т. 11.

Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности. Вена, 1996.

Жолковский А. К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. М., 1994.

Жолковский А. К., Ямпольский М. Б. Бабель. М., 1994.

Жолковский А. К. Михаил Зощенко: Поэтика недоверия. М., 1999.

Жолковский А. К. Мемуарные виньетки и другие non-fictions. М., 2000.

Московско-Тартуская семиотическая школа: История, воспоминания, размышления/Сост. С. Ю. Неклюдов. М., 1998.

Ревзин И. И. Субъективная позиция исследователя в семиотике/Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Т. 5.

Руднев В. Структурная поэтика и мотивный анализ//Даугава. 1989. № 1.

Руднев В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. М., 2000.

Freud S. Psychoanalytic notes on an autobiographical account of a case of paranoia (dementia paranoides)/Freud S. Case Histories. N.-Y., 1981.


Тема № 23

Эфир 22.10.2001

Хронометраж 46:00


НТВwww.ntv.ru
 
© ОАО «Телекомпания НТВ». Все права защищены.
Создание сайта «НТВ-Дизайн».


Сайт управляется системой uCoz