Обратная связь
gordon0030@yandex.ru
Александр Гордон
 
  2003/Январь
 
  Архив выпусков | Участники
 

Технология творчества: Шанович, Шмидт

  № 194 Дата выхода в эфир 04.01.2003 Хронометраж 51:33
 
Телевизионному дизайну нельзя научиться по книжкам. Изучив теорию компьютерной графики и студийного оформления, художник отложит книгу и приступит к практической работе, и только тогда все неисчерпаемые возможности для творческой фантазии откроются ему во всей полноте. Но все-таки в чем специфика работы художника на телевидении? О том, влияет ли упаковка на качество телевизионной продукции, и почему российские дизайнеры заставляют западных коллег с удивлением следить за развитием телевизионного дизайна в России, — арт-директор НТВ Сергей Шанович и известный телевизионный дизайнер из Германии Маркус Шмидт.

Участники:

Сергей Шанович — арт-директор НТВ

Маркус Шмидт — известный немецкий специалист в области строительства телевизионного бренда, управляющий директор крупнейшего в Европе агентства по оказанию творческих услуг в области Электронных СМИ «SEVEN SENSES». Образование: степень магистра по специальности «коммуникационный дизайн». Опыт работы: арт-директор в мюнхенских агентствах полного цикла на протяжении 5 лет; творческий директор канала ProSienben в течение 4 лет, управляющий директор агентства SevenSenses с момента основания в 1999 г. С 1996 г. получил свыше 50 наград Promax&BDA, не считая других национальных и международных премий.

Материалы к программе:

Из статьи «Арт-эфир» (журнал «Elle: декор». 2002. № 9).

На международном конкурсе дизайнеров РгоМах ЕЮА Гран-при 2002 получил канал НТВ и его арт-директор Сергей Шанович. Российский телевизионный дизайн впервые признан на высоком международном уровне.

Мы в кабинете главного дизайнера канала: компьютеры, десятки эскизов, профессиональные журналы. Сергей одет в черное, волосы — ярко-алые, говорит негромко, с мягкими интонациями. На экране плоского монитора — фотографии из Барселоны.

— Вот я поднимаюсь на сцену; испанская красавица вручает мне приз. Вот я с ней целуюсь. Испанка хочет целоваться еще, но я уже не хочу. Вот все жмут друг другу руки, я говорю спасибо, и все заканчивается.

— Какая из Ваших работ получила приз?

— Дизайн студии (сет-дизайн) программы А. Гордона. Еще они оценивают: титры программ, стиль канала, заставки. Интересно, что победила вещь, которая выглядит очень по-русски и при этом абстрактно — красное, черное, простые формы. Программа Гордона — это ток-шоу, в студии сидят люди, разговаривают. Причем люди не самые модные — в основном ученые. Да и Гордон прилично одеваться не хочет. Поэтому я придумал своего рода Зазеркалье. Обычно делают так: если кто-то говорит, его показывают. Если человек стоит, нужно чтобы он был чуть выше колен или в полный рост. Мы сделали все наоборот. Если человек говорит, его не показывают; если лицо, то самым крупным планом. Все фигуры абсолютно стаффажные и выглядят маленькими арабесками на заднем плане. То есть личность стирается, остается только «общее Я» этой программы. Цветное радио.

— Красный квадрат — главное действующее лицо?

— Да, так я и задумывал. Мы решили вспомнить супрематизм, русский авангард — вроде бы все очень просто, но раньше никто такого на телевидении не делал. Программа выходит ночью; часто в это время суток телевизор — единственный источник света в квартире. Большая красная мерцающая лампа, которая еще и что-то говорит. При этом слушать безумно интересно, хоть ничего и не происходит. Этот конкурс — своего рода олимпиада в пашей области. Присуждая приз, жюри формирует вектор дальнейшего развития ТВ-дизайна. Все смотрят на победителей и начинают действовать в том же направлении. Культурные различия тоже сыграли свою роль. Мы не прожили историю телевидения так, как Запад. Там — полувековое развитие, множество шоу. Бюджеты, несопоставимые с нашими. Западный зритель перекормлен, пресыщен деталью в кадре, мигающим светом. А нам удалось сломать стожившийся там стереотип телестудии. Концептуальный дизайн редко становится массовым. Наш случай — уникален, здесь сошлись концептуальный подход и голая прагматика. Удалось выявить функцию продукта при минимуме акцентов, без формальных изысков. Драматургические задачи решаются элементарными средствами — свет, композиция, выстроенный кадр. Обсуждаемые темы вселенского значения. При этом программу ведет актер, и это позволяет ему мимикрировать. Никому и в голову не придет, что он не знает сути проблемы.

— Идея пришла сразу?

— Было так: пришел ко мне Гордон, сказал, что хочет быть не таким, как все, хочет четко отличаться от остального эфира. Примерно час я потратил на эскизы, мы их обсудили, потом сделал окончательный вариант. Цветовое решение, прямо скажем, необычно для телевидения. Это связано с тематикой программы, они там говорят о серьезных вещах: космос, история, жизнь, смерть. Было лето, и в тот момент я делал еще девять студий. Не все они получились настолько же простыми и красочными, тем не менее наш канал не похож на другие. Приятно быть законодателями мод. Сейчас открытые, насыщенные цвета разлились по всем каналам — красный, зеленый. А до нас все держались за серо-голубую гамму. Студия Гордона устроена просто: зеркальный пол, задник и три черных кулисы, которые, отбивая лишний свет, создают ровную картинку. Мы решили, что одна из камер должна лежать на полу. Гордон будет подходить к камере, в кадре — контраст: огромная нога Гордона и маленький человечек. Или наоборот, камера с более высокой точки, к ней подходит большая голова, вдали — маленькая фигурка. Картинка становится динамичной. Другой прием: стол с напитками и закусками. Дело ведь происходит ночью, прямой эфир, люди приезжают голодные. Гордон подает пример, первый подходит к столу, люди тянутся за ним. По дороге они проходят сквозь стену света. Прожектора светят сверху вниз, но в кадре их не видно. Человек выходит из контражура на свет, проявляется весь, целиком. Потом он выходит на первый план, зритель видит руки, которые что-то наливают. Кстати, в программе найдено состояние абсолютного покоя и камерности. Знаете почему? Там восемь камер, кран ездит. Несмотря на то, что в студии постоянно находится человек двадцать персонала, люди в кадре постепенно расслабляются — они не знают, какая из камер их сейчас снимает. Только режиссер с пульта видит реальную картинку.

— В чем специфика работы художника на телевидении?

— Интерьер или внешний вид дома воспринимаются в непосредственном контакте. У нас ситуация обратная, самое важное — как все будет выглядеть вот в этой маленькой лампе, в телевизоре. Это и есть критерий. Поэтому мы можем добиться максимума эффекта из ничего. Форма важна, по главное — идея. А идею можно выразить микроcредствами, например, пятно света и человек. И все. Телевидение — это сплошные эмоции. Направления, жанры отличаются только тем, насколько в них подчеркивают или прячут эмоции. На телевидении ведь нет заказчика как личности. Есть тысячи стилей, есть менталитет аудитории.

— Можно ли в качестве заказчика представить все население страны?

— Нет. Поэтому я делаю это для себя: сечи мне нравится, то поправится еще кому-то. Еще нужно уметь очень быстро работать. Есть такое слово — эфир. У нас, как у архитекторов при Сталине: или ты делаешь проект к завтрашнему утру, или это сделает кто-то другой. Телевидение реагирует молниеносно, оно живет на эмоциях, как только что-то случается, хорошее ли, плохое — это к нам. Если ничего не происходит, мы должны создать событие из ничего. Запускаем новую графику, и все выглядит иначе.

— Давно ли Вы на телевидении, что было до этого?

— По меркам нашего телевидения — давно, с 1995 года. Окончил Полиграфический институт, очень увлекался шрифтами. Как-то раз Юра Грымов съездил в Лондон и увидел, что на «Эпике» главный приз взял ролик с использованием шрифтовой графики. Он решил, что нужно делать так же. Нашел шрифтовика, то есть меня. Так появились на РТР заставки со стихами Тютчева, Есенина. Дальше — больше. Сказочное было время: никто ни за что не хотел отвечать, делаешь, что хочешь, и это идет в эфир. Потом меня пригласили на «НТВ-дизайн». Я разработал логотип, стиль, новый пакет графики. Сделал кампанию «Без наркотиков», проект «Вещи века», программы «Глас народа», «Итоги», «Антропология» и так далее. За «Итоги» я получил серебро в Нью-Орлеане в номинации News in house. Там люди не верили, что приз дали дизайнеру из России, одна девушка чуть в обморок не упала. Теперь я арт-директор канала НТВ.

— Какие тенденции в телевизионном дизайне сейчас самые важные?

— Нам нужно нормальное телевидение: созданное для человека, любящее человека. Дизайн во многом формирует программу, как в случае с тем же Гордоном. Или с «Намедни». Информация на экране, во-первых, должна быть хорошо структурирована, во-вторых, интересно подана. Для этого и нужен дизайн. Мы — между продуктом и потребителем. Сейчас во всем мире делают интересное и человечное телевидение. Все агрессивные ток-шоу, которые были в моде в течение последних лет на Западе, после 11 сентября пошли на убыль. Развиваются программы о человеческих страстях, реальные семейные истории. Брутальные шоу не пользуются спросом у населения. Поэтому — be happpy. Телевидение, хочет этого кто-то или нет, формирует новое сознание, нового человека. Сейчас ТВ пронизывает нашу жизнь насквозь, и о нем забыли. Воспринимают как нечто само собой разумеющееся: вот окно на улицу, а есть еще окно в мир. Только окно это не простое: оно хватает зрителя за шиворот и тащит неизвестно куда. Вторгается в сознание сильнейшими образами, над которыми работает множество профессионалов. С помощью простого монтажа из человека можно сделать все, что угодно, это — психотропное оружие. Слава богу, никто об этом сегодня не задумывается, не пытается это использовать. Не буду лукавить, почти не пытается.

— Перспективы у телевидения в нашей стране есть?

— Безусловно. Посмотрите, куда, движется культура? К полной визуализации. Мы уже не воспринимаем информацию без картинки. И здесь все имеет значение — шрифт, рубрикация, фон. Это работа художника, поэтому художников будет больше. Вот информационная программа: сидит ведущий, бежит строка текста, возникает тема. Дальше картинка с места события, там что-то происходит. Телезритель слушает, смотрит, одновременно делает что-то еще. При этом информация все время крутится в ротации. Все сюжеты рассчитаны на то, что смотреть их будут не один раз. Например, рекламная скобка занимает 5 секунд. Можно ли что-нибудь рассказать за это время? Нет. Но надо успеть передать эмоцию, состояние. В России дизайна либо слишком много, либо слишком мало; в большинстве случаев он выглядит неуместно. Как гость, который не знает, где ему сесть. В этом драма всей русской культуры. Можно с пеной у рта отстаивать нашу самобытность, до тех пор пока не увидишь архитектуру в Риме или живопись в Лувре. Наш культурный пейзаж — ампирные особняки в глубоких снегах. А дизайн должен быть либо везде, либо нигде. В окультуренной среде хороший телевизионный дизайн будет выглядеть органично. Сейчас наступает время профессионалов, людей, которые понимают, что и как надо делать. Ведь раньше у нас не было профессии телевизионного дизайнера, человека, который делает дизайн в движении. Так что все впереди.

Из сборника Д. Вагнера «Телевизионная компьютерная графика и оформление студии»

Телевизионная индустрия в СНГ переживает нелегкие времена. Не успевают новые методы вещания войти в привычный ритм, как уже становятся явно устаревшими. Власти на местах требуют резкого расширения времени вещания, ставя это условием функционирования станций. Новостийные отделы едва успевают расширять свой штат, следуя за быстро растущим спросом аудитории на объективную информацию. Каждую неделю в эфире появляются новые станции, наращивая конкуренцию в тех регионах, где еще пять лет назад господствовали государственные каналы.

Короче говоря, телевизионные станции вынуждены отчаянно бороться, чтобы удержать свое место на рынке телевизионных вещателей.

Телестанции уже почувствовали необходимость создания собственного «лица», имиджа, который выделил бы их из общей массы. Чтобы добиться этого, они стараются создать образ станции, апеллирующий к визуальному восприятию зрителя. Теперь они заботятся не только о том, чтобы из передачи выглядели профессионально, но и о том, чтобы они были популярны у аудитории. На практическом опыте, вещатели убеждаются в важности поддержания «почерка станции», о создании репутации источника правдивой информации. Заботясь об этом, они в ответ получают уважение и доверие со стороны зрителей.

Создание индивидуального почерка станции — процесс длительный. Его нужно аккуратно спланировать и осуществить. Когда на станции сложилось мнение о том, каков должен быть ее «почерк», нужно позаботиться о том, чтобы каждая трансляция, каждая передача несла его элементы. Главное — непрерывность и последовательность. Творческий подход в данном случае гарантирует успех. Начните с того, что создайте легко узнаваемую «марку» станции. Эту «марку» вы затем постараетесь «встроить» во всю компьютерную графику, которая изящно и с достоинством донесет имидж вашей станции до зрителей. Это затем послужит прототипом общей атмосферы вашей станции — используйте те же цвета, формы и шрифты. Давайте возможность зрителям «зацепиться» взглядом за знакомые элементы. Постарайтесь облегчить для них эту задачу. Пусть это станет для них атмосферой, присущей только вашим трансляциям, атмосферой, в которую им захочется возвращаться снова и снова.

Этот «почерк» должен быть присущ любой из ваших программ и в особенности — самой важной — выпускам новостей. Выстроив профессиональную декорацию и организовав пространство, в котором будут работать ваши новостийные дикторы, вы тем самым не только станете отличаться от конкурентов, но и создадите себе репутацию хорошо организованной службы новостей, такой, которая всерьез заботится о своем внешнем облике.

Телевизионному дизайну нельзя научиться по книжкам. Изучив теорию компьютерной графики и студийного оформления, художник отложит книгу и приступит к практической работе, и только тогда все неисчерпаемые возможности для творческой фантазии откроются ему во всей полноте.

Работая над сборником «Телевизионная компьютерная графика и оформление студии», мы в Интерньюс попытались заглянуть в мастерские ведущих авторитетов телевизионного дизайна в США, попросили их объяснить практические и теоретические соображения, стоящие за их творениями. Так как телевизионный дизайн является, несомненно, искусством, мы предлагаем читателям относиться к этой книге как к некоторому пособию, а вовсе не как к непреложной инструкции. Как один из дизайнеров сказал нам: «За все время работы в телевидении я вывел только одно правило — никакие правила здесь не действуют!» Не забывайте об этом, и пусть главным критерием в вашей работе станет ваш собственный профессионализм и мера вкуса.

Телевизионный дизайн. Понятие «телевизионный дизайн» возникло вместе с телевидением более пятидесяти лет назад, и с тех пор вместе с телевидением пережило много изменений. С самых первых трансляций, продюсеры и менеджеры телестанций стремились создать имидж станции, пытаясь нащупать только им присущий «почерк», создать атмосферу, по которой зритель безошибочно узнавал бы тот или иной канал. «Почерк» телевизионного канала можно сравнить с семьей, все члены которой имеют сходство, так что любой посторонний может угадать в них членов одной семьи, но, тем не менее, каждый из них чем-то отличается от других.

Создавая «почерк» станции, вам необходимо понимать и учитывать все элементы, из которых складывается эфирное «лицо» станции. Цветовая палитра ваших декораций, шрифты, которыми написаны ваши титры, реклама и официальный адрес, вид вашего фирменного значка, графические заставки, используемые для начала и конца вещания, какую музыку вы подберете для ваших программ и даже задник для ваших новостийных эфиров — все должно «работать» на создание и поддержание «лица» вашей станции.

Конечной целью является создание «почерка», атмосферы на экране, которая для зрителя свяжется с именем вашей станции. Зрители должны визуально опознавать ваш канал, когда бы они не включили свой телевизор. Постепенно, вы приобретете «преданных» зрителей, таких, которые станут следить за тем, что и когда появится в ваших программах (разумеется, если их это действительно увлекает), и все более и более предпочитать ваше вещание другим каналам.

Одним из пионеров телевизионного дизайна признан Луи Дорфсман. Это тот человек, кто в течение сорока лет изобретал, модифицировал и оттачивал эфирный почерк телевизионной вещательной сети Си-би-эс (CBS) в США. За время своей работы в CBS, Дорфсман создал все элементы: от студийных декораций и заставок ежечасных новостей, до сотен эскизов печатных плакатов, стиль вечерней информационной программы CBS и даже декор интерьера главного здания CBS в Нью-Йорке (и это лишь небольшая часть из тысяч дизайнерских заданий, выполненных им для CBS). Он оказался тем человеком, руками которого был создан дизайн, объединяющий в единое целое передачи телевизионной сети, охватывающей ныне весь земной шар.

Говоря о 40 годах работы Дорфсмана на CBS, Уильям С. Пали, который основал CBS и был председателем и Главным исполнительным директором теле сети, сказал: «Творческий персонал CBS славится своим пристрастием к безупречному дизайном и талант Луи Дорфсман во многом помог этому пристрастию воплотиться в реальность. Сегодня, Дорфсман стал легендой среди профессионалов коммерческого телевизионного дизайна. Тот особый „стиль CBS“, который он создал, в большой степени отражает то „лицо“ компании, которое, как мне кажется, ей присуще. Я горжусь найденным Дорфсманом зрительным образом теле сети CBS».

Доктор Фрэнк Стантон, Почетный президент CBS Инкорпорейтед, так охарактеризовал работу Дорфсмана над зрительным образом станции: «Все, к чему прикасалась рука Луи, менялось к лучшему. Это могла быть декорация в студии, внутренняя памятка персоналу CBS, стена в кафетерии, годичный отчет или украшение зала к юбилею CBS. Луи все делал с чуством вкуса, стиля и меры».

Хотя сейчас Дорфсман уже не работает, зрители до сих пор видят дизайн, созданный его трудом. Стандартные решения, разработанные им, долго еще останутся в применении, и лишь будут модифицироваться, отвечая требованиям времени.

Любые изменения в дизайне передач CBS, безусловно, тщательно взвешиваются и проверяются. Теле сеть вложила немало усилий в создание своего имиджа, и неоправданное и резкое его изменение может привести к недоумению среди зрителей. Пятьдесят лет тщательной работы над выбранным дизайном принесли CBS репутацию стабильной и надежной телекомпании. Когда бы зрители не настроились на волну вещания CBS, они всегда безошибочно определят, что смотрят именно эту телестанцию.

Из интервью с Л. Дорфсманом (бывший вице-президент, руководитель отдела рекламы и дизайна, Си-би-эс Инкорпорейтед)

Интерньюс: С точки зрения телевизионного дизайнера — насколько важно телестанции или телеканалу позаботиться о том, чтобы разработать удачный логотип?

Дорфсман: Это чрезвычайно важно. Это жизненно важно. Правильный логотип дает станции «опознавательный знак» в глазах публики. Логотип CBS, «глаз» — это типичный пример удачной находки логотипа. Он отражает природу телевидения, как бизнеса. Телевидение работает через зрение, и «глаз» CBS является одновременно символом, торговой маркой и прекрасным опознавательным знаком. Мы на CBS считаем, что по опознаваемости этот знак стоит на втором месте после креста.

Как только зрители ловят нашу волну — они сразу же понимают, что смотрят CBS. Они даже не думают: «Ага, я смотрю CBS,» но они знают, что переключились на «глаз» и что там где «глаз» — там все их самые любимые программы. Вот почему так нужен образный и опознаваемый значок. CBS перенесли эту концепцию на наши здания и даже на наши деловые бумаги. Каждый аппарат нашего оборудования был подвергнут обработке дизайнерами. На любом нашем автомобиле, на любой телекамере вы найдете этот знак, и это не случайно. Все это делается вполне сознательно.

Зрители ценят наши программы, и вряд ли можно услышать, что кому-то из них нравится наш логотип. Они просто знают, что CBS, «глаз» — это высокий класс.

Интерньюс: Итак, когда студия получила свой логотип и выстроила свой дизайн, что меняется от этого для зрителя?

Дорфсман: Станция становится узнаваемой. Зрители опознают вас по определенным деталям ваших программ. Что должен сказать ваш значок аудитории? Я думаю, он должен говорить: «Это свежо, это спорно, это правдиво, это дразнит, заманивает и много других хороших вещей. Чтобы зритель мог сказать; «Ого, я туда иду, я это покупаю». Когда я говорю «покупаю» я имею в виду, что зритель переключается на вашу программу. В конечном счете, все решают передачи, если передачи плохие, никакой дизайн вам не поможет. Если им понравились программы — вот тогда они запомнят и дизайн и логотип и будут говорить, что это — высокий класс.

Интерньюс: Вы проработали на телевидении сорок лет. Что вы можете посоветовать начинающему дизайнеру телепрограмм?

Дорфсман: Важнее всего иметь марку, по которой вас опознают. Это крайне важно. Вы должны понимать, что вам необходим опознавательный знак, потому что телевизионный эфир подобен океану. От других станций, скажем, от CBS или от Останкино вас отличает только то, что вы передаете в эфир ваш фирменный знак. Это ваша вывеска, не больше и не меньше. Например, если у вас портняжная мастерская, вы вывешиваете опознавательный знак. Если у вас несколько портняжных мастерских, вы вывесите для каждого из них подобные знаки. Где бы они не находились, вывеска всегда будет одна. Для телевизионной станции, будь она в Лос-Анжелесе, Владивостоке, Санкт-Петербурге или в Москве — где угодно, вы первым делом выдаете в эфир свою «вывеску», ваш легко опознаваемый знак. Знак всегда будет постоянным, он говорит зрителю: «Это мы!» и подразумевает, что вы вполне гордитесь своей станцией. По сути, он говорит людям, что вы — часть той замечательной телестанции, что приносит в дома самые свежие новости, лучшие шоу, телефильмы — что угодно. Это — один из способов еще и еще сказать зрителю, что он смотрит телеканал высокого класса. Это очень важно, это — основа. Это понятно?

Другая основная вещь состоит в том, как вы пометите ваше выездное оборудование. У вас есть автобусы, легковые машины, вы бегаете с камерами, пытаясь поймать последние события — и вся эта передвижная часть вашей студии должна быть помечена вашим значком, очень ясно, очень различимо. На автомобилях должна быть марка вашей студии. Ваше лого должно быть на боку каждой камеры, вокруг каждого микрофона. Если у вас есть свое здание, оно должно быть тоже ясно помечено. Это сделает вашу станцию узнаваемой для телезрителей и, в конечном счете, принесет стабильность в вашу работу. Если зрители будут видеть камеры с вашей меткой во всех уголках региона, они будут расценивать вашу станцию, ваш фирменный знак, как признак надежной и оперативной информации.

Из интервью с С. Маниан (главный дизайнер видеографики)

Интерньюс: Существует ли такая вещь, как стандарт графического оформления для каждой отдельно взятой программы? Когда вы работали на «Monitor Channel, использовали ли вы подобный подход?

Маниан: Разумеется, да. Для каждой из наших программ существовали такие стандарты. Когда принцип графического дизайна для программы выработан, он проходит «обкатку», чтобы избавиться от недоработок, и затем стандартизируется для повседневного использования. Например, если вам понадобилось вставить изображение водородной бомбы: стандарт подскажет вам, как это нужно сделать, какой тип контура взять, размеры шрифтов и всю остальную техническую информацию, чтобы максимально снизить вариантность, которая естественно возникает при участии разных дизайнеров. Положим, сегодня я делаю дизайн для программы, а завтра кто-нибудь другой, с другим профессиональным «почерком», и это может выглядеть совершенно иначе. Списки стандартов для каждой программы снижают эти отклонения до минимума, придают каждому последующему эфиру этой передачи узнаваемый облик.

Интерньюс: Итак, как создаются подобные списки? Каковы этапы их создания?

Маниан: Видите ли, самое простое, на наш взгляд, это когда дизайнер или художник-постановщик программы разрабатывает ее фирменный стиль. Затем, разрабатываются стандартные дорисовки, которые будут использоваться в каждой программе — что-то типа «задника» для новостей. Для программы, которая называлась World Monitor, у нас был архив заготовок, чтобы каждый вечер нам не приходилось «изобретать велосипед», и в стандартных местах мы оставляли пробелы. Шрифт тоже был стандартным, предположим, Универс сжатый, всегда заглавные со строчными буквами, всегда с выравниванием по левой стороне, всегда белого цвета с оттенком (drop solid), трехмерный элемент из шести единиц и т. д. Это было принято за стандарт, потому что программа World Monitor использует очень длинные надписи, так что мы использовали компактный шрифт, чтобы уместить их. Мы должны заботиться о читаемости. Если текст короткий, из одного слова, вы сделаете его заглавными буквами и жирным шрифтом, и это будет сильное впечатление. В принципе, вы исходите из нужд самого шоу, и обкатываете ваши решения некоторое время, скажем, недели две. Затем, когда приходит время сделать стандартный список, мы фотографируем прямо с экрана или выводим на принтер графику, так как она уже была в эфире, и пишем объяснительный текст. Затем, вы этот стандарт используете. Если у вас возникнет подобная ситуация, рекомендую поступить подобным образом. Это значительно облегчает работу художника на программе, потому что ему не нужно обдумывать все заново каждый раз. Ему и так достаточно сложно, потому что приходится делать очень много в ограниченное время. Этот стандартный список служит для него чем-то вроде библии, и так мы его и называем: «Графическая библия». Вот и весь секрет.

Интерньюс: Как влияет такая книжка со списками стандартов на общее «лицо» телестанции? Очевидно, что она облегчает работу художников, но как это отражается на последовательности, скажем, двух-трех программ? Есть ли здесь какая-то связь с заботой об общем внешнем облике телестанции?

Маниан: В случае с Monitor Channel, цель была создать универсальный имидж канала. Другими словами, нужно было, чтобы зритель, только включив телевизор, сразу понимал, что смотрит Monitor Channel, порой даже бессознательно отметил этот факт, узнав характерный дизайн студии. Проблема в том, что сами программы должны быть непохожи, поэтому необходимо разнообразие и преемственность одновременно.

Это как члены одной семьи: вам видно, что все эти люди — родственники, и, тем не менее, все братья и сестры чем-то напоминают друг друга. Пожалуй, это будет непросто — придерживаться общих подходов в дизайне от передачи к передаче, одновременно заботясь об их индивидуальном «лице». Например, шрифт Универс использовался практически для всех титров канала «Monitor Channel. Для программы «World Monitor» использовались эти размеры букв, цвета и их вес, а для другой тот же шрифт использовался с совершено другими атрибутами. Иногда это был жирный шрифт, иногда сжатый, но так или иначе, шрифт Универс был характерен для канала «Monitor Channel». Замечали ли зрители это, или нет, знали ли они что-либо о шрифтах, или нет — так или иначе, эта общность воспринималась ими на подсознательном уровне и служила облегчению узнаваемости.

Интерньюс: Что характеризует хорошо сделанную графику? Простота? Эффектность? Информативность? С вашей точки зрения, что делает графику удачной?

Интерньюс: Получается, что графика, с одной стороны — «вещь в себе», а с другой — что она должна служить усилению воздействия дикторского текста?

Маниан: Именно так. Есть простой тест: если взять вашу картинку и убрать текстовые врезки, будет ли понятно, о чем идет речь? Скажем, если титр поясняет, что сегодня объем торгов на бирже возрос, то, понятно, ни у кого не будет сомнений. Но если убрать текст — поймет ли средний зритель, что ему пытается сообщить графическая заставка?

Графические примеры на последующих нескольких страницах взяты из заготовок станции Monitor Channel. Эта графика была выполнена Марией Локонте. Спецификации по дизайну были записаны в сопроводительный текст, с тем чтобы каждый из двадцати дизайнеров станции мог легко восстановить преемственность графики.

Маниан: С моей точки зрения, рисунки работают на различных уровнях воздействия, и на этих разных уровнях, служат достижению разных целей. Для начала, основная причина, по которой графику вообще используют, состоит в том, что она призвана усилить воздействие сюжета, и, таким образом, базисная функция графики — информационная. Сюжет должен быть представлен в сжатой изобразительной форме. Задача — углубить восприятие зрителя. Подобной цели служат газетные иллюстрации — они тоже, в первую очередь, обеспечивают понимание сюжета. Плюс к этому, рисунок — это элемент искусства, и он должен быть привлекательным. Неряшливо сделанная графика всегда будет меньше воздействовать на зрителя, чем та, которая сделана с соблюдением законов гармонии. Итак, первая задача — понятность. Затем, вы проследите за тем, чтобы это было грамотно с точки зрения дизайна, и уж потом, если получится, передадите свое отношение к предмету, выражая его в выборе и сочетании составных элементов. Вот вам пример из одного из сборников Ассоциации Дизайнеров Телевидения, они иногда публикуют работы, удостоенные золотых наград по итогам года. Одна из работ запомнилась мне на всю жизнь, и это была заставка к истории о шпионах в Канаде. Первое, что приходит в голову при такой теме — это написать слово «шпионы» поверх флага Канады — это даст зрителям информацию о том, что «шпионы находятся в Канаде». Казалось бы, отлично. Однако дизайнер пошел на один шаг дальше: он поместил слово «шпионы» под кленовым листом канадского флага, и затем «отогнул» уголок листа, показывая, что «шпионы» были «спрятаны». Это содержало намек не то, что у сюжета есть много других, скрытых подтекстов. Сама картинка говорила «в Канаде шпионы», а не просто была канадским флагом с надписью «шпионы» — зрителю не надо было объединять эти два символа, не надо было делать усилие. Это было достигнуто уже в рисунке, и это — пример отличного дизайнерского решения. Эта заставка достигла всех поставленных целей.

Интерньюс: Как вы отбираете образы, которые вы используете? Какова роль правильно подобранного символа?

Маниан: Я стараюсь пользоваться «универсальными» символами, теми, которые легко понимаются всеми: стрелки вниз, вверх, вправо, влево — абсолютно международными символами, как например, запрещающий кружок с полосой поперек него. Это — «выжимка», базовый универсальный язык. Символы — это «инструментарий» дизайнера, и они могут быть очень сильными. К примеру, иллюстрируя сюжет о насилии и ненависти, вы используете свастику — общепринятый символ насилия и ненависти. Свастика — квинтессенция расизма и нетерпимости. При этом свастика — далеко не единственный символ, который вы могли бы использовать, однако понадобится сотня более «слабых» символов, чтобы заменить одну свастику. По сути дело, это «оружие» дизайнера. Вы берете картинку биржевого зала и прибавляете стрелку вверх — считайте, что вы усилили рисунок в десять раз. Теперь всем совершенно ясно, что сегодня биржевой индекс поднялся.

Следующие иллюстрации показывают, как графический имидж может присутствовать во всех передачах канала, создавая изобразительную преемственность. Эти дизайны были разработаны для станций в Сакраменто и Сан-Франциско, в Калифорнии. Стиль станции KXTV показан на примере позднего вечернего шоу и новостийного выпуска. Дизайн станции KRON-TV показан на примере оформления репортажей с летней Олимпиады в Барселоне.

Интерньюс: Насколько важна работа с цветом? Когда вы придумываете дизайн, собираете картинки, делаете выкладку — насколько вы обращаете внимание на выбор цветовых оттенков?

Маниан: Цвет — это еще один элемент вашего дизайна, как и шрифт, картинка, символы и все остальное. И использовать его нужно только для достижения определенных целей. Тот факт, что желтый — это ваш любимый цвет, вовсе не значит, что вы должны его всегда использовать. Оттенки цвета соответствуют оттенкам чувств, они могут означать радость или печаль. Бывает желтый «теплый» и желтый «холодный» и голубой «теплый» или «холодный» — в зависимости от того, какие оттенки вы расположите рядом и смешаете с ними. Цвета — тоже не более чем инструменты в руках художника. Если речь идет о неприятных явлениях и событиях, ваша палитра будет смещаться в «холодную» сторону, в сторону менее комфортабельных сочетаний оттенков. А если она наполнена радостью, счастьем — как возвращение ребенка в дом матери, вы, пожалуй, предпочтете сделать оттенки более теплыми, потому что общее ощущение от репортажа более теплое. Это касается всех элементов графики, вам нужно постоянно задавать себе этот вопрос: «Почему я делаю это именно так? Почему я выбрала именно это? Какое рациональное объяснение такому решению?» Такие вопросы вы будете слышать очень часто, если будете работать под началом художника-постановщика. Вы должны быть уверены в вашем решении: «Я выбрала это в силу факторов А, Б и В». Дизайн графики — процесс крайне логический. Разумеется, он не чужд фантазии и творческого подхода, однако это вовсе не работа художника-живописца: «Я не знаю, почему это так, это так у меня получилось...». Дизайн графики весь построен на методе, и это вовсе не означает, что в нем нет места творчеству. Очень часто я делаю что-либо «по наитию», но, оглядываясь на сделанное, я всегда вижу, что этому были вполне рациональные объяснения. Всегда просматривается метода и логика действий.

Интерньюс: Какие советы вы могли бы дать художникам, которые только собираются организовать отдел компьютерной графики при своей телестанции?

Маниан: Пожалуй, самое ценное — это «вырезки». (Имеется в виду библиотека изображений, которая собирается и хранится как архив для последующего использования: журнальная графика, логотипы, портреты политических деятелей, знаменитостей и т. д.) Это требует времени, поэтому начинать надо сразу же. Окружите свое рабочее место репродукциями тех графических работ, которые вам особенно по душе. Если я вижу удачную дизайнерскую работу на бумаге, в каком-нибудь журнале, я обязательно сохраняю ее, пусть даже она не имеет прямого отношения к телевизионному дизайну. Удачные находки всегда полезно иметь перед глазами. Вам, вероятно, понадобится доступ к хорошим картам и атласам, справочная литература по зарубежным странам, фотографические альбомы с изображением национальных флагов, образцов валют, книги по экономике и даже по оружию — новости бывают разные. Применяйте все, что видите вокруг себя и, главное, ищите. Хорошо, конечно, что дизайнеры в СНГ изучают опыт дизайнеров других стран, чтобы научиться применять их подходы, но я хотела бы порекомендовать им одно упражнение. Меня часто спрашивают: «Как научиться дизайну»? Я предлагаю, включив вечерние новости, отвернуться от телевизора и, слушая диктора, попытаться сделать наброски — короткие, секунд по тридцать — тех заставок и задников, которые подошли бы для сюжетов. Если у вас при этом есть возможность записать на пленку то, что на самом деле было на экране — сделайте это. Я считаю, что это может дать очень многое, если вам удастся увидеть все разнообразие, разброс возможных решений. Вы, конечно, смотрите Западные новости и вам, разумеется, понятно, как и почему они это делают там, но для вас может стать открытием, насколько их решения отличаются от ваших. И именно это и надо постараться сохранить. Дизайнерам из СНГ не следует стремиться повторить или скопировать Запад. Нелепо ставить своей целью выглядеть в точности как CNN News, когда вы достигнете совершенства. Телестанции СНГ — это новые образования, и им нужно выработать свои, новые стиль и марку. Учитесь, глядя на других, но потом, пожалуйста, сделайте это по-своему, со своей личной подписью.

Интерньюс: То есть, каждой станции нужно иметь свой стиль, отличный, скажем от MTV, или от BBC, или от Российского телевидения... Им нужно создать свой, непохожий облик?

Маниан: Разумеется. История российской художественной школы дает великолепное наследие дизайнеру. Честно говоря, американцы часто обращаются к наследию российского конструктивизма, в поисках новых идей. Для российских же художников — это свое, родное. Опыт окружающего мира — источник вдохновения, а отнюдь не имитации. Вот почему так полезно то упражнение, которое я порекомендовала выше. Если просто смотреть на то, как западные станции это делают, то не возникнет никакого другого желания, кроме как скопировать их, а вот если художник сначала сам придумает решение, а лишь затем сравнит его, тогда ему будут видны различия. Ваше сознание работает по-другому, и, может быть, тогда вам будет видно, чье решение интереснее и глубже.

Интерньюс: Спасибо. Хотите ли вы что-либо добавить?

Маниан: Я представляю себе ощущения телевизионных художников-дизайнеров, которые работают сейчас в СНГ: как альпинисты перед вершиной. Им надо освоить опыт всех, кто работал до них в мировом телевидении. Если они думают, что все, что им необходимо освоить, это повторение ранее сделанного на Западе, то они будут изучать теорию вечно, и всегда плестись в «хвосте». Если же они, хорошенько разобравшись в принципах и подходах телевизионного дизайна и освоив оборудование, сразу же пойдут своим путем, то им очень быстро удастся создать свою, ни на кого не похожую «школу». Тот факт, что на Западе всегда делали так, например, что Кремль всегда обозначался именно таким символом, еще не означает, что это — закон. Сейчас образуются новые телестанции, новые теле-шоу, со своим, новым подходом к дизайну. Конечно, нужно хорошо знать все, что было сделано до того, но у них сейчас уникальная возможность выразить себя, свою страну. Не надо ограничивать себя мыслью: «Так делали всегда, и мы будем делать так же». Исследуйте, выходите за рамки и развивайте успех. Ваш ход, друзья! Я завидую вам. Действительно завидую.

Библиография

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

Вагнер Д. Телевизионная компьютерная графика и оформление студии.

Налимов В. В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. Тбилиси, 1978.

Петрова Н. Нетривиальное мультимедиа, или интерактивный компьютерный перформанс//Компьютерра. 1995. № 44.

Петрова Н. Телеграфика//Мир ПК. 1997. № 6.

Хёрлберт А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг. М., 1984.

Шурипа С. Арт-эфир. Дизайн на канале НТВ//ELLE Декор. 2002. Сентябрь.

Craig J. Production for the Graphic Designer. New York, 1974.

Hofmann A. Graphic Design Manual. NY, 1965.

Mealing S. The art and science of computer animation. Oxford, 1992.

Media education. Paris, 1984.

Mc Luhan M. Understanding media. London, 1995.

Noise Four. NY, 2001.

Typographie — wann wer wie/Ed. F. Friedl, N. Ott, B. Stein. Köln, 1998.

Phaidon Press Ltd. Brand Identity for Television With Knobs On Martin Lambie-Nairn. London., 1997.

Тема № 194

Эфир 04.01.2003

Хронометраж 51:33

НТВwww.ntv.ru
 
© ОАО «Телекомпания НТВ». Все права защищены.
Создание сайта «НТВ-Дизайн».


Сайт управляется системой uCoz