Обратная связь
gordon0030@yandex.ru
Александр Гордон
 
  2002/Март
 
  Архив выпусков | Участники
 

Интеллект и наследственность

  № 81 Дата выхода в эфир 11.03.2002 Хронометраж 1:07:00
 
Передается ли интеллект по наследству? Можно ли развить способности у умственно отсталых детей? Чем объясняется сходство в поведении близнецов — генами или воспитанием? Об этом после полуночи — доктора психологических наук Инна Ревич-Щербо и Николай Веракса.

Материалы к программе:

Практически любая культура и любое общество складывается из константной составляющей — индивидуумов, и от того, какой будет сформирована личность каждого члена общества в итоге и зависит будущее этого общества. Именно по этой причине практически в любом обществе проблеме воспитания ребенка, развитию его способностей, их выявлению всегда уделялось очень большое внимание. Важность данной проблемы была осознана человечеством очень рано, нам относительно хорошо известны, например, взгляды на воспитание личности в античной культуре и в эпоху Средневековья, но мы можем предположить, что особые системы воспитания и образования существовали и в более ранние периоды. Однако при этом выявляется некоторое различие в типах культур: одни ориентируются, скорее, на образование и относительно раннюю профессионализацию ребенка, другие — на личность Человека. Говоря иначе — что важнее, будет ли общество состоять из профессионалов высокого уровня или из гармонично развитых личностей, для которых ценности, которые можно назвать «общечеловеческими» будут важнее сугубо профессиональных? Существует и другая проблема — известно, что в ряде архаических культур (да и не только архаических) существовала так называемая «кастовость», при которой ребенок, рожденный в определенной социальной группе, должен был занять в обществе определенное положение, причем обычно такое, какое занимали его родители. Естественно при этом, что дети, наделенные от рождения особыми талантами, как теперь называют — одаренные дети, не всегда могли получить образование, необходимое для развития своих способностей. Была и другая крайность — ребенок, родившийся в семье с высоким социальным статусом не всегда обладал необходимыми врожденными способностями и интеллектом, необходимыми для того, чтобы занять место, которое изначально определял статус его рождения. В этих случаях наблюдалось определенное, как принято теперь говорить «вырождение» общества, как, например, это было в Римской империи времен упадка.

Но так ли уж однозначно отрицательна «кастовость» общества. Ведь ребенок, родившийся в среде воинов-аристократов или потомственных ремесленников, с одной стороны, должен был наследовать от своих родителей определенные склонности и способности, с другой — уже само его воспитание также неизбежно влияло на его будущую личность. Причем не только воспитание в узком смысле слова, но и вся среда, в которой существовал ребенок, среда — как определенное движение культуры.

Влияние среды и наследственность — это два важнейших фактора, определяющих развитие ребенка, но при этом довольно сложно сказать, какой из них оказывается в данном случае более важным. А данная проблема является одновременно проблемой и чисто научной, и социальной, поскольку от того, как она будет решена, в итоге зависит и будущее самого общества.

Для того, чтобы попытаться как-то ответить на этот вопрос, уже в наше время приходится проводить достаточно сложные эксперименты и иногда очень подолгу, годами накапливать материал по одной семье и по развитию детей с одним генофондом в разных социальных и культурных средах. Данные эксперименты осложнены тем, что, например, в нашей стране строго соблюдается тайна усыновления, и поэтому практически невозможно проследить развитие двух братьев, попавших на воспитание в разные семьи. В Соединенных Штатах эта тайна соблюдается не так строго, поскольку там традиция усыновления детей развита гораздо больше, и, естественно, там подобные эксперименты проводятся гораздо шире. Говоря в общем, можно сделать вывод, что все же наследственность в развитии таких приемных детей играет очень большую роль, и если у ребенка нет тех или иных врожденных способностей, на которые могли бы надеяться его приемные родители, то развить их у него практически невозможно. Однако это не означает, что у подобного ребенка вообще способностей нет. Они есть, но какие-то иные, и родители и вся система обучения и образования должны постараться их выявить. Сказанное относится, естественно, не только к приемным детям.

Другой интересной возможностью изучать детей с одинаковой наследственностью оказывается анализ стереотипов поведения и развития пар близнецов, что успешно проводится и в нашей стране. История отношения к близнецам в древних культурах и в современном фольклоре ясно показывает, что отношение к ним в обществе всегда было маркированным. Близнецам часто приписывали какие-то особые способности, их почитали, однако, с другой стороны, в самом факте рождения «одинаковых людей» иногда видели чуть ли не проклятие высших сил. Так, например, в фольклоре славян принято считать, что близнецы обладают особыми психическими способностями, могут предсказывать погоду, наводить порчу, от рождения знают травы и заговоры. Особенно опасным считался человек, у которого при рождении родился брат (сестра) близнец, но вскоре умер. Такой человек назывался «двоедушником», поскольку он один оказывался обладателем двух сознаний, двух душ. Имеют ли данные поверья какое-то реальное объяснение? Отчасти, может быть, и да. Близнецы обычно оказываются как бы замкнутыми друг на друге, поэтому иногда у них почти совсем не возникает потребности в общении ни со взрослыми, ни с другими детьми. Они, например, начинают говорить позже, чем обычные дети, но не потому, что они отстают в умственном развитии: у них вырабатываются собственные полувербальные, полутактильные системы коммуникации, которые на определенном этапе развития оказываются для них достаточными. Но при дальнейшем развитии личности ребенка как члена коллектива все это оказывается лишним, и даже — опасным. Поэтому близнецы требуют особого внимания со стороны взрослых членов общества.

Действительно ли разлученные близнецы в своей дальнейшей жизни проявляют черты удивительного сходства в стереотипах поведения? Отчасти — это так, но трудно сказать, только ли генетикой это сходство обусловлено. Близнецы отличаются часто и физиологическим сходством, что в дальнейшем может повлиять, например, и на преференции в выборе брачных партнеров.

Но все же близнецы — это явление достаточно аномальное, реальное общество обычно состоит из «индивидуальных» детей, которые, развиваясь, проходят определенные стадии, и именно в оценке и правильном понимании специфики каждой стадии состоит залог развития ребенка как личности. А ведь именно из личностей и состоит общество.

Понимание среды, в которой формируется личность ребенка, состоит в первую очередь в осознании ее как среды культурной. Именно развитие и движение этой культурной среды и определяет формирование его личности, как этической, так и интеллектуальной. Ребенок должен учиться анализировать окружающую среду, и отчасти способность к данному анализу является у него врожденной. Но лишь отчасти. Вспомним пример Маугли, который был ребенком нормальных родителей, но попал в аномальную для себя среду и каким-то образом сумел к ней приспособиться, но человеком сам по себе стать не смог. Значит воспитание важнее наследственности? Наверное, да. Ситуации, когда детей оставляли в лесу и они там выживали, действительно наблюдались в истории, хотя и редко, причем важно отметить при анализе таких случаев, что абсолютно нормального ребенка нормальные родители обычно не оставляют в лесу.

Взрослые, родители, воспитатели детского сада, учителя в школе должны не только давать ребенку образование как набор фактов, но и вооружать его разными способами анализа окружающей среды. К сожалению, этот аспект воспитания не всегда взрослыми осознается.

Кроме того, как было определено отечественным психологом Запорожцем, ныне покойным, для каждого возраста специфичны свои особые формы активности, и каждый ребенок должен максимально освоить их. Только тогда возможен его гармоничный переход в другую возрастную категорию. Но иногда в «потомственных» семьях, т. е. микроколлективах, направленных на какую-то узкую специализацию, или в случае с особо одаренными от рождения детьми забывается специфика развития ребенка как личности. В такой ситуации ребенок может получить очень раннюю установку на определенную специализацию, и именно она будет в дальнейшем обусловливать всю систему его личных ценностей. Но, как это бывает довольно часто, данная «система образования» может дать сбой. Например, ребенок, с самого раннего возраста ориентированный на музыкальное образование, может и не стать великим музыкантом, в этом случае в его личности происходят непоправимые сдвиги, приводящие даже к развитию психических заболеваний. Еще более страшные последствия проявляются в особенностях развития личности ребенка, который с самого раннего возраста был ориентирован на профессиональную спортивную карьеру. Но даже, если развитие такого одаренного ребенка оказывается успешным в какой-то особой области, все равно в целом как личность он будет проявлять определенную ущербность, что неизбежно проявится при его контактах с «обычными» детьми.

Проблема «одаренных детей» имеет и другую сторону — обычно такой ребенок начинает свое образование в нормальном коллективе, для которого его чрезмерная одаренность и связанная с ней некоторая отчужденность воспринимаются как нечто аномальное и далеко не всегда благотворно влияют на детский коллектив. Говоря проще, мальчика, который, например, проявляет повышенные способности к математике, начинают травить, и это очень плохо влияет не только на развитие его личности, но и на личность тех, кто его травит.

Как бы ни было важно рано выявить индивидуальные способности ребенка, как бы ни были ценны хорошие учебные пособия, в которых доступно, интересно, но при этом высоко профессионально излагается тот или иной предмет, учебник должен ориентироваться в первую очередь на личность ребенка, которая на каком-то этапе развития важнее, чем собственно интеллект. Гармоничное развитие личности — и есть тот потенциал, из которого в дальнейшем он будет черпать ресурсы и для профессионального развития, и для того же интеллекта.

Если обратиться к проблеме современной школы, то необходимо отметить, что тот факт, что с возрастом меняется самоосознание личности ребенка, практически никак не учитывается в системе образования как социальной структуре. С возрастом необходимо не только увеличивать сложность уровня собственно обучения, но и менять правовой статус ребенка. К сожалению, данный аспект проблемы осознается очень редко. Исключением может быть названа особая система «развивающего обучения» Давыдова, но в нашей стране она не имеет пока широкого применения. Сказанное не означает, что учащиеся должны сами управлять процессом образования, однако необходимо создать в школьном коллективе такие условия, при которых они будут понимать, что само обучение направлено на них самих и существует — для них. В этом состоит принципиальное отличие школьного образования от обучения в институте или университете, где происходит ориентация на взрослую личность, которая в первую очередь должна получить определенную сумму профессиональных знаний и навыков. То есть, можно вновь повторить, что система любого образования должна ориентироваться на специфику активности личности человека на определенном этапе возрастного развития.

Отчасти суммируя все сказанное, можно сделать вывод — интеллект и индивидуальные способности могут и наследоваться, и развиваться, но личность как таковая, как система этических ценностей — это продукт чисто социальный. Именно поэтому, наверное, обучению и образованию молодого поколения в обществе всегда уделялось так много внимания.

Библиография

Анастази А. Дифференциальная психология. М., 2001.

Веракса Н. Е. Развитие личности в системе диалектического обучения/Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося образования. М., 2001.

Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. М., 1996.

Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.

Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. Из жизни близнецов/Семья и школа. 1993. № 7–9.

Канаев И. И. Близнецы. М., 1959.

Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.

Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.

Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. М., 1998.

Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. М., 1999 (2001, 2002).

Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986.

Роль среды и наследственности/Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988.

Сергиенко Е. А. Развитие близнецов и особенности их воспитания. М., 1996.

Современное педагогическое образование: личностно ориентированный подход/Под ред. Н. Е. Вераксы. М., 2000.

Торшина К. А. Близнецы в мифах и культах//Человек. 1996. № 4.

Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. М., 1995.

Тема № 81

Эфир 11.03.2002

Хронометраж 1:07:00


НТВwww.ntv.ru
 
© ОАО «Телекомпания НТВ». Все права защищены.
Создание сайта «НТВ-Дизайн».


Сайт управляется системой uCoz