|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Сущность и ценность права |
↓№ 209↑ 04.02.2003 50:05 | ||||||
Право — форма свободы воли человека или продукт произвола государства? В теории и философии права давно сложились принципиально различные подходы, Участник: Нерсесянц Владик Сумбатович — академик РАН, доктор юридических наук, профессор Института Государства и права РАН Обзор темы (По статьям и монографиям В. С. Нерсесянца.) Право относится к числу важнейших социальных регуляторов и фундаментальных ценностей человеческой культуры. В основе разных ценностных подходов к праву лежат различные типы понимания и трактовки права как особого социального регулятора, его значения в общественной жизни. Именно тип правопонимания определяет парадигму, принцип и образец (смысловую модель) как познания права, так и его ценностной оценки. Понятие права — это познанное единство правовой сущности и явления. Научное знание о праве и государстве — не только знание о внешних, эмпирических явлениях, но и познание их сущности, исследование закономерностей, характера и логики взаимосвязей сущности и явления в сфере права и государства, уяснение содержания, смысла, причин и условий соответствия (или несоответствия) явления своей сущности в данной сфере. Трактовка этой собственно научной проблематики (сущность и явление в сфере права и государства, их соотношение и т. д.) выражает смысл общего понятия права и государства и имеет исходное значение для понимания и освещения остальных (производных от него) вопросов онтологического, познавательного и аксиологического характера. При всем многообразии учений о праве и государстве можно выделить три основных подхода к пониманию права и государства, т. е. три типа понимания права и соответствующего правового понимания государства: легистский (позитивистский), естественноправовой и Эта тематика (общая теория правопонимания, типология трактовок права, понятийный аппарат и конструкции Итак, в теории и философии права сложились принципиально различные подходы к праву, Основные различия между этими тремя концепциями состоят в следующем. Согласно легистскому подходу под правом имеется в виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола): право — приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только это есть право. Здесь право сводится к Такое легистское отождествление права и закона (он же — позитивное право) является принципом и смыслом так называемого «юридического позитивизма» (и неопозитивизма), который по существу является не юридическим, а именно легистским позитивизмом. Легистское (позитивистское) правопонимание присуще разного рода авторитарным и тоталитарным подходам к праву. Для сторонников естественноправового подхода естественное право (в его религиозной или светской трактовке) — это единственное настоящее, исходно подлинное право, коренящееся в объективной природе — в природе бога или человека, в физической, социальной или духовной природе, наконец, в «природе вещей». Оно, согласно юснатурализму, воплощает собой начала разумности, нравственности и справедливости. В отличие от него позитивное право рассматривается при этом как отклонение (а зачастую — как отрицание) от естественного права, как искусственное, ошибочное или произвольное установление людей (официальных властей). Согласно такому подходу, собственно правом (правом по его смыслу, сущности, ценности и понятию) является именно и только естественное право. 1) 2) свободы и 3) справедливости. Как составные моменты принципа формального равенства (а поэтому и компоненты правовой формы отношений) все элементы данного триединства (равная мера, свобода и справедливость) в рамках развиваемого академиком В. С. Нерсесянцем Поскольку только таким образом понимаемое право является всеобщей и необходимой формой свободы, автор называет свой подход либертарной (или С точки зрения общей теории правопонимания, Для анализа и характеристики отношений и связей сущности и явления в сфере права (и соответствующего правового понимания государства) в С учетом различения права (как сущности) и закона (всех источников позитивного права) как явления основные варианты их соотношения выглядят так: если явление (закон, положения тех или иных источников позитивного права) соответствует сущности, речь идет о правовом законе (о правовой норме, позитивном праве, соответствующем сущности права); если явление (закон, положения того или иного источника позитивного права) не соответствует сущности, противоречит ей и т. д., речь идет о неправовом законе (о противоправном, правонарушающем, антиправовом законе, противоправной норме, противоправном позитивном праве). Различая закон и право можно говорить о соотношении права и закона. Под сущностью права Взаимосвязь и смысловое единство этих трех компонентов принципа формального равенства состоят в следующем. Правовой тип (форма) взаимоотношений людей — это отношения, регулируемые по единому Везде, где действует принцип формального равенства (и конкретизирующие его нормы), там есть (действует) право, правовая форма отношений. Формальное равенство как принцип права и есть правовое начало, отличительное свойство и специфический признак права. В связи с Естественноправовой юридичности Вместе с тем В. С. Нерсесянц — в отличие от позитивистов — в русле различения права и закона трактует правовую форму (право как форму) не как пустую («чистую») форму, годную для любого произвольного содержания (нормативного и фактического), а как специфическую форму, обладающую особыми формализованными характеристиками и свойствами, отличающими право от неправа, правовую форму от неправовых форм. Иначе говоря, предлагаемый Сказанное означает, что равенство, свобода и справедливость как свойства правовой сущности (моменты принципа формального равенства) носят формальный Разумеется, компоненты принципа формального равенства относятся к сфере права, а не к сфере морали, нравственности, религии и т. д., поскольку эти и другие неправовые сферы (и присущие им формы и нормы регуляции) носят ограниченный, частичный характер, имеют Равенство (равная мера), свобода и справедливость — сущностные свойства права как особой формы фактических отношений. Они, как и право в целом, по определению носят формальный характер. Фактическое же не обладает качеством всеобщности (всеобщей формы): любое фактическое — всегда лишь частичное, не всеобщее. Правовое равенство представляет собой абстракцию, т. е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от фактических различий, присущих уравниваемым субъектам правовой формы общения. Такое уравнивание предполагает наличие фактических различий и вместе с тем их незначимость с точки зрения критерия (основания) уравнивания, а именно — свобода индивида в общественных отношениях, которая признается, выражается и утверждается в форме его правосубъектности и правоспособности. Свобода (в ее всеобщем Правовое равенство — это равенство свободных и независимых субъектов права по общему масштабу, единой норме, равной мере. Это равенство свободных и равенство в свободе. Там же, где люди делятся на свободных и несвободных, последние относятся не к субъектам, а к объектам права. На них принцип правового равенства не распространяется. Право говорит и действует языком и мерами равенства и благодаря этому выражает свободу людей. В этом смысле право — математика свободы. В социальной сфере равенство — это всегда правовое равенство, По поводу равенства существует множество недоразумений, ошибочных и ложных представлений. Нередко в прошлом и теперь правовое равенство смешивается с эгалитаристскими (фактически уравнительными) требованиями и т. д.; или, напротив, ему противопоставляют так называемое «фактическое равенство». Подобная путаница всегда носит правоотрицательный, антиправовой характер. «Фактическое равенство» — это смешение понятий «фактическое» и «нефактическое» (формальное) и противоречие в понятии «равенство». «Равенство», «равная мера» имеют смысл (как понятие, как средство регуляции и т. д.) лишь в контексте различения «фактического» и «формального» и лишь как нечто «формальное», отделенное от «фактического» — подобно тому, как слова отделены от обозначаемых вещей, цифры и счет — от сосчитываемых предметов, весы — от взвешиваемой массы и т. д. Благодаря формальности (абстрагированности от «фактического») равенство может стать и становится всеобщей формой и равной мерой регуляции «фактического», формальным и формализованным «языком», «весами», измерителем «внеформальной» (т. е. «фактической») действительности. Так обстоит дело и с История права — это история прогрессирующей эволюции масштаба и меры формального (правового) равенства при сохранении самого этого принципа любой системы права, права вообще. Разным этапам развития свободы и права в человеческих отношениях присущи свои масштаб и мера свободы, круг субъектов и отношений свободы и права, словом — свое содержание принципа формального (правового) равенства. Так что принцип формального равенства представляет собой постоянно присущий праву принцип с исторически изменяющейся сферой и мерой регуляции. Историческая эволюция сферы, масштаба и меры формального равенства не опровергает, а подкрепляет значение данного принципа (и конкретизирующей его системы норм) в качестве особенности права в его соотношении и расхождении с иными видами социальной регуляции (моральной, религиозной и т. д.). Принцип формального равенства — постоянно присущий праву принцип с исторически изменяющейся сферой и мерой регуляции. И история права — это история прогрессирующей эволюции масштаба и меры формального (правового) равенства при сохранении самого этого принципа любой системы права, права вообще. Однако, разным этапам развития свободы и права в человеческих отношениях присущи свои масштаб и мера свободы, круг субъектов и отношений свободы и права. Исходные фактические различия между людьми, если их рассматривать (и регулировать) с точки зрения Правовое равенство и правовое неравенство (равенство и неравенство в праве) — предполагающие и дополняющие друг друга правовые определения, в одинаковой степени противостоящие фактическим различиям и отличные от них. Равная мера регуляции отношений различных субъектов предполагает, что приобретаемые ими реальные субъективные права будут неравны. Благодаря праву хаос фактических различий преобразуется в правовой порядок равенств и неравенств, согласованных по единому масштабу и равной мере. Свобода индивидов подразумевает свободу их воли. Воля в праве — свободная воля, которая соответствует сущностным характеристикам права, отлична от произвольной воли и противостоит произволу. Волевой характер права обусловлен тем, право — форма свободы людей, свобода их воли. Этот волевой момент (в той или иной, верной или неверной, интерпретации) присутствует в разнообразных определениях права в качестве, например, общей воли (Руссо), классовой воли (Маркс и марксисты) и т. д. С правовой точки зрения В. С. Нерсесянц рассматривает всемирноисторический процесс как прогрессирующее движение ко всеобщей свободе все большего числа людей. Все большее число людей (представители все новых слоев и классов) признаются формально равными субъектами права. Историческое развитие свободы и права в человеческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права — формального (правового) равенства — несвободная масса людей в ходе исторического развития преобразуется в свободных индивидов. Правовое равенство делает свободу возможной и действительной во всеобщей Далее академик Нерсесянц рассматривает довольно широко распространеные представления о противоположности права и свободы, права и справедливости, права и равенства. Эти представления обусловлены тем, что под правом в таких случаях имеют в виду любые веления власти, государственное законодательство, которое зачастую носит антиправовой, произвольный, насильственный характер. Нередко свобода противопоставляется равенству. Ряд софистов младшего поколения (Пол, Калликл, Критий) отвергали правовое равенство с позиций аристократических и тиранических представлений о свободе как праве «лучших» на привилегии и произвол, праве сильных господствовать над слабыми и т. д. Аналогичный подход развивал Ф. Ницше. В отличие от аристократической критики правового равенства «сверху» (в пользу элитарных версий свободы) марксистское отрицание правового равенства и права в целом идет «снизу» (в целях всеобщего прыжка в коммунистическое «царство свободы» без права и государства, утверждения «фактического равенства» и т. д.). Противопоставление свободы и равенства характерно и современному широко распространеному представлению, будто «суть перемен, которые идут в России и в посткоммунистических странах» («модернизация» этих стран), состоит «в переходе от логики равенства к логике свободы». Тут социализм с уравниловкой (т. е. антиподом права и равенства) предстает как царство равенства, от которого, мол, надо перейти в царство свободы без равенства. В этих и сходных противопоставлениях свободы и равенства данным явлениям и понятиям по существу придается произвольное значение. Нерсесянц снова возвращается к основной идее о том, что понимание права как формального равенства включает в себя, наряду со всеобщей равной мерой и свободой, справедливость. В контексте различения права и закона это означает, что справедливость входит в понятие права, что право по определению справедливо, а справедливость — внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая (моральная, нравственная, религиозная и т. д.). Поэтому всегда уместный вопрос о справедливости или несправедливости закона — то вопрос о правовом/неправовом характере закона, его соответствии/несоответствии праву. Но такая же постановка вопроса неуместна применительно к праву, поскольку оно (по понятию) всегда справедливо и является носителем справедливости в социальном мире. Более того, только право и справедливо. Справедливость потому собственно и справедлива, что воплощает в себе общезначимую правильность, а это в рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т. е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы. Для тех, чьи отношения опосредуются правовой формой, — как бы ни был узок этот круг — право выступает как всеобщая форма, как общезначимый, одинаково справедливый для всех субъектов права (различных по фактическому, физическому, умственному, имущественному положению и т. д.) масштаб и мера регуляции. Присущая справедливости всеобщая мера регуляции (воздаяния, оценки и т. д.) символически представлена в образе Фемиды с едиными для всех Весами справедливости. Как и право в целом, справедливость — антипод произвола и привилегий. По смыслу и по этимологии справедливость восходит к праву, обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его всеобщность, Правильность, императивность и необходимость. Справедливо то, что выражает право, соответствует и следует ему. Действовать по справедливости — значит действовать правомерно, соответственно требованиям права. Другого принципа, другой формы выражения, кроме правовой, справедливость не имеет. Отрицание правового характера и смысла справедливости ведет к тому, что за справедливость начинают выдавать Право (и правовой закон) не игнорирует особые интересы и притязания. Они должны найти в нем надлежащее (т. е. именно справедливое) признание, удовлетворение и защиту. А это возможно только потому, что справедливость (и в целом право, правовой подход и принцип правовой регуляции) не сливается с этими притязаниями и не является нормативным выражением и генерализацией Например, требования «социальной справедливости» с правовой точки зрения рациональны и могут быть признаны и удовлетворены лишь постольку, поскольку они согласуемы с правовой всеобщностью и равенством и их можно выразить в виде требований самой правовой справедливости в соответствующих областях социальной жизни. Но то, что именуется конкретными людьми «социальной справедливостью», может как соответствовать праву, так и отрицать его. Это различие и определяет позицию и логику правового подхода к «социальной справедливости». Так обстоит дело и в тех случаях, когда правовой справедливости противопоставляют требования моральной, нравственной, политической, религиозной и иной «справедливости». В пространстве всеобщности и общезначимости принципа правового равенства и права как регулятора и формы общественных отношений свободных субъектов правовая справедливость выступает как критерий правомерности или неправомерности всех прочих претензий на роль справедливости в этом пространстве. Воздавая каждому свое, правовая справедливость делает это единственно возможным, всеобщим и равным правовым способом, отвергающим привилегии и утверждающим свободу. Из сказанного следует внутренняя смысловая равноценность таких внешне различных определений сущности права, как: право — это формальное равенство; право — это всеобщая равная мера; право — всеобщая свобода; право — всеобщая справедливость и т. д. Эти определения относятся к определениям права в его различении с законом, не завися от воли законодателя. И, наконец, утверждает автор Право, подразумеваемое либертарным правопониманием, — лишь необходимый правовой минимум, без чего не может быть права вообще. Правовой закон как искомое соответствие закона требованиям принципа формального равенства (сущности права) — это адекватное и полное выражение права в его официальной признанности, общеобязательности, определенности и нормативной конкретности, необходимых для действующего позитивного права. С учетом сказанного общее определение понятия права (права в его совпадении с законом, или, что то же самое, — закона, соответствующего сущности права) можно сформулировать так: право — это соответствующая принципу формального равенства система норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных возможностью применения мер государственного принуждения. Несоответствие закона праву может быть следствием правоотрицающего характера строя, антиправовой позиции законодателя или его ошибок и промахов, низкой правовой и законотворческой культуры и т. д. В борьбе против правонарушающего закона в процессе развития свободы, права и государственности сформировались и утвердились специальные институты, процедуры и правила как самой законотворческой деятельности (и в целом процесса «позитивации права»), так и авторитетного, эффективного контроля за соответствием закона праву (система сдержек и противовесов в отношениях между властями, общесудебный и Государство, таким образом, выступает и утверждается как правовая форма общей (публичной) власти, устанавливающей и защищающей определенный законодательно закрепленный правопорядок, в рамках которого прямое насилие (со стороны всех, включая и власть) запрещено, а допускаемое правом применение силы преобразовано в правовое С Противопоставление государства (как правовой формы власти свободных людей) деспотизму (как насильственной власти и господства одних над другими, отношений Именно поэтому привычное россиянам «социалистическое государство» удостаивается кавычек. Ибо, по мнению автора, коренной антагонизм между социализмом и правом состоит в несовместимости формального, правового равенства и Аксиологические аспекты различных типов правопонимания. Предметная область правовой аксиологии — это проблемы понимания и трактовки права как ценности (как цели, долженствования) и соответствующие ценностные суждения (и оценки) о правовом значении (т. е. ценностном смысле — с точки зрения права) фактически данного закона (позитивного права), реальной официальной власти, юридически значимого поведения людей, их отношений. В рамках легизма, отождествляющего право и закон, отрицающего объективную сущность права и вместе с тем критерий отличия права от произвола, в принципе невозможно предметно говорить о собственно правовой оценке и правовой ценности закона и т. д. Согласно естественноправовой аксиологии, в понятие естественного права, наряду с теми или иными объективными свойствами права (равенство людей и т. д.), включаются и различные моральные (религиозные, нравственные) характеристики. В результате такого смешения права и морали (религии и т. д.) естественное право предстает как симбиоз различных социальных норм, как некий Ценность права, согласно разработанной академиком В. С. Нерсесянцем Библиография Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции. М., 1979 Нерсесянц В. С. Личность и государство в Нерсесянц В. С. Право и закон. М., 1983 Нерсесянц В. С. Платон. М., 1984 Нерсесянц В. С. Право в системе социальной регуляции. М., 1986 Нерсесянц В. С. Наш путь к праву: От социализма к цивилизму. М., 1992 Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993 Нерсесянц В. С. Право — математика свободы. М., 1996 Нерсесянц В. С. Юриспруденция. М., 1998 Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля. М., 1998 Нерсесянц В. С. Манифест о цивилизме. Национальная идея России во Нерсесянц В. С. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости//Социологические исследования. 2001. № 10 Нерсесянц В. С. Философия права. М., 2002 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 2002 Тема № 209 Эфир 04.02.2003 Хронометраж 50:05 |
|||||||