|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Концепты детства |
↓№ 93↑ 01.04.2002 53:00 | ||||||
Кто такие дети — люди другого возраста, беспечно, а порой бесправно живущие в мире взрослых, и что такое детство — безоблачная пора в жизни человека или время унижений, размышляют ректор Московского института психоанализа Сергей Зимовец, писатель и художник Павел Пепперштейн и филолог Вадим Руднев. Позиции С. Зимовец: Детство и клиника. Ребенок — естественный извращенец. Кризисы и травмы детства. Становление взрослым: нормализация и воля к нарушению нормы. Несчастный ребенок — нормализованый ребенок. Счастливый ребенок — непослушный ребенок. Детство как фантазм взрослого. (Любые репрезентации детского мира симулятивны и фантазматически, поскольку они всегда находятся в зависимости от присущего той или иной культуре набора знаков и знаковых комплексов (концептов), закрепленных в порядке жанра... Есть гениальныеисключения, например, «Алиса» Кэррола. На русской почве — «Приключения Буратино» Толстого.) Новая русская жизнь и «новое» детство. П. Пепперштейн: детство как индустрия товаров и детство как феномен, не только как индивидуальное прошлое, но и как товарное производство. Детство и массовая культура. Инфантильная парадигма — детство сегодня не заканчивается с наступлением (условно) 14 лет. Потребитель товаров как ребенок. Образность и психическое состояние детства. Советская культура говорила о детстве под знаком научности (педология и проч.), сегодняшняя русская культура говорит о детстве в терминах потребления, маркетинга, имиджмейкинга. Тема детства Поскольку тема была инспирирована книгой Ю. С. Степанова «Константы. Словарь русской культуры», М., 1997, то приведем оттуда определение концепта. «Концепт — это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны. Концепт — это то, посредством чего человек — рядовой. Обычный человек, не „творец культурных ценностей“ — сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее. Возьмем, к примеру, представления рядового человека. Не юриста. О „законном“ и „противозаконном“, — они концентрируются прежде всего в концепте „закон“. И этот концепт существует в сознании (в ментальном мире) такого человека, конечно, не в виде четких понятий о „разделении властей“, об исторической эволюции понятия закона и т. д. Тот „пучок“ представлений, понятий, знаний, переживаний, который сопровождает слово закон, и есть концепт „закон“. В отличии от понятий в собственном смысле термина (таких, скажем, как „постановление“, „юридический акт“, „текст закона“ и т. п.), концепты не только мыслятся, они переживаются, Они — предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений. Концепт — основная ячейка культуры в ментальном мире человека». С. Зимовец. Театр Буратино//Молчание Герасима. Идея сказки о Буратино — идея театра в театре. Буратино — самый ортопедический герой нашего детства. «Буратино, «Ускользание Буратино от деспотизма, вопреки и с помощью различных топосов культуры (лиса Алиса, кот Базилио, черепаха Тартила), с инстинктивно применяемой номадической стратегией, позволяет ему осуществить прорыв в «царство свободы, самоуправления и справедливости», к театру за железной жверцей. Этот путь был пройден Буратино благодаря несстребимой воле к нарущению нормы. С. Зимовец. Сын полка: бог из машины//Там же. (анализ повести В. Катаева «Сын полка») «С помощью нарратива истории мальчик прививает себя к большой социальной машине, подчиняя ее способу производства, тем процедурам, которые организуют общественный мир и весь универсум окружающей природы». «Онтогонез Вани был обусловлен русским крестьянским каноном, патриархальная структура которого не соответствует структуре новоевропейской семьи... Социальность новоевропейского типа транслирует себя через фамильные структуры, легко поддающиеся эдипальной триангуляции. Организация пространства личностного суверенитета, как основной „клеточки“ социума, опирается на последовательное отождествление индивида с собственным зеркальным отражением, а затем с образом Отца (для мальчика) или Матери (для девочки)... В отличии от европейской практики, где для информационной процедуры достаточной является Общее замечание В анализе детства можно выделить по крайней мере 2 оси: отличие от западной семьи от русской (советской) — С. Зимовец. И отличие советского подхода к детству (через науку) от капиталистического подхода (через потребление товаров) — П. Пепперштейн. Библиография Ануфриев С., Пепперштейн П. Мифогенная любовь каст. М., 1999. Винни Пух и философия обыденного языка: А. Милн. Winnie Пух. Дом в Медвежьем Углу/Пер. с англ. Т. А. Михайловой и В. П. Руднева. Аналитические статьи и комментарии В. П. Руднева. М., 2002. Зимовец С. Молчание Герасима: Психоаналитические эссе о русской литературе. М., 1996. Кляйн М. и др. Развитие в психоанализе. М., 2001. Кобрин К. „Слова“ и вещи» позднесоветского детства//Логос. 2000. № 3. Недель А. Размещаясь в неизбежном: Эскиз сталинской метафизики детства//Логос. 2000. № 3. Никольская И. М., Грановская Р. М., Психологическая защита у детей. М., 2000. Петровский М. Книги нашего детства. М., 1985. Ромашко С. Детская фотография: О мотивах детства у Вальтера Беньямина//Логос. 2000. № 3. Степанов Ю. С. Буратино/Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М., 1999. Тема № 93 Эфир 01.04.2002 Хронометраж 53:00 |
|||||||