|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Вампиры и Дракула |
↓№ 26↑ 29.10.2001 1:04:00 | ||||||
Стенограмма эфира О том, существуют ли вампиры, почему вера в вампиров распространена именно на Балканах и был ли вампиром Дракула, доктор филологических наук Татьяна Михайлова и кандидат филологических наук Михаил Одесский. Материалы к программе: 1. Откуда вообще взялась тема вампиризма, где корни верований, согласно которым мертвец 2. Почему вера в вампиров распространена именно на Балканах (шире — в Западной Украине, реже — в других славянских и балтийских регионах), но при этом, например, почти не встречается в Западной Европе? 3. Как был создан образ «идеального вампира» — Дракулы, есть ли у него, говоря условно, исторический прототип, почему автор знаменитого романа, Брем Стокер, взял имя валашского воеводы Влада Дракулы и перенес его в конец 19 века? Был ли вампиром сам исторический Дракула? 4. Почему такую роль в теме, в 5. Почему тема вампиризма стала актуальна в последние годы, как изменился образ вампира литературного (и экранного) по сравнению с традицией фольклорной. 6. Существуют ли вампиры? 1. Известно, что вампиром становится тот, кого в свою очередь укусил другой вампир. Известно также, что вампиры не едят и не пьют, что их можно убить осиновым колом, что они боятся чеснока и бутонов роз, что их отпугивают крестом, что днем они спят в своей могиле, боятся солнечного света и т. п. Но «на самом деле» в народных верованиях вампиром становится далеко не только тот, кто сам погиб от укуса вампира. Так, вампирами становились дети, родившиеся в сорочке, пятый сын, если в семье были одни мальчики, а также — дети, родившиеся уже с зубами. Характер и образ жизни человека тоже могли привести к тому, что после смерти ему уже не удавалось спокойно лежать в могиле — вампирами становились люди сердитые и раздражительные, те, кто постоянно был Поведение фольклорного вампира и его облик также не во всем совпадают с романтическим образом вампира литературного. В народных славянских верованиях вампир обычно предстает как существо огромного роста, либо — с огромным животом и головой. Южные славяне представляют его как огромный красный кожаный мешок, наполненный кровью, лишь в малой степени сохраняющий сходство со своим прежним человеческим обликом. Иногда считают, что у вампира вырастает хвост, длинные когти и огромные зубы. Под коленом у вампира отверстие, из которого вылетает душа. Глаза у него ярко красного цвета. Если раскрыть могилу предполагаемого вампира, то сразу бросится в глаза розовый цвет его лица, блестящие глаза и белые зубы. Вампир способен необычайно быстро бегать и даже — лететь низко над землей, не задевая ни травы, ни веток. Днем вампир обычно спит в своей могиле, однако, как считают, например, болгары, в течение долгих лет он «набирает силу», становится больше похож на обычного человека, и дневное пребывание в могиле перестает быть для него необходимым. Тогда он обычно покидает родную деревню и под видом земного человека отправляется туда, где его никто не знает и не сможет разоблачить. Тогда он обычно имеет облик угрюмого и молчаливого человека, который никогда не смеется и отказывается от угощения и избегает открытого пространства, где станет заметно, что он не отбрасывает тени (согласно традиции литературно, вампир не отражается в зеркале). 2. Как объяснить, почему вера в вампиров распространена именно на Балканах. Или, формулируя иначе, почему универсальный психологический феномен именно там принял такую форму? 1. просто балканские вампиры в 18 веке стали вдруг очень популярны и весь просвещенный мир узнал именно о них (на самом деле эти верования распространены гораздо шире), и 2. откуда вообще появился такой странный образ воплощенного зла? Напрашивается объяснение, что они просто действительно там и именно там были, а, например, в Дании их не было. В романе американского писателя Д. Симмонса «Дети ночи» дается совершенно новая попытка «рациональной» интерпретации феномена В., объясняющая локальность его распространения: это особое наследственное заболевание иммунной системы, при котором для поддержания жизни необходимы постоянные вливания свежей здоровой крови, причем если в результате брака двух таких «вампиров» рождаются дети, лишь 2% из них окажутся носителями заболевания. Но на самом деле тот факт, что вампиры были только на Балканах — это тоже не совсем так. Вера в вампиров распространена в основном в районе Балкан, однако варианты данных представлений встречаются и у других народов — на Сев. Кавказе, в Литве, в Лапландии, среди татар, украинцев, белорусов, народов Поволжья и др. Сходные поверья можно найти и у африканских народов, и на Дальнем Востоке, что в целом позволяет предположить существование некой универсальной комплексной мифологемы, отождествляющей кровь с жизненной силой и предполагающей возможность бытования человеческого тела (и рассудка) на границе между миром живых и миром умерших. 3. С конца XVII в. тема в. прочно проникает в литературу. Среди наиболее значительных текстов, написанных на эту тему, можно назвать «Коринфскую невесту» Гёте (1797), поэму Наверное, впервые именно Брем Стокер сделал вампира обаятельным и привлекательным сексуально. Предположительно, хотя он и много собирал фольклорный материал, и изучал историю своего героя 4. Кто же был Дракула? Назвать воеводу Влада Дракулу «прототипом» вампира графа Дракулы из романа Стокера в строгом смысле слова нельзя, однако отдельные фрагменты романа ясно свидетельствуют о том, что образ полумифического влашского 1922 г. «Дракула» был экранизирован: немецкий режиссер Ф. Мурнау поставил по мотивам романа фильм «Носферату: симфония ужаса» (исп. роли графа 5. Тема крови. Ср. в Ветхом Завете — идея «кровь=жизнь» (поэтому нельзя есть мясо, не выпустив из него кровь). Тема крови, идея, кровь как средство продления молодости, была совершенно буквально воплощена в жизнь в Институте переливания крови. Инициатором этого начинания был философ А. Богданов — старым большевикам переливали кровь молодых комсомольцев, а тем — их, таким образом благородную партийную кровь получало поколение будущего, а старые партийные кадры физически омолаживались. Сам он умер в ходе Питье крови часто входит и в разного рода сатанинские ритуалы. Вообще тема крови — очень сложная. Вспомним хотя бы Святое Причастие. 6. Тема актуальности вампиризма. Видимо, в варианте финала у Герцога — новый поворот темы Дракулы — вампир это воплощение вечной мечты человечества о вечной жизни. Причем литературные вампиры быстро регенерируют, это не дряхлая старость, а вечная молодость, сохраняющая всю память, все знания, все эмоции, но лишь, пожалуй, ценой кулинарных наслаждений. Человечество постоянно накапливает информацию, но пусть так же постоянно растут и совершенствуются способы и формы ее сохранения, все равно делать 7. Были ли вампиры на самом деле? О соотношении реального и энергетического вампиризма. Подробно. Если нет, то может быть, толчком к этому мифу послужил так называемый энергетический вампиризм в двух его формах — «теплое общение» и «наслаждение злом» (случай Дракулы и многих других). Кроме того, толчком к возникновению мифа о вампирах мог послужить тот факт, что раньше довольно часто имели место случаи погребения заживо. Очнувшись в гробу, человек от ужаса терял рассудок, потом Наверное, так ставить вопрос вообще нельзя. В научном исследовании нельзя говорить о «вере», а даже если и сейчас в определенных регионах сохранилась вера в упырей, все равно серьезной верифицируемости существования объекта это не дает. Могут быть предложены лишь разного рода интерпретации, которые должны пройти проверку на истинность, т. е. ответить сразу на несколько вопросов — почему кровь, почему на Балканах и проч. Библиография Михайлова Т. Как распознать вампира//Итоги. 1997. 30 дек. Одесский М. Миф о вампире и русская Belford B. Dracula’s Secrets: The World of Bram Stoker. Cazacu M. L’Histoire du Prince Dracula. Paris, 1996. Coppola F. F., Hart J. V. Bram Stoker’s Dracula: The Film and the Legend. Epaulard A. Vampirisme, necrophilie, necrosadisme, necrophagie. Lyon, 1901. Florescu R., McNally R. T. Dracula: Prince of Many Faces. Jones E. On the Nightmare. London, 1931. Leatherdale C. The Origins of Dracula. London, 1987. McNally R. T., Florescu R. In Search of Dracula: a True History of Dracula and the Vampire Legends. London, 1975. Murgoci A. The Vampire in Roumania//Folklore. 1929. 40. Perkowski J. L. The Darkling. A Treatise on Slavic Vampirism. Columbus, 1989. Robbins R. H. The Encyclopedia of Witchcraft and Demonology. London, 1959 Twitchell J. Dreadful Pleasures: An Analysis of Modern Horror. Oxford; Villeneuve R. Volta O. The Vampire: Myth or Reality? London, 1970. Weissman J. Women and Vampires: Dracula as a Victorian novel//Midwest Quarterly 1977. № 18. Wolf L. A. Dream of Dracula: In Search of the Living Dead. Wolf L. The Annotated Dracula. Тема № 26 Эфир 29.10.2001 Хронометраж 1:04:00 |
|||||||