|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Драма интерпретации |
↓№ 30↑ 05.11.2001 1:03:00 | ||||||
Переводчик Элла Венгерова и театральный критик Марина Тимашева о формах и границах интерпретации в драматургии. Тимашова: Хорошо, что у нас господствует классика, а не современная драма; современная драма настолько плоха, однообразна, что больше одной постановки не выдерживает и поэтому ее невозможно интерпретировать; работа с классикой позволила сохранить театр — в отличие от кино, которое отказалось от такого «консерватизма» и погибло; поскольку в нашей жизни по большому счету ничего не меняется веками, то любая пьеса Чехова сохраняет нетленную актуальность (с одной стороны эта неизменность наших бед плоха, но для театра она благотворна). Венгерова: наше знание драмы 20 века — выборочно и неполно; постоянно возвращаемся к много раз сыгранному; запаздывание от мирового театрального опыта у нас одно поколение, примерно 25 лет — это «фазовое отставание»; у нас не ставят «интеллектуальную драму», ставят Стринберга, но не ставят Ибсена; у нас играют только негативного героя; почему нам нравится кощунствовать на сцене? Материалы к программе: М. Тимашева. Форт Мельпомены На закате Советской власти список отраслей материального и духовного производства, в которых мы ни на миллиметр не уступали Европе и Америке, изрядно подсократился. Но театр Прошло еще 10 лет. Спасибо Богу за хлеб, который отпущен нам днесь;Ни один известный театр не реформировался в В то же самое время в Грузии, охваченной гражданской войной и разрухой, актеры Тбилисского государственного театра для детей и юношества добирались 4 часа до работы (стоял транспорт), зарплаты хватало на 3 кило картошки, в неотапливаемом зале зрители сидели в пальто — но чем хуже становилась жизнь, тем больше народа приходило на спектакли. До сих пор очень сложно отделить «российский» театр от «бывшего советского». Ученик Андрея Гончарова Эймунтас Някрошюс, главный режиссер Театра Шота Руставели Роберт Стуруа, народный артист СССР Богдан Ступка не воспринимаются у нас как «иностранцы». Донатасу Банионису по дороге в Питер (на фестиваль «Балтийский дом») директор совхоза отчитывался об удоях как старому доброму другу. Деньги на билеты тбилисским артистам собирали на фестивале в Ростове всем постсоветским миром. Интересно, что правительство Украины, в которое Ступка вошел министром культуры — вполне националистическое. Но как человек театра, а не политики, он играет Гоголя «Старосветская любовь») в постановке московского режиссера Валерия Фокина на русском языке, и за это молодчики из Дело, конечно, не в вывеске у дверей учреждения — написано на ней слово «театр» или нет — а в содержании. Один из моих коллег не совсем академично, но образно выразил суть того, что отличает театр от соседних очагов культуры. В театр Иными словами, усилиями многих людей была сохранена профессиональная культурная среда. Работают лауреаты Ленинских и даже Сталинских (Юрий Любимов) премий. За младшие поколения перед ними не стыдно: Кама Гинкас, Анатолий Васильев, Генриетта Яновская, Анатолий Праудин, Григорий Дитятковский... Конечно, удостоверения о величии выдаются художнику пост фактум. Большое видится на расстоянии. Но сегодня нет особых оснований беспокоиться, что театральные личности измельчали. В России или за ее пределами. Някрошюса прямо называют «великим». А ему на пятки наступает его земляк Римас Туминас. Кто из зарубежных специалистов откажет Льву Додину или Анатолию Васильеву в том, что у них есть самостоятельные идеи, которые не сводятся к наследию учителей и оказывают огромное влияние на мировое искусство? «Черный монах» Гинкаса, «Семейное счастье» и «Абсолютно счастливая деревня» Фоменко, «Дневник Анны К.» Праудина, «Плач Иеремии» Васильева, «Гроза» Яновской, «Чевенгур» Додина — целые фрагменты этих спектаклей достойны войти в хрестоматии по истории ХХ века. А ведь театр — не только режиссер. Это, например, еще и художник. Старшее поколение, прославившееся еще в советские времена — Давид Боровский, Эдуард Кочергин, Валерий Левенталь, Сергей Бархин — соревнуется с младшим: Юрий Хариков, Олег Шейнцис, Павел Каплевич, Анатолий Шубин. Отдельного упоминания заслуживают художники кукол. Резо Габриадзе, чья «Песнь о Волге» — великая трагедия, сыгранная крохотными куклами на пространстве размером с письменный стол, — объехала весь мир. Или художник Екатеринбургского театра кукол Андрей Ефимов, создающий фантастические вселенные в табакерках. У Станислава Лема два Мастерство театральных художников особенно заметно на фоне того, что с помпой и совсем за другие деньги выставляется в «Арт-манежах» и галереях «современного искусства». Допустим, сценографы, как и артисты — люди не от мира сего. Что ж, возьмем такую небескорыстную службу, как журналистика. В общедоступных СМИ о театре у нас до сих пор, как правило, рассказывают профессионалы. Деньги за рецензии брать не принято. И рецензии эти могут быть убедительны или не очень, но спектакль даже на Не случайна неподдельная ненависть в «докладе» Л. Пирогова к последней Антибукеровской церемонии. «Искусство театра, несмотря на упертость фанатов и замечательные традиции, деградирует со скоростью электората Г. Явлинского...» и пр. Обозреватель «ЛГ» принимает желаемое за действительное. Но понятно, что ненавистные «фанаты традиций» для Пирогова олицетворяют нечто такое, что лишает стройности и завершенности тот мир, в котором этот самый Пирогов неплохо устроился. Что же позволило театру так обособиться? Ведь служители Мельпомены никогда не составляли особой касты, отгороженной от мира стенами монастыря. Они тоже вечно интригуют, ссорятся Говорят, что театру легче было устоять, потому что он, в отличие от кино или Между тем, есть две характерные черты, которые отличают театральный процесс в 1. Стабильность организации. В основе ее, как и во времена К. С. Станиславского, до сих пор лежит стационарный репертуарный театр. С конца Если не считать отдельных удач, которые так редки, что их смело можно назвать случайными, то антреприза делает свои деньги на обочине театрального процесса, и характеристика, выданная ей 130 лет назад В. И. Немировичем — Данченко, кажется написанной вчера: «Под ярмом антерпренера актеры, Из сказанного не следует никакой апологии репертуарного театра, который бывает склонен к бюрократизации и мумификации (когда видимость жизни поддерживается за счет имен великих основателей и бюджетных дотаций под эти имена). Но проблема не в том, сколько недостатков у традиционной модели, а в том, есть ли достоинства у предлагаемой альтернативы. Чистый и корректный Наряду с традиционной организацией театрального производства удалось сохранить и второе великое создание 2. Эмиграция в классику. Почти все спектакли, становившиеся событиями Количество удач пропорционально общему количеству постановок. Последний драматургический Классическую драматургию дополняют инсценировки литературных произведений: от «Плача Иеремии» в Школе драматического искусства А. Васильева до детских стихов С. Маршака в «Человеке рассеянном» А. Праудина (Екатеринбургский ТЮЗ). Попытки осовременить репертуар предпринимались разными режиссерами в разных театрах — и с удручающей закономерностью проваливались. Причем проваливались не технически, а позорно. Заметьте, что и новые российские фильмы рушатся уже на стадии сценариев, спасти которые не под силу ни режиссеру, ни актерам, ни операторам. Точно то же самое происходит с «современными спектаклями». Они оказываются от рождения инфицированы то политикой определенного сорта (не от искренней веры, как у Маяковского или Брехта, а от стадного инстинкта), то «коммерцией» (= сознательная игра на интеллектуальное снижение), то «постмодернизмом» (= словесный понос). Но, пожалуй, самый распространенный вариант — «чернуха — порнуха». Так это художественное направление определили зрители. Те самые неблагодарные зрители, для которых оно предназначалось и чьи вкусы («отсталые») якобы обслуживало. Единственная сильная эмоция — жалость к профессиональным артистам, вынужденным декламировать со сцены похабщину («Клаустрофобия» в Конечно, проблемы Достоевского и Шекспира, тем более Еврипида, связаны с реалиями минувших эпох. Но настоящая литература перерастает эпоху и становится общечеловеческим достоянием. Литература эта населена живыми характерами и, соответственно, оставляет режиссеру и актеру возможности для творческой интерпретации. Варианты соавторства с классиками, как показывает опыт, чрезвычайно разнообразны. Инсценировка романа «Идиот» в театре на Малой Бронной была подчеркнуто академична, форма трилогии («Бесстыжая» — «Рыцарь бедный» — «Русский свет») позволила воспроизвести текст Ф. М. Достоевского с максимальной полнотой. Ни в декорациях, ни в костюмах, ни в игре актеров — никакого осовременивания. Современны споры героев и сама судьба «русского Христа» князя Мышкина. Строго следуя художественной правде Достоевского — писателя, режиссер Сергей Женовач опровергал Напротив, Э. Някрошюс ставит Шекспира, купировав литературный текст едва ли не наполовину. Зато плотность текста сценического невероятно велика. Сознание режиссера мифологично. Из одному ему внятных смыслов он извлекает на свет древние символы и выводит конфликт на космогонический уровень. Например, историю призрака, посылающего Гамлета на смерть, Някрошюс рассказывает как историю А спектакль Праудина «Человек рассеянный» вызвал у некоторых коллег желание вступиться за Маршака. Они полагают, что критическое переосмысление советских реалий недавнего прошлого не просто расходится со смыслом, который вкладывал в свои стихотворения Маршак, но вступает с ним в антагонистическое противоречие. Ставить такой спектакль, следуя их логике, нужно было не по Маршаку, а по Хармсу. Еще сложнее складывались взаимоотношения коммуниста Андрея Платонова со Львом Додиным, который превратил его «Чевенгур» в антикоммунистический апокалипсис. Одну и ту же пьесу Шекспира можно представить сотнями сценических версий. Шекспир, Достоевский и Платонов открывают разные пути, некоторые ведут в Рим, некоторые — нет... Графоманы не открывают никакого пути никуда. Нет основания полагать, что театральные деятели формулировали свой выбор в пользу классики сознательно, принципиально и организованно. Скорее сработал своего рода инстинкт профессионального самосохранения. Может, они бы и рады были шагать в ногу со временем. Тот же Олег Меньшиков поверил, что Максим Курочкин — не просто лауреат «Антибукера», а в самом деле «талантливый молодой драматург». И поставил спектакль по его «Кухне». Тут же закончилась рекламная кампания и начался разговор по существу, и не только о «драматургии» Живи театр по общим законам, можно было бы выдать и провал за удачу. Надуть очередной мыльный пузырь. Если по телевизору сто раз в день повторяют, что Но в театре действуют иные законы. Ни системы «заказных» статей, ни «проплаченного» эфира, ни «рыночной экономики» в работе фестивальных жюри. Теперь Меньшиков десять раз подумает, прежде чем верить на слово рекламным агентам. Или — другой вариант — окончательно порвет с «консервативной» театральной средой и полностью переселится в кино и Справедливость требует назвать два имени, которые отчасти реабилитируют понятие «современная драматургия». Свердловчанин Олег Богаев с «Русской народной почтой», которую великолепно поставил Кама Гинкас, а Олег Табаков сыграл главную роль. Роль Необходимое уточнение — на случай будущей полемики. Не хотелось бы, чтобы из этой статьи Что касается качества и массовости, то в искусстве это просто разные параметры. Бестселлером может стать как мастерская работа, так и убогий суррогат. Голливудская «Клеопатра», которую посмотрели многие миллионы на всех континентах, культурнее, человечнее и умнее всего нашего «нового кино», якобы рассчитанного на элиту. Каждый выбирает по себе, причем в первую очередь это выбор не тех, кто покупает, а тех, кто продает и тиражирует. Показательный пример из близкой мне сферы. С. Женовача выжили с Малой Бронной не в последнюю очередь Конечно, театр в целом испытал на себе неласковые прикосновения смутного времени. В феврале 1990 г. сгорел Дом Актера с архивами Всероссийского театрального общества. Судьба подвела копотью жирную черту под прошлой жизнью. Что представляло собой бывшее ВТО, ныне Союз Театральных Деятелей? Общественная организация профессионалов, связанных с театром, от монтировщиков до театроведов, координационный центр творческого общения и информации, и одновременно то, что назовут красивым словом «холдинг». Здесь мы не станем углубляться в историю Но косметические фабрики утонули в потоке беспошлинного импорта. Медицинское обслуживание рассредоточилось по разным палатам беспокойного СНГ, а те здравницы, что остались за РФ, все равно не могли конкурировать с турецкой Кушадасой. В поликлинике даже знаменитых артистов воспринимают теперь как досадную помеху, отвлекающую медперсонал от основной — коммерческой — деятельности. Но хуже всего то, что обнищавший Союз уже не мог возить из города в город театры, командировать критиков для просмотра новых спектаклей (раньше такие командировки с последующим обсуждением на труппе были так же обязательны, как торжественное собрание к 7 ноября), собирать и распространять информацию. Даже знаменитая библиотека на Б. Дмитровке — та самая, где можно получить программки практически всех спектаклей, сколько их было поставлено, и рецензии на них, систематизированные не только по театрам, но и по персоналиям — оказалась в 1998 г. на грани закрытия. Попряталась периодика. Напомню читателям старшего поколения — а младшие этого не застали и должны поверить на слово — что серьезные театральные издания: «Театр», «Театральная жизнь», «Экран и сцена», при Горбачеве продавались свободно в каждом киоске по всей огромной стране. Видимо, «масса», которая их покупала и читала, была не так уж глупа. Рухнувший кинематограф своими обломками очень больно ударил по актерской профессии. У нас, в отличие от Америки, подавляющее большинство артистов совмещало работу в театре и кино. Но всесоюзную популярность им приносили Тему зарплат и бытовых условий мы уже затрагивали. Положение артистов и режиссеров в провинции, особенно суверенной, не слишком отличалось от положения шахтеров, моряков, преподавателей и других профессионалов, связанных с конкретным полезным делом. Но ни одна из ран не стала смертельной. Театры научились выживать в одиночку. Не меняя фундаментальных принципов внутренней организации, они осваивали рыночные отношения с внешним миром и различные формы собственности: кроме государственных театров (их сегодня в Российской Федерации 598) появились муниципальные и частные. Статистика по ним довольно смутная, но ясно, что площадок стало гораздо больше, чем в 1991 г. Можно Даже приспособленчество, о котором мы чуть выше отзывались с легким презрением, в нашей отрасли имело свою специфику. Унижаясь перед «спонсорами», знаменитые актеры и режиссеры, как правило, просили денег не себе любимому на джакузи, а труппе на зарплату и декорации. С разрушением традиционных структур (а главные так и не были разрушены!) сама творческая жизнь порождала заместительные механизмы. Поддерживать единое театральное пространство взялись фестивали, стихийно заявлявшие о себе в разных городах — всюду, где энтузиастам удавалось обеспечить минимум средств и благосклонность начальства. Некоторые быстро канули в Лету, а другие обрели респектабельность, строгую периодичность и распространились за пределы не только РФ, но даже СНГ. Назову основные: Международный театральный фестиваль имени Чехова (раз в 2 года в Москве, организатор — Конфедерация Театральных Союзов, представляет лучшие драматические спектакли со всего мира); Национальный фестиваль и премия «Золотая Маска» (проходит в Москве ежегодно, с прошлого года спектакли-лауреаты вывозят в другие города, в конкурсе участвуют драматические, музыкальные и кукольные театры России, отдельная премия присуждается за лучший зарубежный спектакль на гастролях в России); «Балтийский дом» (ежегодный, драматический, конкурсный — в Какими бы претензиями к жюри ни сопровождались раздачи слонов, театральные фестивали практически не поражены коррупцией, и даже спорные их решения остаются в пределах профессии: из двух работ выбирается одна, может быть, не лучшая, но вполне профессиональная. Ничего подобного «писателю Галковскому» премий до сих пор не удостаивалось, и, будем надеяться, не удостоится. Тираж у театральных изданий, как старых, так и новых («Петербургский театральный журнал», газета «Дом актера», журнал «Сцена», Журнал Омской драмы, издаваемый прямо в театре и др.), конечно, самиздатовский, как и у всякой осмысленной литературы. Но сайт Ирины Виноградовой «Театральный смотритель» доступен любому владельцу компьютера. А связь с широкой необинтернеченной аудиторией обеспечивают театральные обозреватели общедоступных СМИ. Несколько лет подряд «Золотая маска» подвергалась критике со стороны моих Вместо разделения на «центр» и «периферию» правильнее было бы говорить о «театральных» и «нетеатральных» городах, которые распределены по географической карте Если невозможно предсказывать погоду больше, чем на неделю вперед (да и на день — плохо получается), то что сказать о такой противоречивой и принципиально не переводимой в цифры материи, как искусство? Непонятно, с какой стати хозяева жизни терпят и даже спонсируют то, что очевидно выламывается из общих рамок. Видимо, не принимают театр всерьез, считая его: а) элитарным развлечением (театр стал разновидностью престижного досуга, местом, где удобно налаживать неформальные деловые связи); б) оторванным от жизни, особенно политической. Примерно так же советская номенклатура воспринимала «аполитичного» Анатолия Эфроса или, например, журнал «Химия и жизнь». Кстати, просчиталась. Если уж человека научили думать, он попробует применить эту способность не только к химии. И тот, кто воспитан современным российским театром, вряд ли станет аплодировать фильму Но эта проблема — для социологов. В 2001 г. понятно, что репертуарный театр устоял, и атаки на него маленьких чубайсов предпринимаются скорее по инерции. Более острая ситуация — с драматургией. Полемика на эту тему продолжается на двух уровнях. Первый — откровенно спекулятивный, мы его уже касались выше. Довольно неприглядную роль играют коллеги из Западной Европы, во всех прочих отношениях милые и предупредительные. В искусстве благополучных стран в моду вошли маргинально-криминальные субкультуры со всеми их тошнотворными атрибутами. Тех самых субкультур, в которых каждое жаргонное слово проникнуто ненавистью, тупой жестокостью, презрением к тому, кто слабее, — например, к женщинам. Культурные центры ряда стран ЕС пропагандируют (чтобы не сказать — навязывают) в России субкультуры наркоманов и извращенцев. В полемику по существу эти просветители не вступают, зато с настойчивостью рекламы прокладок повторяют, что наши режиссеры отстали от жизни, а М. Равенхилл и С. Кейн — крупные драматурги. Безусловно, весь опыт истории, от афинских Дионисий до Таганки, свидетельствует, что подлинный расцвет сценического искусства связан с современной и созвучной эпохе драматургией. МХАТ был театром не только Станиславского и Немировича, но не в меньшей степени — Чехова, Горького, Ибсена и Метерлинка. Эмиграция в классику не может продолжаться бесконечно. Нельзя отмахнуться от предостережений обозревателя французской газеты «Либерасьон» Жана — Пьера Тибода: опасно превращение театра в «гетто» или «отдел музея». И массовая популярность артисту не помешает, и современная драматургия нужна. Но состояние драматургии отражает состояние всей литературы. И шире — общества. У писателей нет идей, которые могли бы вдохновить на создание великой драмы. Но разве они есть у политиков, ученых, священников? Такие идеи нельзя придумать, сконструировать, ввести президентским указом. Современные ответы на главные вопросы бытия могут вырасти только из жизни. Из стремления людей уловить ее смысл, «не сводимый к повседневным бытовым потребностям». Я человек неверующий. Но я верую в подобное самоотверженное «служение» жизни и людям, верую в объединяющий театр, в театр, который весь — мучительное чувство самозабвенной отдачи. Верую в слово, произносимое на сцене для других и посредством других. И я тоже вижу в театре не «радость и веселье» (даже когда он весел), а суровые, самозабвенные, мучительные поиски чистоты, порядка, ясности, истины. — Джорджо СтрелерТеатр сохранил счастливую способность к общению на таком уровне. Библиография Богданова П. Для кого пишут критики? Размышления редактора о современной театральной прессе//Кулиса НГ. 01 июня 2001. Венгерова Э. Письмо ученому соседу//Экран и сцена. № 15(585). Гришковец Е. Город. М., 2001. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000. Коган И. Отмывать деньги в театре невозможно//Известия. 23 мая 2001. Новикова М. Литература — переводчик — жизнь. Киев, 1986. Режиссерский театр от Б до Ю: Разговоры под занавес века. М., 1999. Русский драматический театр: Энциклопедия. М., 2001. Смелянский А. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века. М., 1999. Смирницкий Я. Может ли театральный критик указать режиссеру на дверь?//Россiя. 18 февраля 2002. Тимашева М. Форт Мельпомены//Русский журнал. 11 марта 2001. Хакс П. Иона и другие. М., 1998. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М., 1994. Щепкина И. Г. Прагматика сущности перевода и его метаязыка//Филология. 1995. № 7. Урин В. Театральный билет — это товар//Известия. 23 апреля 2001. Ricoeur P. Le conflict des Interpretations. P Тема № 30 Эфир 05.11.2001 Хронометраж 1:03:00 |
|||||||