Обратная связь
gordon0030@yandex.ru
Александр Гордон
 
  2002/Сентябрь
 
  Архив выпусков | Участники
 

Интуиция

  № 137 Дата выхода в эфир 12.09.2002 Хронометраж 40:00
 
Зачем китайскому гадальщику камешки и косточки? Можно ли научиться ловить руками в темной комнате стрелу, особенно когда ее там нет? О «логике» интуиции и этапах интуитивного прозрения доктор исторических наук Алексей Маслов и историк культуры Дмитрий Попов.

Участники:

Маслов Алексей Александрович — доктор исторических наук, профессор (два года прожил в Китае, изучая философию монахов Шаолиньского монастыря; владеет китайским языком, переводил классические работы китайских философов и наставников)

Попов Дмитрий Сергеевич — историк культуры, главный редактор издательства «Сфера»

Предварительный план дискуссии:

• Естественная интуиция Востока и логика, как основа традиции Запада (сокращение в западной цивилизации сферы интуитивного в пользу логического, доказуемого). Нынешнее обращение Запада к восточной традиции (увлечение дзен-буддизмом, чань-буддизмом, конфуцианством и т. д.) — причины, проявления.

• Ипостаси интуиции. Интуиция «решений», интуиция «предчувствий».

• Интуиция в научном творчестве, как единственный метод открытия (логика — способ исследования и доказательства).

• Как действует интуиция и как научиться слышать ее «подсказки». Восточные искусства воспитания интуиции.

Обзор темы:

Роль интуитивного восприятия в Восточной и Западной культуре. Для восточной (в первую очередь китайской) традиции интуитивное восприятие является естественным и единственно верным способом познания истины.

Патриархи Чань (чань-буддизма) отрицали трудности на пути к прозрению, утверждая, что оно доступно всякому, кто искренне верит в свою «природу Будды», доверяет естеству и следует его велениям. Человек, который видит свою истинную природу, действует в соответствии с ситуацией и отвечает в соответствии с вопросом. Как и в даосизме, опыт которого во многом обогатил культуру Чань, целью всей чаньской практики является пробуждение естественного начала в человеке, снятие многочисленных психических стопоров, мобилизация возможностей человеческого мозга, резкое обострение всех пяти чувств, способствующих улучшению таких психических процессов. Истина, согласно теории Чань, всегда вне слов, ее невозможно передать в книге. «Знающий не говорит, говорящий не знает», — сказано у Лао Цзы. Поэтому наставник не читает проповедей ученикам, а лишь стремится направить их собственный разум на путь Очищения и Прозрения.

Западная философская мысль опиралась, прежде всего, на разум, логику. (Западное — «существует лишь то, что можно осмыслить», «я мыслю (причем в смысле „логически мыслю“), значит, я существую»; восточное — «существует лишь то, что непомышляемо и пустотно»). Западная культура, признавая наличие интуиции как явления, пытается в большинстве случаев объяснить ее логикой.

Для сравнения:

«Истина скрыта вне письмен. В знаках и словах не передать Закон. К сердцу обратись, внутрь и вспять, Чтоб, себя постигнув, Буддой стать!» — Бодхидхарма (VI в.).

«Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума настольно простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция...» — Рене Декарт.

В последние годы восточная тема становиться все более популярной на Западе. Люди западной цивилизации, живущие в мире высоких скоростей, все чаще стали обращаться к неторопливо-созерцательной культуре Востока. Древняя литература Востока становиться все более актуальной, поскольку, не пытаясь объяснять все вокруг словами, но оперируя символами, она застрахована от устаревания, и каждый раз получает новое прочтение. Так за символизмом древних трактатов скрывается ключ к познанию человеческой психологии, теории мышления, прежде всего интуитивного.

Из статьи А. А. Маслова: «Актуальность всей древней философско-мистической литературы Китая, кажется, заключена в том, что на протяжении тысячелетий не произошло никакой смены типологии мышления. Мистическое сознание так и осталось мистическим, лишь несколько сменив свой лексикон. Китайской традиции не было необходимости связывать архаически фольклорные предания, например о сотворении мира, с философско-углубленными рассуждениями о мистическом и нравственном предназначении человека, как это делает западная культура, опираясь на Библию». (Под «мистическим» сознанием Маслов подразумевает не мистицизм, а сознание «вне логики».)

Интуиция «решений» и интуиция «предвидения». Многие могут припомнить случай/случаи, когда некая проблема, над которой долго думали, вдруг (именно это «вдруг» является характерным) получает неожиданное и ясное решение (причем именно тогда, когда мы перестали напряженно осмысливать). Это интуиция «решений». Всем известна история о сновидении Бензола (в котором он увидел кусающую его за хвост змею, «подсказавшую» ученому решение проблемы, над которой он долго работал). Это одна их ипостасей интуиции. Как уже упоминалось выше, такая интуиция, «интуиция решений», опирается на наши собственные знания (полученные как вновь, так и задолго до того), весь объем которых мы можем не осознавать. Неосознаваемым остается и процесс скоростного анализа (подсознанием?) всей этой информации. (Ведь ее подсказки, как правило, даются в виде образов, символов, как в случае со змеей Бензола).

Интуиция толкуется в Большой Советской Энциклопедии как «способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства». Другое определение, даваемое словарем Брокгауза — «интуиция — непосредственное представление, созерцание, непосредственное познание на основании внутреннего опыта». Таким образом, в определении из словаря Брокгауза заложена даже попытка объяснить, каким образом действует интуиция — «непосредственное познание на основании внутреннего опыта».

На Востоке такое «непосредственное познание» является абсолютно естественным.

Из статьи А. А. Маслова: «Понимание истинности происходящего приходит не из размышлений и не из логического выстраивания, а из мимолетного наблюдения. Здесь реальность происходящего в природе указывает на нечто, происходящее в самом человеке. Этот сюжет „истинного понимания, не указывая на само явление“ неоднократно обыгрывает и китайская поэзия, и живопись и каллиграфические надписи, сопровождающие пейзажи. А поэтому и всякая художественная культура имеет своей целью не отображение реальности, ни ее описание и даже не чувства или переживания человека, но содержит в себе намек, скрытый указатель на истинную реальность. В этом — высшая суть и живописи, и поэзии, и философских размышлений».

Другая ипостась интуиции, которую еще называют «Шестым чувством», а в некоторых случаях «предвидением», — вдруг(!) необъяснимо откуда явившееся знание, мнение, ощущение по поводу чего бы то ни было. Нам кто-то «почему-то не нравится»; мы осознаем, что человек говорит неправду или «что-то задумал»; нам кажется, что «все сложится» или, напротив, «что-то случится» — это самые простые примеры. Известны примеры и не такие элементарные. Во многих источниках находим описание такого явления: побывавшие в боях старослужащие солдаты буквально с первого взгляда выделяют из числа солдат пополнения тех, кто будет убит в первом же бою. (Вообще, замечено, что в опасных для жизни ситуациях интуиция обостряется).

Известный психиатр Эрик Берн в своей книге «Познай себя» описывает случай, когда он, почувствовав себя «на свету» (так Берн обозначает интуицию), сумел «угадать» некоторые детали прошлого двух своих пациентов. Этот случай лег в основу его доклада, в котором психиатр пытался продемонстрировать, как ранние эмоции переживания индивида оставляют следы не только на его взрослой личности, но также на его мускулатуре, особенно на лицевых мышцах.

Интуиция в научном творчестве. По мнению Алексея Маслова, интуиция — единственный способ открытия в научном творчестве. Логика лишь инструмент исследования проблемы и последующего за открытием доказательства правильности найденного решения. Эта точка зрения находит подтверждение в высказываниях ученых, в том числе (и даже в первую очередь) занимающихся такими точными науками, как математика, физика.

В своей работе «исследование психологии изобретения в области математики» Ж. Адамар уделил много внимания творческой стороне математического мышления, выделив ряд его основных этапов. Первый этап — «подготовка», когда происходит осознанное исследование проблемы; второй этап — «инкубация», когда проблема как бы вытесняется в подсознание и исследователь может вообще забыть о ней; третий и центральный этап — «озарение», когда решение проблемы вдруг неожиданно «прорывается» в сознание (иногда этот этап сопровождается психологическим предчувствием); и последний, заключительный этап — проверка и теоретическое оформление результатов.

«Говорят, что математик обладает интуитивным стилем мышления, когда, работая долго над проблемой, он неожиданно получает решение, которое он еще формально не обосновал. Также интуитивисту присуща способность быстро делать очень удачные предложения о том, какой из подходов к решению задачи окажется наиболее эффективным», — пишет Л. Султанова в статье «Роль интуиции и неявного знания в формировании стиля математического мышления».

Возникновение эвристических идей — одно из самых ярких проявлений «интуиции решений». Но не каждый долго работающий над проблемой ученый дожидается своего «озарения». Обусловлено ли оно лишь подготовленностью самого ученого, либо интуитивное восприятие в науке возможно развить (а может, стоит преподавать интуицию, как предмет, будущим физикам?).

Как работает интуиция? Вообще на вопрос: «Как работает интуиция?» может быть дан классический ответ: «Это науке неизвестно».

Почему у одних интуиция развита лучше, чем у других? И можно ли (и как?) научиться слышать «внутренний голос», распознавая язык, на котором говорит интуиция? Каковы этапы интуитивного прозрения (какова «логика интуиции», по определению Алексея Маслова)?

Западные исследователи активно пытаются найти объяснения проявлениям интуиции.

Выше описывался опыт Эрика Бернса, который лег в основу его теории об отражении перенесенных переживаний на мускулатуре человека. Вот как описывает психиатр свой опыт: «Большая часть моих заключений была результатом интуиции, точнее того, что врачи называют „клинической интуицией“. Точно так же как старый семейный врач умел распознать тиф и ставил диагноз „по нюху“, потому что обладал большим опытом лечения этой болезни, современные наблюдательные психиатры учатся узнавать многое о пациенте „по интуиции“. Поскольку психиатр постоянно встречается с пациентами и расспрашивает их о возрасте, семейном положении, домашней жизни и о других характеристиках, можно предположить, что через несколько лет он приобретает способность делать очень проницательные догадки по внешности».

То есть внутренние переживания человека явственно «отпечатываются» у него «на лице» (различаем же мы морщинки «смеха» и «злости», и можно предположить, что таких знаков на самом деле намного больше, просто многие из них мы воспринимаем неосознанно).

Намерения, ощущения, настрой человека могут проявляться и в его моторике. О языке жестов написано большое количество книг и брошюр, поучающих, как распознавать в собеседнике лгуна, гордеца, властного диктатора и так далее, наблюдая за его жестами. И хотя пресловутое потирание кончика носа (излюбленный авторами книг о жестах знак того, что человек говорит неправду) — жест весьма «топорный», вполне возможно предположить, что некие движения и жесты, на которые мы как бы не обращаем внимания, на самом деле несознательно/подсознательно наблюдаются и анализируются.

Определенная (а по мнению некоторых исследователей, решающая) роль в запуске механизма интуиции отводится запаху. По мнению Эрика Берна, «интуиция часто опирается на обоняние. Запах дыхания человека и запах его пота меняется при изменении эмоционального отношения. Некоторые люди острее ощущают запахи остальных, и расстояние, на котором запахи могут воздействовать на эмоции, кажется невероятным... Тот факт, что мы не осознаем запахи, совсем не означает, что они не влияют на наше эмоциональное отношение. Запахи могут изменять сновидения, при этом они не осознаются как запахи». «Аромат» человека, находящегося в состоянии сильного стресса, при котором происходит выброс адреналина в кровь, видимо, отличается от запаха того, кто испытывает радостный подъем и активно вырабатывает эндорфин. Этим можно объяснить, например то, что собаки, как известно, бросаются на тех, кто их боится (даже, если боящийся не бежит и не кричит, а просто стоит с полными ужаса глазами, благоухая собственным страхом).

Впрочем, все эти открытия, теории и предположения, описывают лишь то, в каком причудливом виде мы получаем огромное количество информации из окружающего мира (порой бессознательно).

В то время как восточные искусства воспитания интуиции учат «слышать свой внутренний голос» (то есть воспринимать всю эту информацию в таком количестве и в таких неожиданных формах находящуюся вокруг нас) и понимать язык, на котором этот «внутренний голос» говорит (а говорит он на языке символов).

На востоке язык символов лежит в основе всей культуры.

Из статьи А. А. Маслова: «Художественная культура Китая — это культура аллюзий и намека. Начиная с династии Тан возникает особый метаязык, доступный лишь посвященному, взывающий к самому ядру китайской культуры. <...> Сокрытый характер культуры предусматривает и постоянное сокрытие истинного смысла слов или пожеланий. Более того, многие понятия приобретают смысл, когда они называются непрямым образом. Истинное слово как бы табуируется, «запрятывается», а вместо него подставляется омофон, слово, аналогичное по звучанию. Например, излюбленное среди китайцев понятие «рыбы» (юй), часто изображаемой на народных картинках, контаминируется с его истинным смыслом «избыток», «достаток», также произносимый как «юй», а следовательно выступает как пожелание достатка в доме и многих детей. Нарисованная «девятка» (цзю) означает также «долгий» (цзю), т. е. пожелание долголетия, а изображение трех девяток означают благопожелание очень долгой жизни, т. е. «долго-долго-долго». Говоря о гребешке петуха (гуань) или поднося петуха в подарок, человеку желают удачной чиновничьей карьеры, поскольку чиновник также звучит как гуань. Кровати для детей нередко изготавливают из финикового дерева. Финик и слово «рано» звучат одинаково (цзао), и это означает, что ребенок может рано достичь удачи в карьере. Числа «четыре» избегают, ибо звучит оно также как «смерть».

Среди некоторых исследователей существует мнение, что интуиция присуща людям с менее развитым интеллектом, менее эрудированным, поскольку она (интуиция) есть проявление первобытного, инфантильного разума (как известно, интуиция развита у детей, очень свойственна животным). Впрочем, вряд ли можно назвать Бензола и Пуанкаре (написавшего большой труд о значении интуиции) людьми слаборазвитого ума. Другое дело, что, возможно, логика, эрудиция, в также то, что в психиатрии называется априорными идеями, мешают нам распознать сигналы, подаваемые интуицией.

В своем дневнике жена Дмитрия Ивановича Менделеева писала о муже: «Если ему предстояло решить какой-нибудь затруднительный важный жизненный вопрос, он быстро-быстро своей легкой стремительно походкой входил, говорил в чем дело, и просил сказать по первому впечатлению мое мнение, „только не думай, только не думай“, — повторял он». Таким образом, условием «включения» интуитивного восприятия является «отключение» логики («не думать»). И, возможно, желая услышать свой внутренний голос, надо просто обеспечить должную тишину.

Из статьи А. А. Маслова: «...особо почиталась «Аватамсака-сутра», ставшая важным культовым произведением и в чань-буддизме. Эта сутра уподобляет сознание Будды океану, в котором находят отражение все дхармы: «То, что мы называем „зеркалом океана“ символизирует врожденное Сердце Будды. Когда истощаются все иллюзии, то сознание становится спокойным, прозрачным и в бесконечности отражает все явления, которые появляются одновременно».

Поверхность чистого и спокойного океана отражает в равной степени все вещи — истинные и ложные, злые и добрые, оно лишь передает их облик и не «судит» их. Точно также просветленный разум бодисаттвы отражает всю полноту истины. Хуэйнэна так выражает эту мысль: «Когда мы смотрим на людей как на „добрых и злых“, мы не принимаем и не отвергаем это и даже не бываем затронуты этим». Жить, не будучи затронутым этой жизнью, и есть чаньский путь.

Позже учение о «самадхи печати океана» выразилось в эстетической концепции «озера и луны» или «отражения луны в озере», как одновременного выражения абсолютного, спонтанного и единомоментного отражения («как только луна вышла из-за туч, она тотчас отразилась в озере»), так и полной иллюзорности («отражение луны не есть сама луна»). Это стало излюбленным сюжетом многих китайских художников и породило выражение «ловить луну в воде» — стремится к иллюзии, зная, что это иллюзия, поскольку она неотличима в своей основе от реальности — такова многократно повторенная иллюзия, приводящая к реальности.

Чань не дает ответа ни на один вопрос, не случайно диалоги чаньских мастеров идут как бы «ни о чем». Чань лишь показывает, как правильно поставить его перед собой. Истинный вопрос задается как бы «вдогонку», заставляя уходящего обернуться, когда его разум уже не занят сложными мыслями, которые вопрошающий и считал единственно важными. И в этом парадоксальная суть Чань — самое обыденное оказывается чудесным, а то, что противоположно сложнейшим философским построениям, оборачивается высшей истиной.

Байчжан Хуайхай регулярно читал наставления монахам своей школы. Проповеди отличались сложными философскими рассуждениями, и монахи получали немалое удовольствие, приобщаясь к столь сложным вещам. И тем не менее многие так и не могли постичь сути Чань и достичь просветления. И вот однажды, когда после окончания очередной проповеди монахи уже выходили из зала, Байчжан резко окрикнул их. Все повернули головы, а Байчжан внезапно спросил: «А это что такое?» И в этот момент озарение постигло всех тех, кто так и не мог получить его в течение многих лет. Такова знаменитая «фраза Байчжана при выходе из зала».

Библиография

Бейли А. От интеллекта к интуиции. М., 2002.

Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992.

Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1999.

Маслов А. А. Письмена на воде: Ранние наставники чань в Китае. М., 2001.

Налимов В. В. Спонтанность сознания. М., 1989.

Ошо. Интуиция: Знание за пределами логики. М., 2002.

Скотт Момодей. Дух, остающийся жить. М., 1997.

Шерток Л. Непознанное в психике человека. М., 1982.

Эхака Сапа. Откровения черного лося. М., 1997.

Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб., 1994.

Тема № 137

Эфир 12.09.2002

Хронометраж 40:00

НТВwww.ntv.ru
 
© ОАО «Телекомпания НТВ». Все права защищены.
Создание сайта «НТВ-Дизайн».


Сайт управляется системой uCoz