|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Христос: версии жизни и смерти |
↓№ 142↑ 23.09.2002 40:00 | ||||||
Что рассказывают об Иисусе Христе античные тексты и в том числе талмудические традиции? Была ли историческая, фактологическая основа у этих сказаний? О том, когда и как возникли эти легенды и версии жизнеописаний Христа, историки Анастасия Скогорева и Борис Деревенский. Участники: Анастасия Алексеевна Скогорева — историк и журналист Борис Георгиевич Деревенский — историк и писатель Обзор темы Тема еврейской версии жизни и смерти Иисуса Христа рассматривается, прежде всего, в контексте мессианских традиций в иудаизме, а также свидетельств об Иисусе Христе в раввинской литературе. Cкладывание представлений об Иисусе Христе в иудаизме можно правильно реконструировать только в контексте мессианских ожиданий иудеев, особенно обострившихся в I в. до н. э. — начале I в. н. э. после потери страной политической независимости. В этот период именно вера в приход мессии стала ключевым фактором духовной жизни иудеев. Почти все Основными источниками по теме являются книги ветхозаветных пророков, так как именно в них нашли свое отражения наиболее ранние иудейские представления о мессии. Так же очень интересный материал по мессианским традициям содержится в кумранских рукописях, отразивших мессианские чаяния ессеев — одной из влиятельных религиозных школ в иудаизме II в. до н. э. — I в. н. э. Кроме того, привлечены талмудические трактаты и агадические предания. Хотя они были записаны только в первые века н. э., тем не менее можно считать их вполне репрезентативными, так как они позволяют составить представление о мессианских традициях, сформировавшихся задолго до времени записи этих трактатов. В канонических Евангелиях, записанных, по мнению большинства исследователей, в I — начале II вв. н. э., мессианские традиции возникли в тот период, когда сторонники христианского учения еще не считали себя последователями принципиально новой религии, а были убеждены в своей принадлежности к иудейской «общине избранных». Поэтому они придерживались иудейских мессианских чаяний и обращались со своей проповедью к людям, верившим в приход мессии, то есть к иудеям или к иудейским прозелитам из язычников. Источник возникновения различных и подчас противоречащих друг другу мессианских традиций был заложен в самом термине «мессия», «помазанник». Этот термин в ветхозаветных писаниях и агадических преданиях часто использовался для обозначения иудейских царей, а иногда даже языческих царей, таких как персидский правитель Кир или Александр Македонский. Таким образом, мессия мог восприниматься и как политический правитель — царь, и как духовный вождь нации — первосвященник. Термин «помазанный» мог употребляться в иудейских текстах и в более широком контексте. Помазанник — это необязательно человек, над которым была совершена процедура помазания в соответствие с иудейскими законам; то есть, он необязательно должен был обладать социальным статусом царя или первосвященника. В ветхозаветных канонических текстах помазанниками часто называли людей, на которых снизошел Святой Дух, — пророков. Примером такого употребления термина «помазанный» могут служить слова Исайи, которые произнес Иисус в синагоге в Назарете: «Дух Господен на мне: он помазал меня благовествовать нищим и послал меня исцелять сокрушенных сердцем...». Нет оснований предполагать, что в данном случае пророк говорил о своем мессианстве, однако использование им глагола «помазал» дало первым христианам возможность толковать эти слова как мессианское пророчество и относить их к Иисусу Христу. В этом контексте очень показательным является применение к ветхозаветным персонажам термина «Избранник Бога». «Избранником Бога» называли и Моисея, и царей Давида и Саула, несмотря на то, что последний из них в конце концов впал в немилость у Бога. Избранником Бога также назван Раб Господа в книги Второисайи. Судя по кумранскому тексту, условно называемому Мессианской апокалипсой, Первая песнь Раба Господа интерпретировалась как относящаяся к Мессии (И. Тантлевский). Таким образом, термин «Избранник Божий» служил своего рода аналогом термину «мессия», а помазание Духом Святым символизировало избранничество того или иного ветхозаветного персонажа. Наиболее ранним из мессианских пророчеств считаются слова патриарха Иакова из книги Бытия: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей. Моет в крови одежду свою, и в крови гроздов одеяние свое». К числу мессианских пророчеств относятся и слова языческого пророка Валаама: «Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых». Наконец, еще одним пророчеством, традиционно считавшимся мессианским, были слова Моисея из Второзакония: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему». Информация о том, каким будет обетованный мессия, первые пять книг Ветхого Завета предоставляют противоречиво. Иаков в книге Бытия говорит о пришествии Примирителя, Валаам рисует образ воителя, который уничтожит князей моавитянских, Моисей предсказывает приход пророка, такого же, как он сам. Вопросы о том, каким должен быть социальный статус или происхождение мессии, в Пятикнижии практически не затрагивались. Слова Иакова о «скипетре Иуды и законодателе от чресл его» традиционно толковались как пророчество о пришествии мессии из колена Иудина. Однако подобное толкование могло возникнуть уже сравнительно поздно, когда Иудино колено заняло превалирующее положение среди других израилевых колен. В самом же пророчестве Иакова, как мы видим, ничего не говорится о том, должен ли Примиритель быть потомком Иуды, или допустимо, чтобы он принадлежал к другому колену. Вместе с тем, на основании мессианских пророчеств, включенных в Пятикнижие, можно составить себе представление о том, какими должны были быть главные задачи мессии. Как Примиритель, он должен был установить мир между всеми народами; как пророк — стать духовным вождем «избранного народа»; как «жезл от Иакова, разящий князей Моава», он должен был стать воином и политическим вождем нации. Совершенно очевидно, что для выполнения этих задач он должен был сочетать в себе черты политического вождя нации, ее первосвященника и Мессианская идея становилась все более популярной по мере того, как еврейское государство утрачивало территории и политическое влияние. Интерес к образу мессии значительно возрос после распада государства Давида и Соломона. Поскольку Пятикнижие представляло недостаточно информации о грядущем мессии, книги иудейских пророков были призваны восполнить этот пробел. В них, в отличие от книг Пятикнижия, подробно говорится о социальном статусе мессии и указывается род, из которого он должен был прийти. Также в них рассматривается вопрос о сущности мессии, то есть о том, должен ли он быть богоравным существом или обычным человеком, наделенным сверхъестественной властью по воле Бога. В речениях ранних иудейских пророков мессия ни в коем случае не тождественен Богу. Он — «Божий отрок», его слуга, верный раб, выполняющий волю Единого Бога. В силу того, что Бог избрал его и «помазал его», он может быть наделен сверхъестественными способностями, великой мудростью, которая должна проявиться еще в юные годы, праведностью и справедливостью: «....почнет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия». Совсем иным предстает мессия в пророчестве Даниила. «Видел я наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями (Бог)... Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, сила и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему: владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». Очевидно, что в данном случае речь идет о полубожественном существе, «шествующем с облаками небесными». Он также не тождественен Богу, но его статус гораздо выше, чем статус Пророков так же очень интересовал вопрос о социальном статусе мессии. Мессианские речения пророка Исайи не оставляют сомнений в том, что этот пророк уповал на приход Однако нельзя сказать, что их взгляды по этому вопросу были полностью идентичными. Исайя исповедовал веру в приход В отличие от Исайи, Иеремия и Иезекииль не считали Езекию мессией. Пророки ставили перед Однако этой картине победы мессии и установления Царствия Божия противоречила другая группа пророчеств. В соответствие с ней, приход мессии не должен был сопровождаться Наконец, были пророчества, говорившие не только о «тихом» пришествии мессии, но и о его отвержении народом, гонениях на него, страданиях и даже смерти. К группе таких пророчеств следует отнести слова Даниила о смерти «Помазанника» и о разрушении Иерусалима и Храма вслед за этим: «И по истечении шестидесяти двух седьмин, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима предан будет смерти Христос и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратятся жертвы и приношения, и на конце святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». Обращает на себя внимание то, насколько популярными были эти слова пророка Даниила среди первых христиан. Пророчество Даниила было не единственным, где говорилось о возможных страданиях Слуги Божьего. В книге пророка Исайи повествованию о муках и смерти Раба Божьего посвящена целая глава. Впрочем, мессианский характер этих пророчеств всегда подвергался сомнению. Иудейские раввины утверждали, что речь в данном случае идет не о конкретном человеке, пострадавшем во имя Бога, а о всем еврейском народе, гонимом язычниками за свою веру. Ряд исследователей также полагает, что слова Исайи о безвинном страдальце не относятся к мессианским пророчествам. Д. Кроссан, например, указывает на то, что главы о «страдающем Слуге Божием» были написаны, Наконец, кроме пророчеств Даниила и Второисайи о возможных муках и смерти избранников Божиих, были еще и очень странные строки в книге пророка Захарии: «...они воззрят на Него, которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как об единородном сыне, скорбеть, как скорбят о первенце. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме... И будет рыдать земля, каждое племя особо». Совершенно очевидно, что речь снова идет о безвинном страдальце. Иудеи, Как мы видим, ветхозаветные мессианские пророчества отличались крайней противоречивостью, что создавало благоприятные условия для появления различных и подчас взаимоисключающих друг друга толкований. Слова ранних пророков о приходе царя из рода Давидова и о его победе над язычниками и грешниками легли в основу традиции Историю жизни и смерти Иисуса в раввинской литературе можно проследить по следующим источникам: Талмуду, раннехристианским авторам («Разговор с Трифоном иудеем» Иустина Философа, «Против Цельса», Оригена и в «Тольдот Иешу»), средневековым еврейским и самаритянским авторам (караимский писатель Йакуб Об Иисусе Христе в Талмуде (от евр. lamed — «учение») рассказывается довольно невнятно. Нельзя даже с полной уверенностью сказать, что во всех фрагментах, в которых традиционно видят указания на основателя христианства, речь действительно идет о нем. Во всяком случае, представленный Талмудом образ Иисуса составлен из разного рода иудейских преданий, высказываний раввинов и просто слухов. Объединяет все эти сведения стойкое чувство неприязни, отношение к Иисусу как к еретику и вероотступнику, «сведшему Израиль с пути». Весьма вероятно, что в образе этом отразились черты нескольких деятелей, оппозиционных официальному иудаизму. Считается, что Иисус фигурирует в Талмуде под различными именами. Несколько раз упоминается Иешу(а) бен (бар) Пантира, то есть «Иисус, сын Пантиры», а также Иешу(а) Обозначение Оригинально и на первый взгляд очень правдоподобно выглядит версия, поддерживаемая некоторыми исследователями (И. А. Крывылев, А. Мень и др.), что имя Пантера (Пантира) возникло в результате лингвистической ошибки как неправильная передача греческого слова «парфенос» — «дева». В Евангелиях так называется мать Иисуса на основе греческого перевода пророчества Исайи о «деве, принявшей и зачавшей младенца». Выходит, «Иешу бен Пантира» есть искаженное «Иисус, сын Девы». Однако, даже если допустить, что раввины исказили христианское название, но то же имя «Пантера», а не слово «парфенос», значится и в трудах раннехристианских авторов, писавших Не менее загадочен упоминающийся в Талмуде еретик Бен Стада или Бен Сотеда, в которым также видят основателя христианства. О Бен Стаде говорится, что его побили камнями или повесили в городе Лидде, что затрудняет отождествление его с Иисусом. Однако, в Оксфордском и Мюнхенском кодексах вавилонских трактатов Шаббат, и Сангедрин, имеется позднейшее добавление: «Бен Стада есть Бен Пантира...». На этом основании исследователи включают упоминания о Бен Стаде в число талмудических сообщений об Иисусе Христе. В том же добавлении говорится далее о матери Бен Стады, «Мириам, завивающей волосы женщинам» и ее супруге Паппосе бен Иуде. Выражение «завивальщица волос», Далеко не все ясно еще с одним именем, которое многие комментаторы Талмуда расценивают как условное обозначение Иисуса Христа. Это Билеам, по русскому синодальному переводу Библии известный как Валаам. В раввинской литературе нередко фигурируют ветхозаветные противники и отступники Израиля: «беззаконный пророк» Валаам, сын Веоров, Доик Идумеянин, убивший израильских священников, Ахитофель, заговорщик при царе Давиде и Гиезий, слуга пророка Елисея, обманувший своего господина. Все они служили для раввинов яркими иллюстрациями нечестия и греха. Особое внимание при этом уделялось Валааму. Со временем его стали представлять как главу языческих пророков, великого нечестивца, склонявшего людей к греху. Имя Валаама стало нарицательным обозначением всякого врага ортодоксального иудаизма. Появилась даже искусственная этимология имени Bile‘am как составленного из слов bala‘ — «проглатывать, губить» и ‘am — «народ». В Вавилонском Талмуде имеется ряд фрагментов, заставляющих думать, что под этим именем раввины с некоторого времени подразумевали основателя христианства и его последователей. Талмудические сообщения о Иисусе следует разделить на более ранние, относящиеся ко времени Понятно поэтому, что историческую ценность представляют те сообщения Талмуда, которые лишены позднейших напластований. Это касается прежде всего таннаитских упоминаний о Иешу(а), содержащихся в Тосефте и Иерусалимском Талмуде, и их прямые параллели в Вавилонском Талмуде. Здесь нет еще собственного рассказа о Иешу(а), — на него только ссылаются как на главу некоего еретического учения, возникшего в Палестине. Но уже фигурирует его прозвище Бен (Бар) Пантира, приводится его высказывание, говорится о том, что его последователи лечили его именем болезни, то есть представляли своего учителя как божественную личность. Вполне вероятно, что, сообщая о Иешу(а) и его последователях, раввины пользовались данными, полученными от Отзвуки еврейских рассказов о Иисусе попали в труды раннехристианских писателей, полемизировавших с учением раввинов. Тут мы видим как бы изнанку приведенных выше талмудических фрагментов, получаем возможность сопоставить их с тем, что именно было известно об иудейской точке зрения христианам. В конце II в., полемику с иудейской традицией вел Иустин Философ, автор небольшого сочинения: «Разговор с Трифоном иудеем». Однако, судя по всему, выведенный Иустином собеседник является гипотетическим лицом: все, что Трифон говорит об Иисусе, основывается на данных Евангелий. Оригинальных, независимых от христианского предания сведений у Трифона нет. Вряд ли еврейские лидеры Труд одного из отцов церкви Оригена (182–251 гг.), озаглавленный «Против Цельса», является, собственно, опровержением антихристианского сочинения II в. н. э. «Правдивое слово», приписываемого некоему Цельсу. Это был эллинистический автор, много путешествовавший по Передней Азии и побывавший в Иудее. Ревностный защитник традиционных культов Римской Империи, Цельс решительно выступил против «невежественного суеверия», каким ему представлялось христианство, и подверг критике основные церковные догматы. Само сочинение Цельса не сохранилось, и известно только по цитатам и перифразам Оригена; сделано несколько более или менее удачных попыток реконструировать оригинал Цельса путем вычленения его из текста Оригена, но нельзя сказать, чтобы это можно было сделать в принципе. Ориген сохранил композицию «Правдивого слова», шаг за шагом опровергая аргументы Цельса, изобличая, выдвигаемые против христиан обвинения «по возможности с буквальной точностью». Становится видно, что Цельс разделил свою книгу на несколько частей, критикуя христианское вероучение с разных точек зрения: сначала он спорит с христианами от имени ортодоксального иудея, а затем выступает как эллинистический философ и историк. В первой части «Правдивого слова», в основу которой положены данные, полученные Цельсом во время его поездки по Иудее, встречается знакомое уже по Талмуду имя Пантеры, который назван солдатом (римским ополченцем?), внебрачным отцом Иисуса, а упоминание о занятиях Иисуса в Египте магией соответствует тому, что в Талмуде говорится о Бен Стаде, вывезшем из Египта магию «в знаках, вырезанных на теле». Тем самым, в целом сбивчивые и путанные данные Талмуда получают некоторое подтверждение, а исследователи могут лучше представить себе основные слагаемые еврейской версии жизни Иисуса. Образ Иисуса как колдуна и самозванца, представлен в раввинской литературе Одно время считалось, что «Тольдот Иешу» появился в Однако, в конце прошлого века в Каирской генизе (книгохранилище) были обнаружены небольшие фрагменты этого произведения, написанные на арамейском языке и восходящие к V в. Следовательно, надо думать, «Тольдот Иешу» возник в Палестине или Месопотамии и почти непосредственно примыкает к эпохе создания Талмуда. Действительно, в «Тольдот» развиваются те талмудические эпизоды, которые раввины с некоторых пор традиционно стали связывать с Иисусом. Только эпизоды эти соединены между собой и обработаны таким образом, чтобы получилось цельное повествование. «Тольдот Иешу» не имеет персонального авторства. Это продукт творчества нескольких поколений раввинов, последовательно вырабатывавших еврейскую версию жизни основателя христианства. Помимо Талмуда еврейская версия использовала в качестве источника евангельские рассказы (в том числе апокрифические), которыми, правда, она распорядилась «Тольдот» начинается с рассказа о зачатии и рождении Иешу. Здесь появляется уже знакомый нам по Талмуду Пантера, тенью преследующий Иисуса на протяжении веков, — его внебрачный отец по раввинской версии, или один из его предков по признанию некоторых христианских писателей. Правда, «Тольдот» Впрочем, в имени внебрачного отца Иешу у еврейских рассказчиков царит разнобой. Так, в Венской рукописи Иосифом Пантирой именуется супруг Мириам, а Иохананом, напротив, ее любовник. Как видно, устойчивым в еврейских сказаниях оставался лишь мотив прелюбодеяния, а в именах героев и деталях произошедшего допускались варианты. Примечательно, однако, что ни в одном из списков «Тольдот Иешу» Пантира не называется солдатом, как, согласно Оригену, писавшему в III в., его представляли иудейские противники христианства. Можно предположить, что вначале еврейская версия рассказывала о совращении Мириам римским солдатом, то есть Иешу отказывалось в полноценном еврейском происхождении, но впоследствии эта особенность забылась, и предание сосредоточилось на второстепенных деталях — на различных греховных проступках, сопутствующих зачатию Иешу. Насколько можно судить по спискам, первые тридцать лет жизни Иешу проходят в Тивериаде, в городе на Лейтмотив произведения — похищение Иешу из Святая святых Иерусалимского храма тайного имени Бога, пользуясь которым, он стал творить чудеса. Известно, что произношение (чтение) четырех еврейских букв hwhy, обозначающих личное имя Бога, было табуировано в иудаизме Собственно говоря, Иешу похищает из храма не столько тетраграмматон (по еврейски: šem Из повествования не очень ясна программа Иешу. Сообщается лишь, что он провозгласил себя Мессией, спасителем Израилевым, требовал поклонения себе и обещал всем уверовавшим в него «удел в будущем мире». Нет никакого намека на эсхатологическую окраску деятельности Иисуса Христа, ничего не говорится о конце света и втором пришествии. Хотя еврейская версия не отрицает, что Иешу творил необыкновенные вещи, однако считает их следствием того же колдовства. При этом чудеса, приписываемые Иешу, частью берутся из евангельских сказаний, частью черпаются из еврейских агадической литературы (Талмуд в этом случае молчит). Рассказ о том, как Иешу летал над землей и упал, оскверненный Иудой, напоминает сообщения Мидрашей о ветхозаветном лжепророке Валааме, который взлетел в воздух, но был побежден Моисеем при помощи имени Бога. В то же время в христианских преданиях содержится похожая история о самарянском чародее Симоне Маге. Этот последний поднялся в небо, но упал с высоты по молитве апостола Петра. Мотив магической левитации часто присутствует в средневековых рассказах о разного рода колдунах и волшебниках. Здесь авторы «Тольдот Иешу» просто воспользовались ходячим сюжетом. Нет нужды искать в этом случае События, о которых повествует «Тольдот», вообще плохо вписываются в определенные исторические рамки. Современниками Совершенно так же, как в канонических Евангелиях, в «Тольдот» жизнь и деятельность Иешу (в данном случае противозаконная) проходит под аккомпанемент ветхозаветных высказываний и пророчеств. Это не случайное совпадение. Ведь в том и в другом случае авторами были евреи, испытывающие большой пиетет перед буквой Святого Писания и находящиеся в полной уверенности, что все происходящее уже предсказано в священных книгах. Исключение здесь представляет лишь Евангелие от Луки. Показательно также, что в позднейшей апокрифической христианской литературе, созданной, в основном, греками, ссылки на Ветхий Завет встречаются довольно редко. Средневековые еврейские и самаритянские авторы. Известный караимский писатель Йакуб В исследовательской литературе «пещерные люди» Конечно, образ жизни Иисуса, каким он предстает в Евангелиях, коренным образом отличается от аскетичного быта ессеев. Иисус не постился, не воздерживался от вина и не вел изолированную от общества жизнь. К тому же, некоторые евангельские выражения можно расценить не иначе как скрытую полемику с ессеями. Однако, это не исключает того, что на начальном этапе своей деятельности Иисус мог быть связан с ессейской общиной, и даже проходить там аскетическую практику. Его предшественник Иоанн Креститель, по мнению исследователей, почти наверняка был в прошлом ессеем. Исаак Ибн Шапрут родился в Турделе (Испания) в середине XIV в. Получив медицинское образование и занимаясь врачебной практикой, он стал известен все же как талмудист и полемический писатель. Обеспокоенный переходом некоторых испанских евреев в христианство, он написал ок. 1380–85 гг. антихристианское сочинение «Камень испытанный». Одновременно он взялся за перевод отдельных фрагментов Евангелий на еврейский язык, желая предоставить своим единоверцам тот материал, используя который, можно вести полемику с христианским вероучением. Так, сохранился его перевод части Евангелия от Матфея, снабженный весьма едкими замечаниями. В «Камне испытанном» Ибн Шапрут пересказывает вкратце два еврейских сочинения о Иешу. Первое из них, называемое «Историей Иешу Вопросы для дискуссии: • Что повествуют об Иисусе Христе иудейские талмудические традиции? Была ли историческая основа у этих сказаний? Когда и в каких условиях они возникли? • Почему были отвергнуты мессианские притязания Иисуса? • Время появления раввинистических традиций об Иисусе. Их отражение в раннехристианских писаниях • В чем заключались главные нападки на Иисуса в раввинистических традициях? • Условия формирования раввинистических традиций об Иисусе. • История зачатия и рождения Иисуса в иудейских писаниях. Его родословие. Бен Пантира — кто он такой, версии происхождения этого имени. • Чудеса Иисуса в раввинистических традициях, источник его волшебной силы. • Образы иудейских раввинов, появляющиеся в иудейских сказаниях об Иисусе. Почему в традиции были включены такие исторические персонажи как Иосиф бен Акиба и Симон Шетах. • Предания о погребении Иисуса в раввинистических традициях. Их отражение в христианских писаниях. Споры на эту тему между иудеями и христианами. Библиография Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей/Пер. С. Г. Фруга. М., 1993. Иисус Христос в документах истории/Сост. Б. Г. Деревенский. СПб., 1998. Никольский Н. М. Талмудическая традиция об Иисусе//Труды Белорусского гос. университета. 1925. № 7. Пруссак М. Иешу галилейской ветви//Атеист. 1929. № 41. Сантала Р. Мессия в Новом Завете в свете раввинистических писаний. СПб., 1996. Талмуд. Мишна и Тосефта/Критич. пер. Н. Переферковича. СПб., 1902. Т. 1–6. Флуссер Д. Иисус/Пер. с англ. М., 1992. Barnicol E. Das Leben Jesu. Halle, 1958. Betz O. Jesus, der Messias Israels. Tübingen, 1987. Deissmann G. A. Orientalische Studien für Th. Nöldeke. Greissen, 1906. Jeremias J. Jerusalem zur Zeit Lesu. Göttingen, 1969. Klausner J. Jesus of Nazareth. London, 1925. Krauss S. Toledot Jesu:Das Leben Jesu nach Judischen Quellen. Berlin, 1902. Krauss S. Talmudische Archäologie. Leipzig, 1910–1912. Bd. Schweitzer F. Geschichte der Leben Jesu Forschung. Tübingen, 1913. Strack H. L. Jesus die häreticer und die Cristen nach den Ältesten jüdischen Angaben. Leipzig, 1910. Strack Н., Billerbeck P. Kommentar zum Neuem Testament aus Talmud und Midrasch/Das Evangelium nach Matthaus. München, 1965. Zunz L. Namen der Juden//Gesammelte schriften. Leipzig, 1837. Bd. II. Тема № 142 Эфир 23.09.2002 Хронометраж 40:00 |
|||||||