|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
|
↓№ 180↑ 04.12.2002 51:52 | ||||||
Можно ли извне повлиять на наше подсознание? Чем надпороговые стимулы восприятия отличаются от подпороговых? Что такое «эффект Участники: Светлана Рафаиловна Немцова — доктор психологических наук, заместитель генерального директора Всероссийского НИИ Телевидения и Радиовещания Чингиз Абельфазович Измайлов — доктор психологических наук, сотрудник кафедры психофизиологии психологического факультета МГУ Предварительный план дискуссии С. Р. Немцова: • Используется ли в телевизионной рекламе, в педагогической практике, для создания особых «эмоциональных эффектов» в художественном кино так называемый • Действительно ли эффективен пресловутый • Надо ли бороться со «скрытым кадром», ведь мы не боремся с открытой рекламой? Кроме того, не все, что человек увидел, услышал, узнал, оказывает на него значительное влияние? Ч. А. Измайлов: • Феномен сознания и его соотнесение с действительностью. Как соотносятся когнитивные психические процессы с информационными процессами мозга. Каковы механизмы различения внешних стимулов зрительными (и слуховыми) системами мозга. Иными словами — как мы видим то, что мы видим (и как мы слышим то, что мы слышим), и что из увиденного мы осознаем и запоминаем. • В более узком смысле — зрительный анализатор человека и современное телевидение, как человек воспринимает то, что видит на экране телевизора и чем это отличается от естественного восприятия им окружающего мира. • • Экология средств массовой информации — яркость, частота мелькания, уровень шума и прочее, не оказывает ли это все отрицательного воздействия на психику человека? Обзор темы: Министерство печати собирается к началу 2003 г. выпустить и установить на всех телеканалах оборудование, позволяющее обнаруживать так называемый «скрытый кадр», при помощи которого происходит «зомбирование зрителей», т. е. внушение им некоей информации, которую они сами осознанно не воспринимают. Но так ли уж опасен этот скрытый кадр, так ли он эффективен, можно ли его использовать для «благих» целей, все ли каналы пользуются этим запрещенным приемом? Как известно, человеческий глаз не замечает перехода от одного кадра к другому при скорости прокрутки пленки не менее 24 кадров в секунду. Поэтому Пользуются ли им телекомпании, в каких передачах и в каких объемах? Ответить на этот вопрос пока сложно, но по утверждению С. Немцовой, он, например, используется при показе моделей на канале НТВ+, причем на кадре установлен адрес в Интернете, где можно найти имена и телефоны соответствующих Домов моды. Есть такие вставки и в некоторых рекламах пива. Проблема Но при этом эффект Встает проблема: действительно ли эффект Итак, ответить на вопрос, используется ли в современной телевизионной рекламе в нашей стране так называемый эффект В рекламных целях используется не только «скрытый кадр», но и особые аудиоэффекты, которые строятся на наложении трех пластов: музыки, «открытого» приглашения посетить новый магазин модной одежды, «скрытого» сообщения о том, что в новом магазине тепло и уютно (последний текст становится явным только после того, как запись прокручивают в замедленном темпе). Но для того, чтобы ответить на вопрос, действительно ли ухищрения подобного рода оказывают на потребителя средств массовой информации Человеческий глаз представляет собой, наверное, самый сложный из имеющихся в организме устройств. Причем отдельные элементы зрительных органов сами по себе могут быть названы частью мозга человека: так, например, сетчатка сама «осмысливает» световой и цветовой импульсы и только потом выборочно посылает информацию об этом в мозг, отчасти бессознательно сравнивая то, что она воспринимает («видит») в одной области, с тем, что она же воспринимает в другой. Так обеспечивается стереоскопичность восприятия и так становится ясно, зачем живым существам нужно именно два глаза. По образному замечанию физика Фейнмана: «Глаза — это кусочки мозга, которыми они касаются света.... Никакой другой орган чувств не делает столько, если так можно выразиться, предварительных вычислений, как глаз, прежде чем сигнал попадет в нерв, где его можно измерить». Глаз человека, как, впрочем, и животного, состоит из целого набора разных по своему строению и форме клеток, отвечающих за разного рода предъявляемые сигналы и включающиеся при разных обстоятельствах. Так, широко известно, что развитое цветовое зрение человека (и высших приматов) обеспечивается наличием в их глазах так называемых «колбочек» — клеток, улавливающих разность длин волн цветового спектра. В то же время за оппозицию свет — тьма отвечают так называемые «палочки», которые активизируются в темноте или в сумерках. Для того чтобы человек, вышедший из освещенного помещения в темноту, смог Поэтому становится ясно, что если объект предъявляется глазу слишком быстро, а затем никак не подкрепляется, сознание его просто как бы «не заметит». В реальной жизни это происходит довольно часто: мы можем очень быстро пройти мимо объекта или проехать на машине, глаз получит соответствующий сигнал, но не успеет его распознать и вскоре забудет. Причем известно, что для распознания знакомого объекта человеку требуется время, гораздо меньшее, чем для незнакомого. Однако, если зрительный образ не получил дальнейшего подкрепления и остался не распознанным сознанием, это не означает, что для мозга он вообще прошел бесследно — он Употребляя в данном случае понятие «сознание», следует, конечно, оговориться, что само это понятие в принципе не может быть достаточно четко сформулировано (потому что в нашем инструментарии оказывается в этом случае — не более чем все то же сознание, т. е. принципиально не высший объект). Сопоставления принципов переработки одной и той же зрительной информации мозгом такого животного, которое заведомо сознанием не обладает, и человеком, у которого этот процесс сопровождается сознанием, то с точки зрения сенсорной — никаких отличий наблюдаться не будет. Т. е. никакие сенсорные характеристики образа не меняются от того, осознается он или нет. Это означает, что сознание не «встроено» в сенсорный механизм, а выступает как внешний (последующий) фактор по отношению к зрительному образу. Но человек отличается от животного, в частности, тем, что в его сознании восприятие, память и речь существенно меняют сенсорный образ. Так, зрительный образ света, представленной в речи графически или акустически, кардинально отличается от сенсорного зрительного образа. Т. е. мы видим и слышим то, что уже Человек, который сидит перед телевизором (отчасти — и перед киноэкраном) оказывается, естественно, в несколько иных условиях, чем в естественной жизни, и порог его зрительного восприятия неизбежно снижен. Все это следует учитывать в трансляции программ, которые должны ориентироваться на некую усредненную модель зрительного анализатора человека. Нормирование допустимых параметров информационной Среды, созданной электронным Основные энергетические характеристики зрительного анализатора определены параметрами, зависящими от мощности световых сигналов. Среди них: диапазон яркостей, воспринимаемых глазом, контраст и цветоощущения. В Важнейшим параметром, характеризующим свойства зрительного анализатора, является пропускная способность. Причем, оптическая система зрительного анализатора и пропускная способность системы зрения в целом, включающей высшие нервные центры, воспринимающие и осмысливающие зрительную информацию, различны. Пространственные и временные характеристики зрительного анализатора подразумевают способность зрительного анализатора определять воспринимаемые глазом размеры предметов и их местоположение в пространстве и во времени. Способность зрительного анализатора в течение одной фиксации обнаружить несвязанные между собой объекты относится к одной из важнейших характеристик — объему восприятия. Установлено, что при предъявлении несвязанных между собой объектов объем восприятия составляет 4–8 элементов. Это связано с ограниченным объемом памяти зрительного анализатора, который существенно меньше объема памяти объема зрительного восприятия. К временным характеристикам зрительного анализатора относятся латентный (скрытый) период зрительной реакции, длительность инерции ощущения, критическая частота мельканий, время адаптации, длительность информационного поиска. Для латентного периода (промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения) установлено значение, среднее для большинства людей в пределах Если говорить о времени экспонирования кадра для зрителя, то, как было установлено, наиболее оптимальным режимом является — 1 кадр за 40 мсек. или 25 кадров за одну секунду. Именно в таком режиме и производится демонстрация телепрограмм в настоящее время. Демонстрация кадра в течение 40 мсек или даже 80 — относится к области так называемого подпорогового восприятия, т. е. откладывается в подсознании, а надпороговое восприятие начинается с 113 мсек., что соответствует уже трем кадрам. Что же получится, если в течение секунды один из 25 кадров нормального «сюжета» будет заменен Для примера можно привести маленький эпизод из фильма «От заката до рассвета», в котором убийство заложницы героем Тарантино не показано прямо, но мелькающие в течение Человек, естественно, этот скрытый кадр не заметит и не осознает сам факт его наличия, однако этот образ отложится в его подсознании. Окажет ли это на него «Скрытый кадр» будет уловлен подсознанием человека, но сможет оказать Действительно, как понимают и те, кто занимается борьбой с данной практикой, единократная демонстрация скрытого кадра для неподготовленного зрителя никакого эффекта не принесет. Но если этот же кадр с достаточно малым временным интервалом демонстрировать несколько раз — он уже запомниться гораздо лучше (например, в течение рекламного ролика, который длится 50 сек., он будет продемонстрирован 6 раз) и, отложившись в подсознании, «волшебным образом» заставит человека затем купить именно тот товар, который таким образом рекламировался, если, конечно, он вообще испытывает потребность в товарах такого рода (если мыло — то определенного сорта, стиральный порошок — определенного вида и проч., а марка колготок, например, для мужчины не актуальна и, естественно, никакой скрытый кадр не заставит его совершить вдруг столь странную для него покупку). В настоящее время во ВНИИТР проводится завершение работы над прибором, который способен выявлять такие скрытые кадры. Говоря грубо, он реагирует на перепады в яркости и цветовом составе изображения, поэтому пока он «ловит» не только скрытую рекламу, но и просто эпизоды мелькания камеры, погрешности при монтаже, которые практически неизбежны и проч. Таким образом, возвращаясь к начальному вопросу программы, мы должны ответить: Отметим также, что эффект «скрытого кадра» используется в педагогической практике, например, при обучении иностранным языкам (правда, как считается, без особого успеха). Важнее другое: если этот прием применяется для обучения, значит, эффект скрытого кадра может быть лишь просто неуспешным, но никакого вреда он не приносит. Но так ли это? Последняя проблема в настоящее время занимает руководство ВНИИТР, которое при этом опирается на Закон РФ «О средствах массовой информации» (ред. от 02.03.1998) — «Запрещается использование в Чем же «скрытый кадр» может быть вреден? Видимо, с двух точек зрения. Известно, что демонстрация ряда мультфильмов (в Японии) вызывала у детей потерю сознания, рвоту и кожные аллергические реакции. Вызвано это было тем, что частота мельканий в ряде случаев могла создать эффект «резонанса» в физиологическим системами организма, которые также непрерывно сокращаются и пульсируют. Обработка случайной выборки видеоматериалов из недельной телепрограммы по каналам метрового и дециметрового диапазона показала, что с точки зрения «мелькания» и вредных для психики перепадов цвета и яркости, т. е. наиболее дискомфортными оказались видеоклипы и рекламные ролики. В документальных, новостных и публицистических программах мелькания обнаружено не было. Библиография Голдовский Е. М. Глаз и кино. М., 1962. Гусев А. Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии. М., 1997. Демирчоглян Г. Г., Немцова С. Р. Пути оптимизации условий восприятия телевизионных изображений//Прогресс технологий телерадиовещания. Материалы Международного конгресса. М., 1999. Демирчоглян Г. Г. Глаза: школа здоровья. М., 2000. Джалд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М., 1975. Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг. М., 1980. Зеки С. Зрительный образ в сознании и мозге//В мире науки. 1992. Вып. 11–12. Иваницкий А. М. Мозговая основа субъективных переживаний: гипотеза информационного синтеза//Журнал высшей нервной деятельности. 1996. Т.46. Вып.2. Измайлов Ч. А., Соколов Е. Н., Черноризов А. М. Психофизиология цветового зрения. М., 1989. Костандов Э. А. Осознаваемые и неосознаваемые формы высшей нервной деятельности человека/Механизмы деятельности мозга человека. Л., 1988. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Немцова С. Р. Экологические проблемы вещания//Телерадиовещание. 1999. № 1. Немцова С. Р. К вопросу о субъективной оценке цветных телевизионных изображений//Телерадиовещание. 2000. № 2. Роуз А. Зрение человека и электронное зрение. М., 1977. Супин А. Я. Нейрофизиология зрения млекопитающих. М., 1981. Филин В. А. Видеоэкология. М., 1997. Фомин С. В., Соколов Е. Н., Вайткявичус Г. Г. Искусственные органы чувств. М., 1979. Тема № 180 Эфир 04.12.2002 Хронометраж 51:52 |
|||||||