Обратная связь
gordon0030@yandex.ru
Александр Гордон
 
  2002/Январь
 
  Архив выпусков | Участники
 

Каббала и русское масонство

  № 62 Дата выхода в эфир 28.01.2002 Хронометраж 1:16:00
 
О роли еврейской мистики в идеологии русских тайных обществ и духовной истории России — историк Константин Бурмистров и религиовед Мария Эндель.

Смотрите также выпуск № 175 «Творец и творение».

Материалы к программе

1. Каббала еврейская и христианская. В широком смысле слова, каббала (ивр. «получение», «традиция») — это вся еврейская мистическая традиция, от библейских времен и до наших дней; в более узком значении термина, принятом в современной науке, — это определенный этап в истории еврейского эзотеризма, начавшийся с появления в конце 12 в. в Испании и Провансе специфического учения об эманации (истечении) Божественного света в форме 10-ти ступеней (сфирот). Хотя в науке возникновение каббалы пытаются объяснить влиянием неоплатонизма, гностицизма и других внешних учений, сами каббалисты и простые члены еврейских общин всегда воспринимали ее как самую суть, сердцевина иудаизма. Ученые полагают, что каббала претерпела определенное историческое развитие, в ней выделяются различные течения и этапы, однако существенно, что основной задачей любой эзотерической традиции (на что намекает уже само это слово) является аутентичная передача некоего первоначального откровения. О «развитии» каббалы можно говорить лишь в том смысле, что, во-первых, в разных исторических условиях каббалистами могли вырабатываться различные способы такой передачи и содержание учения, на внешний взгляд, может сильно различаться. Во-вторых, каббала — это не только «сохранение», но и «раскрытие» новых смыслов в Торе, которое подразумевает как непосредственные мистические переживания, так и обновление и исправление мира, т. е. активное вмешательство в ход всеобщего катартического процесса творения или самораскрытия Божества.

Еврейская каббала сконцентрирована на тексте Торы, тексте Закона, что подразумевает, с одной стороны, неразрывную связь галахи и каббалы, а с другой — позволяет говорить о еврейской мистике, как мистике лингвистической, сосредоточенной на букве Священного языка, который мыслится некоторой универсальной основой мироздания. В еврейской мистике, вопреки известной христианской максиме, животворит именно буква (подразумевается буква Торы, т. е. закона). А потому язык, и более конкретно — буквы иврита, сам процесс письма становятся важнейшей метафорой в богатейшем символическом мире каббалы.

Хотя первые случаи интереса к каббалистическому учению со стороны христиан отмечены уже в 13–14 вв. (в основном, среди миссионеров), подлинный «бум» еврейской мистики приходится на кон. 15–17 вв. Многие крупные деятели Ренессанса, богословы и философы (напр., Пико делла Мирандола, Иоганн Рейхлин, Лодовико Лаццарелли, Гийом Постель), изучали иврит и каббалистические тексты, полагая, что в них содержатся крупицы той «предвечной философии», которая была открыта человечеству в глубокой древности и в той или иной мере сохранилась в различных религиозных и философских системах. В каббале они видели наиболее аутентичный источник этих древних истин. Наибольший интерес христианские каббалисты проявляли к методам толкования Писания, обнаруженным в еврейских источниках; именно использование этих методов, а также особое отношение к древнееврейскому языку как языку божественному, которым был сотворен мир, обусловили характерные особенности христианско-каббалистической экзегезы.

Став объектом интереса не только богословов и гебраистов, но и адептов «тайных наук», в 16 в. каббала прочно занимает место одной из наиболее авторитетных эзотерических доктрин, наряду с алхимией, астрологией и магией. При этом она претерпевает существенную трансформацию, практически отрывается от своих еврейских корней (т.е., в сущности, от еврейского закона, галахи), становясь составной частью неоплатонически-герметически-каббалистического синтеза, характерного для мировоззрения эпохи Ренессанса (Агриппа Неттесгеймский, Дж. Ди, Дж. Бруно и др.). Именно эта версия каббалы воспринимается в 17 в. идеологами розенкрейцерского движения и членами первых лож теоретического («спекулятивного») масонства.

2. Цеховые строительные организации, известные с раннего средневековья и обладавшие собственными преданиями, мифологией и ритуалами, на рубеже 16/17 вв. претерпевают существенные изменения как организационного, так и идеологического характера. Постепенно они перестают быть ремесленными организациями и превращаются в закрытые сообщества со строгой иерархией и утопической доктриной совершенствования мира и человека и построения всемирного братства. В 18 в. этот процесс достигает своего апогея, ложи «спекулятивного» масонства распространяются по всей ойкумене. В масонской доктрине и ритуале сочетаются элементы самых различных традиций и религиозно-философских систем, в частности, почерпнутые из каббалы. При этом существенно, что хотя масонство отличалось веротерпимостью и допускало евреев даже на руководящие должности в ложах, каббалистические идеи и символы (зачастую в сильно трансформированном виде) заимствовались не от них, но из той ренессансной христианско-герметической каббалы, о которой говорилось выше. Каббала стала одним из составных элементов масонского синтетического учения о древней мудрости, некогда утерянной человечеством, но сохраненной благодаря цепи преемственности тайных обществ. Вместе с тем, в создании некоторых тайных обществ и орденов организаций евреи-каббалисты приняли самое активное участие, что наложило сильный отпечаток на их учения. В этой связи следует упомянуть, прежде всего, основанный Мартинецем де Паскуалли во Франции Орден Избранных Коэнов (впоследствии — Орден Мартинистов), немецкий Орден Злато-Розового Креста, а также Орден Рыцарей Света (впоследствии — Орден Азиатских братьев) в Австрии и Германии. Стоит отметить, что количество подобных орденов было очень небольшим.

3. Каббала и русское масонство. Воспринятое и адаптированное европейскими масонами, каббалистическое учение попадает к русским масонам во второй половине 18 в. В некоторых русских ложах возникает интерес к еврейской мистике, который заставляет братьев обращаться непосредственно к еврейским текстам, к сочинениям христианских каббалистов и научным работам о Каббале, искать учителей, «в Каббале сведущих».

Русское масонство второй половины 18 — начала 19 в. было явлением чрезвычайно массовым и разнородным: масонами становились крупные сановники, военные чины, преподаватели, врачи, купцы, даже крестьяне, не говоря уже о царственных особах. Однако действительно серьезный интерес к мистическим учениям (в частности, каббале) имел сравнительно узкий круг русских братьев, глубоко вовлеченных в изучение теоретических аспектов европейской мистики, алхимии и Каббалы (среди представителей этого круга можно назвать И. Г. Шварца, Н. И. Новикова, С. И. Гамалею, Н. Н. Трубецкого). Многие из участников этих кружков были видными государственными и общественными деятелями (И. В. Лопухин, И. П. Елагин, И. П. Тургенев, В. И. Баженов). Именно эти люди составляли ядро нескольких мистических орденов и являлись ревностными приверженцами учений Якова Беме и Сен Мартена, они же были практиковавшими алхимиками и знатоками каббалы. В то же время, подход этих людей был очень практическим: они стремились воплотить свои познания в реальной жизни, т. е. в собственной, оригинальной практике Богопознания, мистического созерцания и молитвенного делания. В этом кругу проявился наибольший интерес к еврейским мистическим учениям, здесь возникло большинство переводов и оригинальных текстов, касающихся каббалы. Учение московских розенкрейцеров включало в себя представление о предвечном человеке Адаме Кадмоне и его падении, а также о задаче его возвращения в первоначальное состояние, в которой центральную роль должно было сыграть масонское братство. Русские масоны использовали каббалу, во-первых, в качестве основы для своей космогонической системы, для объяснения иерархического устройства небесного мира и для общения с этим миром. Во-вторых, каббала давала им ключ для истолкования Писания и раскрытия тайных смыслов библейского текста. Таким образом, Каббала повлияла на их понимание христианских догматов Троичности и Боговоплощения, мессианства и эсхатологии, а также стала основой масонской герменевтики. Такая адаптация еврейских мистических концепций вовсе не являлась случайной, но отражала специфику самого масонского учения, обнаруживающего идейную близость к некоторым идеям каббалы в существенных своих аспектах. Каббала для масонов была истинным знанием о Боге, мире и человеке, и не только способствовала процессу всеобщего исправления, но и определяла пути его осуществления.

Русские масоны существовали на стыке двух культур, русской и западноевропейской; это относится, в частности, и к их восприятию еврейских мистических идей, почерпнутых из сочинений христианских каббалистов и европейских масонов. С одной стороны, это восприятие было опосредовано традиционным православным истолкованием ветхозаветной и апокрифической литературы, еврейской апокалиптики и т. д. С другой стороны, каббалистическое учение было воспринято в определенной форме, сильно адаптированной западной христианской традицией. Кроме того, от европейских братьев русские масоны получили не только свод знаний по каббале, но и стереотипное отношение к этому знанию. Однако следует особо подчеркнуть, что русские масоны были вполне оригинальными и самобытными мыслителями, ставившими перед собой сложнейшие богословские, философские и теософские вопросы. Помимо тех отрывочных знаний по каббале, которые содержались в орденском учении, (и которые их совершенно не удовлетворяли), они обращались собственно к каббалистическим текстам, таким как «Книга Творения» (3–6 вв. н. э.), «Книга Сияния» (13 в.), «Книга образа» (14 в.), «Врата Света» Иосифа Гикатилы (13 в.), и др.

Необходимо отметить, что масонская каббала не оказала сколь либо заметного влияния на русскую культуру 19 в. Исключением здесь пожалуй служат несколько произведений художественной литературы, в которых используется каббалистическая символика (поэмы М. Хераскова, С. Боброва). По всей вероятности, это связано с тем, что каббала воспринималась как наиболее сокровенная часть масонского знания, совершенно не предназначенная к распространению среди широкой публики.

До сих пор эта область масонского знания, а также идеология масонства в целом, является практически неизученной, что делает ее особенно привлекательной для различного рода псевдонаучных интерпретаций и спекуляций. Лишь в наше время начинают появляться первые серьезные исследования мировоззренческих аспектов русского масонства, и вместе с тем все более очевидной становится необходимость планомерного изучения масонского рукописного наследия. Без научного осмысления этих текстов невозможно оценить масштаб интеллектуальной работы, проделанной русскими масонами, и то глубокое влияние, которое они оказали на русскую духовную культуру 18–19 вв.

Библиография

Бурмистров К. «Kabbala Denudata», открытая заново: христианская Каббала барона Кнорра фон Розенрота и ее источники//Вестник Еврейского Университета. М.; Иерусалим, 2000. № 3 (21).

Бурмистров К. Каббалистическая экзегетика и христианская догматика: еврейская мистика в учении русских масонов конца XVIII в. //Солнечное Сплетение. Иерусалим, 2001. № 18/19.

Бурмистров К. Каббала в учении Ордена Азиатских Братьев//Тирош: труды по иудаике. Т. 3. М., 1999.

Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. 2-е изд. СПб, 1999.

Гессен Ю. И. Евреи в масонстве. СПб., 1903.

Дудаков С. История одного мифа. Очерки русской литературы XIX–XX вв. М., 1993.

Масонство в его прошлом и настоящем: В 2-х тт. М., 1914. (Репринт: М., 1991.)

Пыпин А. Н. Масонство в России. М., 1997.

Серков А. И. История русского масонства XIX в. СПб., 2000.

Серков А. И. Русское масонство. 1731–2000: Энциклопедический словарь. М., 2001.

Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. Иерусалим, 1989.

Burmistrov K., Endel M. Kabbalah in Russian Masonry//Kabbalah: Journal for the Study of Jewish Mystical Texts. Los Angeles, 1999. V. 4.

Katz J. Jews and Freemasons in Europe, 1723–1939. Cambridge, 1970.

Faivre A., Tristan F., eds. Kabbalistes Chretiens. Paris, 1979.

Scholem G. Kabbalah. Jerusalem, 1974.

Тема № 62

Эфир 28.01.2002

Хронометраж 1:16:00


НТВwww.ntv.ru
 
© ОАО «Телекомпания НТВ». Все права защищены.
Создание сайта «НТВ-Дизайн».


Сайт управляется системой uCoz