|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Экономическое пространство будущего |
↓№ 241↑ 09.04.2003 51:09 | ||||||
Стенограмма эфира Россия — царство пространства, в котором жизнь центров зависит от курса доллара или евро, а периферии — от погоды и урожая картошки. Это царство недолюбливает эксперименты и экспериментаторов, часто оказываясь сильнее. О том, как научиться уважать и понимать законы, инерцию и, если угодно, консерватизм пространства — географы Сергей Артоболевский и Андрей Трейвиш. Участники: Артоболевский Сергей Сергеевич — доктор географических наук, профессор, заведующий отделом экономической и социальной географии Института географии РАН Трейвиш Андрей Ильич — кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Института географии РАН Обзор темы Географические основы общественного развития. Еще Гердер писал: чтобы понять события, нужно знать три независимых фактора: время, место и национальный характер. На самом деле время и место взаимосвязаны, с ними взаимодействует и тоже меняется характер народа. По Э. Реклю, теория есть география во времени, а география — история в пространстве. Универсален и географический принцип полимасштабности, из коего выведен лозунг: мысли глобально, действуй локально. Даже если представить территорию, где природные условия всюду совершенно одинаковы, ее Этот факт неприятен тем, кто верит во всеобщий прогресс: даже мирная экономическая интеграция (глобализация), как и имперская силовая, требует жертв, оборачиваясь для периферий застоем, даже откатом назад. Пусть не навсегда: различия сотрутся, если тот же центр не воспроизведет их при новых волнах модернизации. Неравенство вообще не лимитирует развития, а служит его источником и спутником. Ограничения возникают тогда, когда общество не готово платить за «прогресс» чрезмерную цену, не допускает сегрегации сильнее некой предельной (роль государства). Правда, коридоры такого рода чаще интуитивны, чем рациональны, их нелегко рассчитать. Рассмотрим основные составляющие Центр. Район. Страна. Каковы инерция и новации в развитии российского крупногородского архипелага? Пространство страны и Урбанизация в ХХ веке. Динамика доли городского населения в ряде стран и регионов мира. В 20 веке, после полосы Но вскоре сказалось исчерпание людских ресурсов, питавших рост крупных городских узлов. В 1950 г. Московская агломерация делила с Парижской Индустриализация с ее аппетитом на рабочую силу создала много новых номинальных городов и заставила расти старые во всех районах страны. Около 630 из 1090 российских городов возникли после 1917 г., каждый третий — после 1945. Они часто росли быстрее, чем успевали созреть, имея облик «промышленных деревень». Условные и реальные города и горожане. Из городской цивилизации обычно выпадают малые города. Но даже в миллионных (без столиц) каждый Географы любят подчеркнуть, что социальная поляризация имеет пространственное выражение и что у разных полюсов свои ценности. В центрах жизнь зависит от курса доллара, на периферии — от погоды и урожая картошки. Итак, реальных городов и горожан у нас меньше, чем формальных. Крупные и влиятельные центры есть территориальная элита страны, как высшие классы — элита социальная. Отчасти потому, что элита в таких центрах живет, усиливая их престиж. Опережающее развитие, обновление, неформальное лидерство тоже вызывают зависть и неприязнь провинций. Достижения и новации центров в теории должны достигать периферии. В жизни крупногородское и региональное развитие зачастую разновекторны, асинхронны и конфликтны. К 21 в. контрасты не везде ослабели, а то и усилилось, в том числе среди самих городов. Специфика российского архипелага ведущих центров. Как устроена сеть главных российских городов, как на них влияли и как влияют они на просторы страны? Тут есть два главных аспекта: иерархия и география. В обоих случаях видны признаки, как инерции, так и новаций. За 20 век усилился контраст между первым городом, ныне Москвой, и вторым, В целом концентрация экономической деятельности в России выше концентрации населения. Но не все ее виды ведут себя одинаково. Разница между ранжированными рядами крупногородских скоплений по их людности, более плавному по промышленному весу, но еще более крутому по Ранжированный ряд агломераций по объемам оборота торговли и услуг падает не так круто, а среди промышленных лидеров контраст еще меньше: центры В целом в ходе кризиса одни центры модернизировались, упорно двигаясь к постиндустриальной структуре экономики и занятий, другие оставались промышленными, а третьи нищали, опускаясь Перспективы формирования экономического пространства. Догоняющее скачкообразное развитие и радикальные реформы, типичные для стран глобальной полупериферии, часто требуют мобилизации, «сжатия в кулаки» ресурсов и самого пространства. Достигаемая этим конвергенция, сближение немногих элитных центров с мировыми образцами чревата дивергенцией периферий. Тут есть своя логика, та же, по которой обществу нельзя без элиты — без развитых центров не будет развитой периферии. Но у нас сама схема диффузии дает сбои. До дальней периферии волны могут не дойти, увязнуть на проселках. Вот откуда старое, идущее от П. Я. Чаадаева, суждение о том, что Россия — это царство пространства, а не времени, где много географии, но мало истории. Современные теоретики модернизации выражаются иначе: конфликт двух скоростей (а с ними укладов, классов и т. п.) дополняет и поглощает конфликт пространств. Реформаторам России порой удавалось обмануть время, пустить его вскачь хотя бы в главных центрах. Труднее обмануть пространство с его размерами, традицией и инерцией, не утонуть в этом океане суши. И хотя нельзя не видеть сдвигов пространственной структуры России за век урбанизации и больших скачков, многие свойства этой структуры очень устойчивы. Географически города России — это асимметричный «архипелаг» островов в океане внутренней периферии. Асимметрию отражает порядок геоцентров населения городов разных весовых категорий. Односторонняя асимметрия обитаемого пространства — не редкость. Но у нас, в отличие от США, Канады, Бразилии и «тонзурной» Австралии, ее дополняет не окраинность, а, наоборот, глубинность главных центров и особенно их удаленность от побережий. В итоге среднее расстояние 20 На Американском континенте и в Евросоюзе оно в 3–6 раз меньше. В Европе абсолютные дистанции до морей и границ коротки, но с учетом размеров территории и типичных расстояний они могут быть весьма значительными (до 22–29% приведенных радиусов территорий). Россия же по этому параметру — страна скорее азиатская. Общая степень периферийности ее центров та же, что у Индии и Китая: 12–13% условного радиуса. Трение пространства — общая проблема Этот самый народный транспорт в В ближайший к Москве Пока мы гадаем, как связать хотя бы главные центры страны новыми и дорогими средствами транспорта, техника предлагает иное — современную спутниковую, сотовую связь. Для России с ее расстояниями, это может стать выходом. Еще бы занять лидирующие позиции в разработке новейших информационных и коммуникационных технологий! Есть и другая проблема — реальная потребность в них обитателей наших «глухих углов», оторванных от мира не только технически, экономически, но и культурно, и психологически (думами о погоде и картошке, а не о интернете). Еще раз об экономическом пространстве будущего. Вывод напрашивается сам собой. В общей форме он звучит, быть может, тривиально, но все так же убедительно: с пространством России нельзя шутить! Оно недолюбливает эксперименты, экспериментаторов и часто оказывается сильнее, даже когда на их стороне большие материальные ресурсы и воля Главным средством организации и контроля этого пространства служили и служат его основные центры. Их сети, системы от него неотделимы, они стали его ключевой частью и, можно сказать, его «делают», обладая в то же время собственным строением, логикой и инерцией. Их лидеры (элита) проявляют склонность к сотрудничеству с равными себе. Если равных партнеров мало, а страна не изолирована, они подключаются к внешней, глобальной сети, забывая братьев меньших. Это Не имея демографических, финансовых и иных ресурсов для расширения этой сети, создания новых крупных центров и узлов, надо исходить из того, что есть и учесть инерцию покоя пространственных форм, присущую зрелым, сформировавшимся структурам, к которым — хотим мы того или нет, — уже относится структура расселения России. Ломать и перестраивать ее тотально либо фрагментарно, за счет По сути, география учит тому же, чему история: перескакивать в пространстве не менее опасно, чем во времени. Этот урок можно понять и применить Главным средством организации и контроля этого пространства служат его основные центры, города. Их сети и системы от него неотделимы, с ним срослись, стали его ключевой частью. Можно сказать, они его и «делают», в то же время обладая собственным строением и логикой развития. В масштабах же страны остается верной старая истина: земля и люди — два наших главных богатства и две главные боли. Причем богатство измеряется не площадью и ресурсами, не заводами и пашнями, а состоянием территории и ее обитателей, качеством жизни на ней, причем жизни большинства. Большинство жителей России давно и прочно связаны с тем городским архипелагом. Придется исходить из того, что есть. Но быть вдвойне осторожными со столь доступными и заманчивыми административными мерами вроде перекройки внутреннего деления или переноса столицы. Вышесказанное служит теоретической основой для решения прикладной задачи организации экономической политики государства, той самой региональной политики, которая у всех на слуху. Прежде всего, что такое регионализация? Лет 15 лет назад регионализацией считали у нас то укрепление связей между областями и странами, их интеграцию в обширный регион, то районирование как вид пространственного таксономирования. Современный взгляд толкует ее как структурирование процессов (развития) в пространстве, выделение в нем сообществ, различий и границ, то есть по существу как районообразование. Слово регионализация широко зазвучало в Проблемы регионализации разнообразны. При этом у каждого автора на первый план выходят определенные аспекты регионализации, а в целом дается достаточно полная картина этого противоречивого явления. Однако ситуация, как минимум, неоднозначна, а регионализм более универсален, неустраним и, если угодно, более географичен, чем федерализм. Он был, есть и будет в большинстве стран, хотя его проявления нерегулярны во времени и в пространстве. Резко усилившись, он к концу XX в. все же не разрушил РФ, занявшую почти уникальное место между рухнувшими федерациями советского типа (СССР, ЧССР, СФРЮ) и унитарным, но многонациональным Китаем с его автономными районами. Регионализм и регионализация — антонимы централизма и централизации (а еще однообразия, унификации), но не синонимы сепаратизма и дезинтеграции. C последними государство обязано вести борьбу, а с регионами полезнее сотрудничать, находить общий язык. Выбор здесь в принципе тот же, что в вопросах свободы личности, рынка, средств массовой информации. Или «тащить и не пущать» и быть готовым к редким, но едким реакциям на такую политику, или давать этому сорту свободы такой законный выход, который не ущемляет других свобод. История показывает, что самое централизованное, единое и неделимое государство может вдруг оказаться разнородным и разделимым. А, скажем, США с их традиционным регионализмом выглядят прочнее многих монархий. На Западе он к тому же сочетается с глобализацией и с усилением суб- и супернациональных уровней принятия решений за счет национального. Так, в Евросоюзе (ЕС) рост регионального начала и наднационального, ассоциируемого с Брюсселем, можно рассматривать как рост регионализма, вкупе с определенной централизацией управления. Отсюда неологизм глокализация (постиндустриального развития). Она заставляет места конкурировать, думать о своем имидже, привлекать внешний капитал, тем самым сдерживая национализм и регионализм и свидетельствуя о совместимости последнего с устойчивым развитием. Правда, единодушия по этому поводу нет и в ЕС с его лозунгом «Европы регионов». Один финский автор пишет, что их неравенство растет, успехи же скорее единичны, а регионализация не Впрочем, опыт ЕС обычно оценивают иначе. По мнению большинства экспертов, межрегиональные (и межстрановые) диспропорции там сглаживаются. При этом значение регионов, конечно, растет, они получили свои собственные политические институты наднационального уровня. Но зато их интеграция явно способствует развитию межрегиональных связей и решению межрегиональных проблем на разных уровнях. В частности, эта интеграция практически сняла с повестки дня вопрос о распаде Бельгии. Таким образом, регионализм не только усиливает единство ЕС. Сравнение с ситуацией в России и ряде других стран наталкивает на мысль, что регионализм — это не обязательно сепартатизм, он скорее нейтрален по отношению к проблеме единства и интеграции страны. Ее «вектор» задают другие условия: история, уровень развития и цивилизованности, политическая культура, организация управления и т. д. Лишь на определенной ступени развития регионализм из потенциальной угрозы единству страны превращается в инструмент укрепления единства. Чем полезна и вредна нынешняя регионализация в России, где она избыточна и нет ли таких сфер, где ее недостает? Как она влияет на межрегиональные и внешние связи страны? Укрепят ли их централизация РФ и укрупнение ее субъектов? Регионализация как проявление неравномерности развития Этнокультурные различия — фундамент регионализма и двигатель регионализации России, как страны многонациональной. Мы переживаем период «ренессанса» Географические различия как предпосылки регионализации. Специфику и динамику российского регионализма определяют четыре географических линии различий, одновременно составляющих дилеммы пространственного развития. Регионализация и открытие в мир. Региональные процессы, фрагментация экономического пространства страны связаны с его «открытием» в мир и с разными типами этой открытости. Ее выгоды имеют рентную природу (ресурсная рента, рента положения), усиливают финансовое неравенство регионов и регионализацию их связей по принципу тяготения к отдельным странам и зонам мира. Набрасывая региональные сценарии будущего, важно учитывать, что потенциал поляризации при переходе к устойчивому росту даже выше, чем при повсеместном сжатии экономики, и в ближней перспективе можно ожидать усиления евроцентричности ее территориальной организации. С. С. Артоболевский сравнивает региональную политику в развитых странах (прежде всего европейских) и тенденции ее развития в РФ. Констатируя значительное отставание России в данном направлении государственного регулирования, его законодательной и финансовой базы, институциональной инфраструктуры, автор, тем не менее, обосновывает возможность и необходимость применения западного опыта при происходящем ныне становлении российской региональной политики. При этом необходимо использовать как современный западный опыт, так и уроки прошлого (ведь региональная политика зародилась там еще в Проблемными бывают и богатые, внешне успешные районы. Например, крупногородские с их теснотой, стрессами, криминальностью, с наплывом Но это В 1995 г. был разработан и одобрен в Миннаце России «Проект Программы развития депрессивных и отсталых районов Российской Федерации». Программой даны следующие определения таких регионов. Депрессивный район — район, переживающий глубокий экономический кризис, выразившийся в спаде производства (прежде всего, в традиционных ведущих отраслях его территориальной специализации), длительное время находящийся в фазе застоя, сохраняющий низкие темпы производства и нуждающийся, как правило, в крупных инвестициях, обновлении и диверсификации производства, новых формах экономического сотрудничества с другими регионами. У нас, как во многих развитых странах, есть классические типы депрессивных старопромышленных ареалов, прежде всего текстильные (Ивановский) и угольные, особенно если мало что было, кроме шахт (Воркутинский, Кизеловский, Ростбасс, части Кузбасса). Судя по опыту Запада, не все они безнадежны. Инфраструктура, сеть поселений, трудовые навыки жителей могут стать основной для определенного выздоровления. Но если такой район не получает необходимой поддержки, он утрачивает свои позиции и может перейти в разряд отсталых районов. Отсталый район характеризуется низкими пороговыми значениями развития социальной и экономической сферы в сравнении с другими регионами страны. Критерием отнесения района к категории отсталого является низкий уровень производства на душу населения, реальных душевых доходов, неразвитость социальной и производственной инфраструктуры. И, что еще хуже, совсем архаичная (обычно аграрная) структура экономики, крепкие устои традиционного общества. В России это большей частью этнические регионы, республики и округа (Дагестан, Тува). Если депрессивные районы в состоянии локализоваться в рамках административного района, его части или города, то территории традиционно отсталых районов, как правило, охватывают один или даже несколько субъектов Федерации. Их пробуждение — нелегкая задача. Слишком часто объекты новой экономики оказываются тут «соборами в пустыне», на них приходится нанимать людей со стороны. Не Государство и региональная политика. Воздействие государства вполне значимо корректирует процессы регионального развития. В большинстве случаев, как и при воздействии «естественных» факторов, государство не преследует собственно региональных (территориальных) целей, осуществляя свое вмешательство. Скорее можно говорить о «непредвиденных» региональных последствиях деятельности государства. Это справедливо для всех территориальных уровней. Региональная политика не может рассматриваться как панацея при решении всех региональных проблем. Ее возможности сильно ограничены, и не только нехваткой средств у государства. Идущие в обществе и экономике процессы значительно «мощнее» по своим пространственным последствиям, чем собственно региональная политика. Пространственные последствия вмешательства государства по иным каналам значимее, чем в рамках собственно региональной политики, В пространственном плане региональная политика может замедлить или временно приостановить действие «естественных» процессов или иных направлений воздействия государства (или усилить их), уменьшить их негативные последствия, но не в состоянии повернуть их вспять. Так, в западных странах политика разгрузки крупнейших агломераций (в Термин «региональная политика» трактуется в России широко. В него включается все, что относится к регионам/субъектам Федерации и размещению производительных сил. В региональную политику попадают вопросы, относящиеся к смежным областям: государственное строительство (проблемы становления и развития федеративных отношений и взаимоотношений грех уровней власти, включая местное самоуправление), экономическая политика (повышение эффективности размещения производительных сил), национальная/этническая политика и т. д. Начнем с региональной политики центральных органов государственной власти. В этом случае региональная политика решает территориальные проблемы общегосударственного значения. Своя региональная политика может реализовываться (и реализуется) и на более низких территориальных уровнях. Следует отметить, что при движении «вниз» на определенном уровне региональная политика, с ее косвенными мерами стимулирования, становится не операциональной и «заменяется» пространственным планированием с его более прямыми и жесткими методами регулирования. Проведение региональной политики в федеративном государстве имеет свои особенности. Необходимо учитывать большие возможности и самостоятельность регионального уровня. Это, несомненно, усложняет реализацию региональной политики. Но ни в коем случае нельзя передать всю ее на региональный уровень, В этом случае единая федеральная региональная политика просто исчезнет, ибо проводиться она может лишь из Центра. А кто еще сможет «взвесить» проблемы субъектов Федерации, не говоря уж о более мелких территориальных единицах. Осуществляя региональную политику, государство может решать проблемы повышения конкурентоспособности экономики в целом (и помогать для этого самым преуспевающим регионам), стимулировать использование собственных природных ресурсов (и помогать регионам их сосредоточения) и т. д. Существует весьма распространенное мнение, что помощь кризисным территориям можно начать лишь после значительного улучшения положения в экономике. В соответствии с логикой данного подхода, помощь надо преимущественно направлять на развитие Существующие в РФ пространственные диспропорции чрезмерны и требуют вмешательства государства. Само наличие столь значимых пространственных диспропорций является общегосударственной проблемой, которая не может быть решена без помощи федерального Центра. По уровню безработицы и душевых доходов, ВВП на душу населения и т. п. показателям субъекты Федерации отличаются друг от друга более чем на порядок. В 1998 г. максимальный и минимальный показатели различались: ВВП на душу населения — в 21 раз, уровень безработицы — в 11 раз, душевой доход (с учетом покупательной способности рубля) — в 13 раз. Внутренняя пространственная неравномерность характерна и для самих субъектов Федерации. Как правило, речь идет о «противостоянии» более развитой и благополучной столицы (и иногда еще 1–2 крупных центров) и «кризисной» периферии. Таким образом, модель Дело не только в масштабах Речь идет о сохранении единства страны (и не только политического), смягчении регионального антагонизма в стране, соблюдении принципа социальной справедливости. Региональной политики, адекватной остроте территориальных проблем России и ее масштабам, нет. Очевидно существование в РФ отдельных элементов «выравнивающей» РП, но говорить о некой систематической политике пока нельзя. Пассивность законодательной власти соседствует с еще большей пассивностью власти исполнительной. Региональная политика обычно направлена на увеличение «равенства» и, следовательно, за счет снижения экономической «эффективности». Цели же Министерства экономического развития и торговли диаметрально противоположны. На сегодня региональная политика практически лишена правовой базы. Можно вспомнить разве что закон, регулирующий развитие северных территорий. Но он, Одна из причин низкой эффективности реально проводимой региональной политики — это распыление выделяемых средств (плюс отсутствие последовательности при ее реализации). Хороший пример — федеральные целевые региональные программы. Таковых уже насчитывается несколько десятков. Но при этом программы финансируются федеральным центром, как правило, от 0 Мониторинг региональных ситуаций и региональных проблем как В развитых странах ситуация кардинально отлична. Масштабная региональная политика уже много лет существует во всех развитых странах. Преимущественно она направлена на выравнивание пространственных диспропорций в уровне Региональная политика является такой же «политикой», как внешняя, макроэкономическая, экологическая и т. д., со своей институциональной инфраструктурой и законодательной базой. В ее рамках осуществляется перераспределение между регионами огромных средств (до нескольких процентов валового внутреннего продукта страны). При этом региональная политика осуществляется центральными органами власти, ибо только они могут сопоставить ситуацию в различных регионах/ареалах (и «покрыть» всю страну) и решить, какие из них «заслуживают» помощи и в каких размерах. В развитых странах целенаправленное вмешательство государства в процессы регионального развития начинается, когда пространственные Библиография Артоболевский С. С. Государство и кризисные территории в Российской Федераци//Территориальные проблемы социальной политики. М.,1999 Баранский Н. Н. Избранные труды: Становление советской экономической географии. М., 1980 Вишневский А. Г. Серп и рубль. М., 1998 Глазовский Н. Ф. и др. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. М., 2002 Горбачева Т. Л. Использование данных обследования населения по проблемам занятости в России для определения параметров теневой экономики//Вопросы статистики. 2000. № 6 Каганский В. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М., 2001 Крылов М. П. Структурный анализ российского пространства: культурные регионы и местное самосознание//Культурная география. 2001 Кудрявцев О. К. Расселение и планировочная структура крупных Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (ХVIII — начало ХХ вв.). СПб., 1999. Т. 1 Нефедова Т. Г., Полян П. М., Трейвиш А. И. Город и деревня в европейской России: Сто лет перемен. М., 2001 Паспорта городов России, 1996 и 1998 гг. Банк данных ВЦ Госкомстата России, 1998; 2000 Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. М., 2001 Регионализация в развитии России: географические процессы и проблемы/Под ред. А. И. Трейвиша и С. С. Артоболевского. М., 2001 Центр и периферия в региональном развитии/Под ред. О. В. Грицай, Г. В. Иоффе, А. И. Трейвиша. М., 1991 Harris Ch. D. Cities of the Soviet Union: Studies of their Functions, Size, Density and Growth. Chicago, 1970 INSEE: Тема № 241 Эфир 09.04.2003 Хронометраж 51:09 |
|||||||