Обратная связь
gordon0030@yandex.ru
Александр Гордон
 
  2002/Февраль
 
  Архив выпусков | Участники
 

Русские хазары

  № 68 Дата выхода в эфир 06.02.2002 Хронометраж 1:16:00
 
Кто же такие хазары? Какова их роль в несостоявшемся завоевании Русью Великой Степи? О том, как и почему иудаизм победил в низовьях Волги в 6–9 веках нашей эры, размышляют доктора исторических наук, профессор Светлана Плетнева и Владимир Петрухин.

Обзор темы

Нестор-летописец начинает русскую историю с упоминания дани, которую хазары собирали со славянских племен Среднего Поднепровья, а варяги — с племен Новгородской земли в 9 в. Нестор рассказывает, как степняки-хазары подошли к земле полян — жителей Киева и потребовали с них дани. И поляне дали им дань мечами: хазарские старейшины увидели в этой дани недобрый знак — ведь хазары завоевали многие земли саблями, заточенными с одной стороны, а мечи были обоюдоострыми. Так и случилось, — завершает свой рассказ о хазарской дани Нестор, — русские князья стали владеть хазарами.

Это известие «отца русской истории» породило немало споров о роли хазар и «хазарского ига» в этой истории. В советские времена принято было считать, что Хазария — это «паразитическое государство», препятствовавшее прогрессивному развитию Русского государства. Русский князь Святослав в 965 году уничтожил это препятствие, и к Древнерусскому государству отошли многие земли Хазарии.

Настоящая история несравненно богаче и интересней этой старой официозной доктрины. Хазары отнюдь не были первыми жителями евразийской степи, которые стремились обложить данью земледельцев и горожан. В конце 4–5 вв. Европу потрясло гуннское нашествие: древние города Северного Причерноморья были разрушены, кочевые орды устремились в Центральную Европу, к Риму и Константинополю, центрам Римской империи. Но огромная Гуннская держава распалась к 6 в., и на смену гуннам из Центральной Азии пришла новая волна завоевателей — тюрки, создавшие свои «империю» — Тюркский каганат. Тогда же, в 6 в. из Центральной Европы стали расселяться к Дунаю и на восток — к Днепру и Волхову — славяне.

Тюркский каганат — непрочное объединение разноязычных племен и народов, простиравшееся от Тувы и Алтая до Причерноморья, распался, как и всякая «кочевая империя». В 6 в. в Причерноморье господствовали тюркоязычные кочевники болгары, а на территории Дагестана, в былых «гуннских пределах» — другой тюркоязычный народ, хазары.

Хазары кочевали на плодородных землях предгорий Северного Кавказа и, что не менее важно, знакомы были с бытом древних городов. Как и всякие кочевники, они быстро находили выгоду в политической борьбе, которую, как всегда, вели на Кавказе великие державы: в те времена это была Восточная Римская империя — Византия и Иран. В 7 веке хазары настолько усилились, что стали притязать на господство не только в Причерноморской степи, но и в византийских городах Тамани и Крыма, и в Закавказье. Формировалась новая «империя» — Хазарский каганат: кагану, правителю хазар, стали подчиняться многие народы и земли. На Северном Кавказе союзниками и вассалами хазар стали аланы — ираноязычные потомки древних скифов и сарматов. В степях хазарам подчинились болгары: не покорившаяся орда болгар во главе с ханом Аспарухом в 681 г. откочевала за Дунай, на земли Византии, где и возникла Болгария, существующая там поныне. Другая группа болгар отошла в междуречье Волги и Камы: там к 9 в. сформировалась болгарское государство — Волжская Болгария, номинально признававшая власть хазарского кагана. В лесостепи же дань хазарам стали платить славяне, расселившиеся от Приднепровья до Оки.

Между тем в Закавказье хазары столкнулись с другими завоевателями, которые претендовали на мировое господство. Это были арабы, начавшие под зеленым знаменем пророка Мохаммеда священную войну за обращение в истинную веру «неверных». Война между арабами и хазарами велась сначала с переменным успехом, и арабам пришлось мобилизовать все силы, чтобы разгромить соперника. В 730-е годы каган должен был отступить в степи и, по сообщению арабских авторов, даже принять ислам. Правитель Хазарии должен был оставить свои ставки в Дагестане — города Беленджер и Семендер, и основал новую столицу в малодоступной дельте Волге: она получила то же тюркское название, что и река Волга — Итиль или Атиль. «Джихад» подступил к границам нынешнего Российского государства еще в пору становления ислама.

Арабы, однако, не могли долго удержаться в степях: они отступили в Закавказье, их форпостом — и форпостом ислама остался Дербент в Дагестане. Каган восстановил свою власть на Северном Кавказе и в других областях. Эту власть необходимо было упрочивать, и в каганате началось крепостное строительство: системы крепостей возникли на Северном Кавказе и на осевой речной магистрали Хазарии — в бассейне Дона. Для строительства крепостей использовали традиции и иранской, и византийской фортификации: в 830-е годы византийский инженер воздвиг на Дону крепость Саркел, исследованную археологами во главе с крупнейшим исследователем хазар — М. И. Артамоновым. Городища хазарского времени продолжают исследовать С. А. Плетнева, Г. Е. Афанасьев, В. С. Флеров, но исследования пока затронули лишь незначительную часть хазарского наследия.

Экономика хазар стала многоукладной и зависела от традиций народов, входивших в каганат: аланы, расселившиеся не только на Северном Кавказе, но и в бассейне Дона, были опытными земледельцами и умели строить каменные крепости, земледелие практиковали и хазары, научившиеся также садоводству и рыболовству. Хазары были жителями древних городов — Фанагории и Таматархи на Тамани, Керчи в Крыму. Болгары в степи сохраняли по преимуществу кочевой быт.

Однако оборонительной системы и экономики, даже процветающей, было недостаточно для того, чтобы завоевать признание в мире, даже раннесредневековом. А признание, в первую очередь, великих держав, было необходимо. Во время войны с арабами-мусульманами каган напрямую столкнулся с конфессиональной проблемой: хазары были язычниками, поклонялись тюркским богам, а нормальные отношения с язычниками были невозможны как с точки зрения ортодоксального ислама, так и с позиций христианства — государственной религии Византии.

Неясно, как долго и всерьез ли исповедовал каган навязанный ему арабами ислам. История сохранила удивительные письменные свидетельства о религии Хазарии, которые донесла до нас так называемая хазарско-еврейская переписка — несколько писем, написанных еврейским письмом в 60-е гг. 10 века. Инициатором переписки стал канцлер могущественного халифа Кордовы еврейский ученый Хасдай Ибн Шапрут. Он узнал от купцов, что где-то на краю заселенного мира (а Северный Кавказ считался в Средневековье краем ойкумены) существует царство, правитель которого — иудей. Он написал ему письмо с просьбой рассказать о своем царстве. Хасдаю ответил царь Иосиф, правитель Хазарии. Он рассказал, как его далекий предок, носивший еще тюркское имя Булан, увидел во сне Божьего ангела, призвавшего его принять истинную веру. Ангел даровал ему победу над врагами, и Булан со своим народом принял иудаизм. Тогда к царю явились послы лот мусульман и из христианской Византии, чтобы образумить его: ведь Булан принял веру повсюду гонимого народа. Царь же устроил диспут между мусульманами и христианами: он спросил исламского кадия, которую веру он считает боле истинной — иудаизм или христианство, и кадий, почитавший ветхозаветных пророков, конечно указал на иудаизм. Тот же вопрос об иудаизме и исламе Булан задал священнику, и тот ответил, что религия Ветхого завета более истинна. Так Булан утвердился сам в истинности сделанного им выбора.

Эта официальная легенда о принятии хазарами иудаизма многое объясняла для историков. Естественно, каган не хотел принимать ислам: ведь это делало его вассалом врага — арабского халифа. Но и христианство не устраивало правителя Хазарии: ведь он захватил христианские земли Византии. Между тем, в городах Кавказа и Северного Причерноморья, в том числе в Фанагории и Таматархе, издревле жили иудейские общины, опытные в общении с окружающими народами. Эти общины существовали и в городах Халифата и Византии: христиане и мусульмане могли общаться с иудеями — ведь они не были язычниками. Каган избрал нейтральную религию, чтившую признаваемое христианами и мусульманами Священное писание.

В современной историографии обычно подчеркивается пагубность этого выбора: иудаизм приняли только сам каган и хазары, прочие народы сохранили свои верования. Историки считают, что каган и правящая верхушка каганата оказались оторванными своей верой от прочих подданных. Реальность, все же, была сложнее: если бы каган принял ислам или христианство, он должен был бы силой насаждать новую религию среди подвластных ему племен и народов — начать против подданных «священную войну». Иудаизм же не требовал насаждения своей веры среди других народов. В результате в Хазарии сложилась удивительная этноконфессиональная ситуация: в хазарских городах, в том числе в столице Итиле, бок о бок сосуществовали разные религиозные общины: иудеи — каган, его полководец бек и хазары, жившие в постройках из кирпича, а также христиане, мусульмане (из мусульман-хорезмийцев состояла гвардия кагана) и язычники (славяне и русь). Каждая община имела своих судей и сохраняла автономию. Это мирное сосуществование разных религиозных общин было характерным еще для античных городов Северного Причерноморья и для Константинополя — столицы Византии. В Восточной Европе становление такой традиции было важным шагом на пути к цивилизации.

Еще один недавно открытый еврейский документ 10 в. — письмо о должнике, которого хочет выкупить из долговой кабалы община — свидетельствует о том, что хазарские иудеи появились и в славянском мире. Этот документ происходит из Киева и на сегодняшний день остается древнейшим русским документом. Удивительны подписи под этим письмом: наряду с типичными еврейскими именами там упомянут некий Гостята бар Кьябар Коген. Гостята — славянское имя, известное по новгородской берестяной грамоте, Кьябар — название одного из хазарских племен, коген — обозначение представителей жреческого сословия у иудеев. Видимо, представители этой общины, наверняка говорившие и по-славянски, если они носили славянские имена, принимали участие и в диспуте о вере, который состоялся уже при киевском князе Владимире накануне крещения Руси.

Царь Иосиф в своем письме описывал Хазарию, как могущественное государство, которому подчинялись едва ли не все народы Восточной Европы — не только Северного Кавказа и Крыма, степи и славянской лесостепи, но и всего Поволжья — вплоть до финской веси в Белозерье. К 60-м годам 10 в. реальность была уже далека от этой картины могущества. Уже к началу 10 в. в Волжской Болгарии распространился ислам, а в Алании — христианство: правители этих некогда вассальных земель Хазарии избрали собственную религию и путь к независимости. Самой Хазарии угрожали новые орды кочевников с востока: союзных хазарам венгров в Причерноморье теснили печенеги (в конце 9 в. те оказались в Центральной Европе — нынешней Венгрии), из Заволжских степей наступали огузы.

Но самым опасным соперником Хазарии в Восточной Европе стала Русь. Царь Иосиф писал в своем письме: если бы хазары не остановили русских на их границах, те завоевали бы весь мир. Русь действительно рвалась через территорию Хазарии к главным рынкам средневековья — в Константинополь и Багдад. В конце 9 в. Вещий Олег с его варягами и славянами, прозвавшимися русью, захватил Киев и присвоил себе хазарскую дань. С 9 в. русские князья претендовали на хазарский титул — каган и на власть Хазарского каганата в Восточной Европе. Наконец, князь Святослав в 965 г. двинулся на последних славянских данников хазар — вятичей, сидевших по Оке. Он подчинил Вятичей и вышел с войском к Волжской Болгарии. Русь разграбила болгарские города и двинулась вниз по Волге. Хазарский каган был разбит, а его град — Итиль — взят. Далее Святослав двинулся на Северный Кавказ, к аланам и черкесам, обложив их данью. Видимо, тогда Таматарха стала русским городом — Тмутараканью, а Северный Кавказ — «горячей точкой» Древнерусского государства. На обратном пути князь взял Саркел, который был переименован в Белую Вежу. Эти хазарские земли оказались под властью русских князей, и Владимир Святославич, как и его сын Ярослав Мудрый, именовались титулом «каган».

Остатки разгромленных хазар быстро растворились в том бурном историческом пространстве, каковым оставались степи и Северный Кавказ. Но те начала государственного, этнического и конфессионального развития, которые были заложены хазарами, сохранились по сей день в Восточной Европе. Этническое и конфессиональное разнообразие — сосуществование разных народов, религий и культур — остается залогом нормального развития этого региона.

Исчезновение хазар, упоминания о которых прекращаются к 12 в., вызвало немало романтических и квазиисторических концепций об их наследниках — караимах Крыма, горских евреях Кавказа — вплоть да литературных шедевров в жанре исторической мистификации — «Хазарского словаря» Милорада Павича. Среди них особый интерес вызывает попытка английского литератора Артура Кестлера усмотреть в хазарах, бежавших из Восточной Европы, предков европейских евреев — ашкеназов. Эта совершенно безосновательная в историческом отношении концепция строилась на благородном побуждении: доказать, что антисемитизм лишен каких бы то ни было исторических оснований — ведь хазары были не семитами, а тюрками.

Библиография

Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. Симферополь, 1999.

Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962; СПб., 2002.

Афанасьев Г. Е. Донские аланы. М., 1993.

Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа X–XIII вв. СПб., 1994.

Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века. М.; Иерусалим, 1997.

Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. М., 1996.

Кестлер Артур. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие. СПб., 2001.

Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке. Л., 1932.

Магомедов М. Г. Образование Хазарского каганата. М., 1983.

Михеев В. К. Подонье в составе Хазарского каганата. Харьков, 1985.

Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.

Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI вв. М.; Смоленск, 1995.

Плетнева С. А. От кочевий к городам. М., 1967.

Плетнева С. А. Хазары. М., 1986.

Плетнева С. А. Саркел и «Шелковый путь». Воронеж, 1996.

Плетнева С. А. Очерки хазарской археологии. М. — Иерусалим: Гешарим, 1999; 2000.

Флеров В. С. Раннесредневековые юртообразные жилища Восточной Европы. М., 1996.

Флерова В. Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. М.-Иерусалим: Гешарим, 2001.

Goldin P. B. Hazar Studien. Budapest, 1980.

Тема № 68

Эфир 06.02.2002

Хронометраж 1:16:00


НТВwww.ntv.ru
 
© ОАО «Телекомпания НТВ». Все права защищены.
Создание сайта «НТВ-Дизайн».


Сайт управляется системой uCoz