|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Контекст современного философствования в России |
↓№ 3↑ 12.09.2001 35:00 | ||||||
Философы Александр Пятигорский и Валерий Подорога о статусе современной философии, ее ангажированности и альтернативности. Позиции: Пятигорский: — различие «философии» и «философствования»; философия как профессия и философия как «занятие». Подорога: — можно ли говорить о конце философии; имеет ли философия право умереть? — образ философа и конец философии. Материалы к программе: Пятигорский задел действительно главную проблему философии (и даже шире — мысли) здесь. Всякий, кто пытался быть философом здесь, сталкивался с ней. Философия возникла, как известно, в Греции. И ее возникновение стало результатом уникального стечения обстоятельств. Вот как описывает это стечение выдающийся философ ХХ века Жиль Делёз. Для того, чтобы человек начал философствовать, нужно соединение «дружества» и «конкуренции». Два человека должны быть достаточно дружны, чтобы хотеть говорить друг с другом и достаточно самолюбивы, чтобы стремиться «одолеть» соперника в споре. То, что это соединение произошло именно в Греции, Делёз объясняет следующим. 1. Она была удалена от восточных сатрапий (типа Персии) и оставалась свободной. 2. И она не была рассеяно в голой степи, в которой мысль и культура постоянно стремятся рассеяться. Кроме того, в Греции впервые появился целый класс людей, которые: 1. Обладали досугом (за счет рабского труда); 2. Посвящали этот досуг прежде всего государственным и интеллектуальным занятиям, а не войне или торговле. И проблема досуга очень важна для философии. Густав Густавович Шпет писал: «досуг» Еще одно важнейшее условие греческой и потом европейской (западной) философии, то, что она является наукой. Почему? «Любовь к мудрости» очень неточный перевод. «Любовь». В греческом четыре глагола любви, каждый выражает свой оттенок. «Филиа» это спокойная, «София» тоже выражает специфический аспект мудрости: это знание о среднем пути между божеским и человеческим, небесным и земным, о гармонии, а не просто «мудрость» как таковая (то есть можно быть мудрецом не становясь от этого философом). Еще одно важнейшее отличие русской философии от западной — это наличие школы и традиции — этот философ учился у того, а тот — у того и так вплоть до Платона. Множество обособленных традиций — феноменология, герменевтика, аналитическая философии и т. д. У нас же все занимаются всем (несколько утрируя) и нет непрерывной традиции передачи знания от учителя к ученику (как вообще нет непрерывных традиций в других отраслях культуры. Зимовец часто говорит, что здесь «развитие осуществляется через катастрофу».) Но есть в русской культуре одно занятие со своими школами и традициями — это литература (и отчасти обслуживающая ее филология). Поэтому очень часто говорят о литературоцентризме русской культуры. Русский философ пытается быть ученым, но каждый раз оказывается писателем. И Пятигорский полностью отдает себе в этом отчет: поэтому он пишет романы, поэтому говорит, что занимается философствованием, а не философией. А вот Подорога, настаивает, что является Пообщавшись с филологами, сразу можно ощутить ту плотность почвы, которой должна обладать традиция, которая обладает русская литература и филология и не обладает философия Так что в России чем больше Не быть писателем здесь неизмеримо сложнее, чем быть философом. Надо признать — здесь можно быть интеллектуалами, беллетристами, эссеистами, даже мудрецами — но не философами. Но в этом нет ничего унизительного. Мы же не чувствуем себя униженными, скажем, от того, что искусство каллиграфии — это преимущество прежде всего иерографических систем письменности. Вопросы для обсуждения: • Мамардашвили Мераб Константинович, выдающийся русский мыслитель, коллега и соавтор Пятигорского и одновременно учитель Подороги. • Философия и литература • Возможна ли в России философия как строгая наука? • Если невозможна, то почему: татарское иго, литературоентризм, православие, русский язык тому причиной? Цитаты Пятигорский. Беседа со студентами Тартусского «И любое философствование, хотите вы этого или нет, происходит в совершенно конкретных условиях. Вы можете сказать, что вам решительно на это наплевать. Но даже сам факт того, что вы это говорите, означает, что эти условия существуют... Метафилософия — это как бы рассуждение о тех условиях, в которые поставлен философ и единственная возможность преодоления которых — их осознание». «Я категорически не могу понять, что такое русская ментальность? И какая бы то ни было другая. Не думаю, что она существует. Здесь речь идет о желании стилизовать себя: то, что мы называем русской ментальностью, — это вопрос эстетики и самовыражения». Пятигорский. «Как мы изучали философию. Московский «Философствование действительно начинается с беседы, философствование в известном смысле начинается с интонации, пусть заимствованной, с Библиография Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., 1998. Мамардашвили М. К. Идея преемственности и философская Мамардашвили М. К. О философии//Вопросы философии. 1991. № 5. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М., 1993. Подорога В. Выражение и смысл. М., 1995. Пятигорский А. Заметки о «метафизической ситуации»/Пятигорский А. Избр. тр. М., 1996. Пятигорский А. Заметки об одной из возможных позиций философа/Пятигорский А. Избр. тр. М., 1996. Сартр Ж. П. Проблемы метода. М., 1994. Чаадаев П. Я. Философические письма/Чаадаев П. Я. Полн. Собр. соч. М., 1991. Т. 1. Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии/Шпет Г. Г. Сочинения. М., 1989. Тема № 3 Эфир 12.09.2001 Хронометраж 35:00 |
|||||||