|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Философия боевика |
↓№ 4↑ 13.09.2001 1:24:00 | ||||||
Теоретик кино Олег Аронсон и историк философии Виталий Куренной о философии боевика и о том, как «виртуальное» моделирует «реальное», манипулируя общественным сознанием. Позиции: Куренной — Голливуд приучил к идее возмездия и поиска виновных; раньше виновными были русские коммунисты, теперь — арабы; специфика американского правосудия: главное не поиск истины, а нахождение решения, устраивающего все стороны; террор в Америке: совпадение событийного ряда и информационного ряда. Аронсон — у боевика нет «философии», нельзя говорить о «философии боевика», как нельзя говорить о «философии кулинарии», у философии есть границы и боевик в эти границы не входит. Материалы к программе: В. Куренной. Целулоидный Апокалипсис//Логос. 2000. № 3. Как видится апокалипсис сегодня? Надо выбрать материал, который а) является продуктом коллективного труда, б) обеспечен мощными финансовыми средствами реализации, в) востребован обществом (является товаром), г) имеет интернациональную аудиторию, е) обладает определенной суггестивной способностью (в нашем случае — способен формировать определенный тип возможных эсхатологических ожиданий). Очевидно, что репрезентативным материалом такого рода является кино и, в первую очередь, — продукция американских кинокомпаний, не имеющих устойчивых конкурентов на мировом рынке обращения как кинопродукции в частности, так и life- & mental styles вообще. Две доминирующие и по сей день конфигурации философии истории оформляются на рубеже Теперь о кино... Поскольку эти кинофильмы производятся для самой широкой аудитории и предназначаются для коммерческого употребления, то создатели этих фильмов принуждены считаться с ожиданиями этой своей потенциальной аудитории, а это означает, что кино является наиболее репрезентативным продуктом для анализа массового сознания (хотя здесь также существуют определенные ограничения референтной группы.ё Тема гибели мира, конечно, крайне широко распространена в кинематографе, но мы в данном случае ограничимся только рядом сравнительно недавно появившихся фильмов, явно приуроченных к событию смены тысячелетий. Типы Апокалипсиса 1) a) Причиной (возможной) гибели человечества является внешняя естественная причина, которая обнаруживается по преимуществу в виде Метеорита, неожиданно выныривающего из глубин космоса и следующего по неизбежной траектории к столкновению с Землей. Соответственно и способ борьбы с этой причиной встроен в естественнонаучную парадигму овладения и покорения природы. Очевидно, что Метеорит должен быть разрушен или смещен со свой траектории b) Мир может погибнуть от Запуска Ракет — это Научно Доказанный Факт. Мыслима, конечно, и угроза другой Глобальной (Экологической) гибели мира, но она плохо вяжется с той катастрофической неожиданностью, с который ассоциируется представление о конце света. Поэтому единственный 2) Злу противопоставляется особый Механизм (устройство в Пирамиде), который запускает в действие некое Могущественное Существо (Симпатичная Девушка), причем важнейшим ингредиентом является, конечно, Человеческий Фактор (I love you). 3) Сверхъестественный апокалипсис. Образец — «Конец света». На наш вкус — это самый неудачный апокалиптический тип в силу эклектичной мотивации сюжета. Как этот, так и другие фильмы этого типа непосредственно паразитируют на библейском сюжете: сатана выходит из бездны (буквально — вырывается из Если мы теперь попытаемся свести все указанные типы к базовому, то в качестве фундирующего может быть взят первый — экзогенный Сверхъестественный апокалипсис является полностью секуляризованным со стороны способа спасения человечества от окончательной катастрофы: мир спасают лишь решительные действия человека, надеющегося исключительно на свои собственные силы и навыки. Несколько сложнее обстоят дела с источником опасности, однако и здесь сверхъестественность может быть проинтерпретирована как выражение неожиданной и загадочной причины. Ее аналогом могла бы выступать эпидемия неизвестной и неизлечимой болезни (можно вспомнить о «Красной чуме» Джека Лондона). Даже если допустить, что действия сатаны или его сообщника не вписываются в существующие фундаментальные законы природы, а значит и не подвержены какому бы то ни было контролю, то здесь все же обнаруживается следующее примечательное обстоятельство: эти действия все же ограничены определенным законом, который сатана нарушить не в состоянии. Сам закон выражается, как правило, во временном ограничении на его действия (катастрофы удается избежать путем задержки). Именно эта деталь указывает на внутреннюю связь Итак, кинематографическую формулу апокалипсиса сегодня можно описать следующим образом: конец света, понимаемый как гибель всего человечества (разрушение Земли), может быть вызван только номологически ограниченной причиной. Спасти человечество может только оно само, вооруженное собственными умениями и технологиями. Спасение означает продолжение той же жизни, которую человечество вело и до этого, но реформированной в направлении «вечного мира». Ценность человеческого существования легитимирована его гуманитарными ценностями (в качестве таковых функционируют, как правило, Любовь, Семья и Американский Патриотизм, идентифицированный с Планетарным). Мерзость запустения и торжество антихриста, которое предрекает Поскольку средство спасения людей идентифицируется традицией со смыслом человеческой жизни (в религиозном аспекте это праведная жизнь), то, соответственно, согласно нынешней логике апокалиптического мышления смысл существования человечества манифестируется в Технологии. Гуманитарные ценности являются необходимым, но недостаточным условием спасения — только передовая Техника способна спасти человечество от гибели, что и конституирует весь ретроспективный смысл истории. Как и всякое могучее средство, технология заключает в себе значительные опасности, однако вероятность апокалипсиса «изнутри», как уже было отмечено применительно к эндогенному Аронсон ТЕЛО ГЕРОЯ (рациональность вестерна) Многие любители вестернов согласятся: радость узнавания вестерна возникает еще до первого выстрела. Порою даже до первого появления героя. Кому не известны характерные приметы этого жанра: равнина, одинокий всадник, или их двое, или — несколько, маленький городок с одной улицей, церковью, салуном, железнодорожной станцией, затерянный в открытом пространстве равнины, где, кажется, нет ничего, кроме индейцев? Когда все это на экране, мы знаем, что сейчас должен появиться герой. Пространство вестерна не может обойтись без него — не просто главного действующего лица, но персонажа, обреченного в Понятно, что такой персонаж является необходимым структурным элементом вестерна как жанра. (Это понятно и не обсуждается.) Но есть и другой вопрос, который, не связан прямо ни с той функциональной нагрузкой, которую несет этот персонаж в вестерне, ни с его историческими или фольклорными корнями. Вопрос этот в специфической этике основного персонажа, героя вестерна, которая им никогда не высказывается, и даже зачастую нет никаких признаков того, осознается она им или нет. Слово «этика» произносить не просто. Оговорюсь сразу, что речь не идет о моральной стороне поступков героя. Он может быть хороший, плохой, злой — все эти оценочные характеристики не имеют значения. То, что в большинстве фильмов он оказывается нравственным персонажем, вещь очевидная. Для ее объяснения вестерн не нужен, поскольку большинству современных жанров необходима моральная сторона, выделенное место для положительного персонажа. Однако в самом вестерновом герое есть нечто, что выводит его из сферы морального суждения. Можно сказать, что существует Итак, попробуем на Можно заметить, что многие жесты героя в вестерне не связаны напрямую с пафосом победы, жертвенности, преодоления, наказания, мести и др. Что имеется в виду? Приведем один пример. В фильме «На несколько долларов больше» В связи с этим следует отметить некоторые вопросы, которые так или иначе необходимо возникают в ситуации предложенного рассмотрения вестерна. Они касаются, прежде всего, возможности описывать этику, закон в терминах чувственности. Ведь понятия тела или осанки в данном случае указывают, что область, где располагается психика, сознание, рациональность в ее классическом европейском понимании, то есть, фактически, некоторое место, где мы находим содержательность образа героя, оно в данном случае оказывается второстепенным, а если быть последовательным — Равнина вестерна — это пустыня, в которой герой — единственный отшельник. Пустыня — это не место, где нет жизни, но место, где невозможна жизнь человека, где человеческих сил всегда недостаточно. Тело героя сформировано пространством пустыни. Пустыня порождает движение по ее преодолению. Герой — переселенец, остановившийся в одиночестве среди пустыни. Ему не надо ее преодолевать, поскольку именно она вернула его телу тот смысл, который был утрачен его номадическим окружением. Высвобожденная именно пустыней энергия аскезы открывает для героя путь к религии в пределах только тела. В вестерне часто создается впечатление, что ковбой мыслит телом, но еще точнее было бы сказать, что телом он верит. И эта вера оказывается необходимым каркасом, внутри которого движение рационализируется. Нет ничего более выразительного, чем молчание героя, когда сама его поза уже есть опыт высказывания. Его общение с миром через взгляд, слух, прикосновение гораздо более эффектны и значимы, чем человеческая речь. Единственный референт подобного общения — божественный закон, который исполняешь, хотя он и не выразим словами. Итак, мы опять вернулись к вопросу каким образом чувственность аккумулирует этическое. Или, другими словами, как эстетическое (в том классическом понимании, которое вкладывали в термин «эстетика» начиная с Баумгартена, и Кант, и Киркегор; то есть, когда под эстетическим понимается все то, что имеет отношение к сфере чувственного опыта, находящегося за пределами разума) может соприкасаться с этическим. Что это за поверхность, стороны которой настолько взаимореактивны? В нашем случае это очень условное разделение. Оно нужно лишь для того, чтобы показать, каким образом такие понятия классического знания как этика и эстетика становятся вдруг неразличимы и сохраняются только в качестве метафорических разъяснений. Естественно, в такой ситуации неуместна как процедура реконструкции этики по тем эстетическим формам, на которые может быть разложена осанка, так и обратная ей — по собиранию этических приоритетов и установлению зависимости от тех или иных действий, реакций, состояний. И то и другое приводит нас к тому, что мы выбираем Если задуматься над этим вопросом, тогда становится понятно, что дело не в сверхскорости слуховых, двигательных и тактильных реакций, а в ином способе общения с миром через сферу чувственности. Герой не должен сначала понять, что уже пора стрелять, затем понять, куда стрелять, и после этого лишь отдать приказ руке нажать на курок. Он не проходит всех этих стадий с умопомрачительной скоростью, поскольку сам акт выстрела это есть знание мирового закона, универсальное знание, перепорученное телу. Действие не является в данном случае результатом или проявлением мысли или человеческой воли. Оно больше походит на акт трансцендентной воли, который post factum осмысляется нами в терминах сознания. Выстрел — это и необходимая деталь и постоянная проблема вестерна. Герой обязан выстрелить, этот выстрел должен быть смертельным, но и христианские нормы должны быть при этом соблюдены. Такой выстрел возможен лишь в соответствии с нечеловеческой волей. Исходя из всего ранее сказанного можно заключить, что в момент выстрела герой исполняет мировой закон. Его тело в этот момент — лишь посредник, а выстрел — своеобразное духовное упражнение. Чтобы совершить это неизбежное убийство необходимо полностью отрешиться от всего мирского. Ни благородство, ни любовь, ни сострадание — ничто не должно помешать этой высшей религиозной задаче: исполнить божественный закон, совершить выстрел (иногда на это уходит весь фильм). В этот момент разрешается кардинальное сомнение, и герой выбирает для себя единственное возможное решение (подсказка уже была дана в его осанке) — он испытывает свою способность в установлении закона, выходя лицом навстречу смерти. И победить — это значит совершить уже нечеловеческое усилие. В этот момент и бог и мир должны быть на твоей стороне. Здесь присутствует чисто американский пафос неразрывности природы, мироздания и того, что Эмерсон называет Духом, невыразимой чистой возможностью единства, в которой сосредоточена причина, порождающая деятельность человека («американца», «молодого американца», «американского ученого» и т. п.) во всем ее размахе. «Эта сущность сопротивляется попыткам выразить ее в виде формулировки; но если человек почитает ее в своей душе самой достойной, задачей природы становится служить знамением бога». Еще более связывает эту тему со сферой чувственности Торо в главе из «Уолдена» с характерным названием «Высшие законы»: «Зрелище природы стало удивительно привычным. Я ощущал и доныне ощущаю, как и большинство людей, стремление к высшей или, как ее называют, духовной жизни и одновременно тягу к первобытному, и я чту оба эти стремления. Я люблю дикое начало не менее чем нравственное». И именно на этом фундаменте строится многое в американской культуре, и жанр вестерна в том числе. Тело героя, избранное для проявления высшего закона, бессмертно, точно так же, как бессмертна душа в европейской метафизической традиции. В этой смене кодов вновь обнаруживает себя определенный американизм, проявляющийся в том, что достаточно, казалось бы, поменять местами стороны оппозиции, чтобы открыть новый закон. Однако устойчивость мира столь велика, что усилие американской культуры (в том числе и вестерна) по преобразованию закона, по введению динамического элемента в самые собственные основания, оказывается только лишь малозаметной возможностью другой культуры, другой рациональности, другого пространства. Куда важнее то, что этот динамизм получает свое киновоплощение. Образы кино, без которых сегодня вестерн уже немыслим, — это и есть именно тот способ предъявления закона, где реальность уступает свое место материализованной в теле героя этике. И только благодаря кино эта этика оказывается не столько трансцендентной миру, сколько имманентной ему. Библиография Барт Р. Camera lucida. М., 1997. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996. Тодоров Ц. Теории символа. М., 1999. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998. Эйзенштейн С. Избр. произв.: В Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993. Texte zur Theorie des Films. Stuttgard, 1995. Wright, W. Six Guns and Society: A Structural Study of the Western. Berkley, 1975. Тема № 4 Эфир 13.09.2001 Хронометраж 1:24:00 |
|||||||