|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Евреи в России |
↓№ 8↑ 20.09.2001 1:15:00 | ||||||
Филолог Матвей Гейзер, литературный критик Лев Аннинский и филолог Александр Степанский о прошлом, настоящем и будущем русского еврейства. Материалы к программе: Немного истории (по докторской диссертации М. М. Гейзера Феномен двунациональной (не двуязычной) литературы существовал всегда, но серьёзных исследований по этому вопросу в российском литературоведении нет. Вас. Львович Рогачевский о РЕЛ: «Это литература по преимуществу городская, литература народа вечно преследуемого <...> она находится в теснейшей связи с литературой русской, она проникнута горячей любовью авторов к Максим Горький незадолго до революции хотел выпустить сборник «Евреи на Руси». Сборник должен был включать статьи Александра Бенуа («Евреи в русском искусстве»), Каратыгина («Евреи в музыке»), Никольского («Евреи в религии»). Писатель и литературовед Л. Гроссман о Достоевском, знамени антисемитов: «Антисемитизм нашего писателя смягчался несомненной родственностью его типа мышления с библейским духом. Прямолинейный до фанатизма, гневный до анафем <...> грандиозный в своих отчаяниях и надеждах». В. И. Ленин: «Идея еврейской национальности противоречит интересам еврейского пролетариата». А. С. Пушкин: «Чуждый язык распространяется не саблею, не пожарами, но собственным обилием и превосходством». Поворот в положении евреев в России — указ Александра II от 31 марта 1856 года: «Пересмотреть существующее о евреях постановление для соглашения их с общими видами слияния сего народа с коренными жителями, поскольку нравственное состояние евреев может сие дозволить». Главное слово — «слияние». Александр, разумеется, не допускал мысли о том, что русские и евреи могут «слиться» в один народ, в одну нацию. Идея состояла в постепенной ассимиляции евреев. Евреи оказались в России вследствие трёх разделов Польши (конец Давид Самойлов: «Мне выпало счастье быть русским поэтом». Державин: «Евреи — вредная нация». А. И. Куприн: «Писали бы вы, паразиты, на своём говёном жаргоне. И читали бы сами себе вслух свои вопли. И оставили бы совсем русскую литературу». К. И. Чуковский: «Это страшная трагедия еврейского интеллигента, очутившегося в духовном плену у пушкинской, у толстовской, у чеховской культуры — и пусть он будет гениален, как десять Шекспиров, он не создаст ничего, он беспомощен и бессилен, потому что русский пафос — не его пафос» (Чуковский К. «Евреи и русская литература». Свободные мысли № 36 от 14.01.1908. СПб.) Александр Давидович Степанский Самая большая ошибка (в том числе и у Солженицына) в том, что еврейскую историю сводят к истории преследований. В то время, как наиболее интересным и достойным изучения является вклад евреев в историю России. Вплоть до курьёзных моментов, о которых забыли думать. Создатель национальной музыки советского периода — Исаак Дунаевский. Первый советский чемпион мира — штангист Григорий Новак (тоже еврей). Еврейский этнос обладает огромным потенциалом, который не может быть потреблён одними евреями. За 200 лет евреи сменили язык (иврит на русский). Это произошло, по Степанскому в четыре этапа. 1917 г. — середина 20 в. — Лев Александрович Аннинский (Свет двуединый: Евреи и Россия в современной поэзию. — М., 1996.) Библиография Бегун И. Евреи и современный мир в учении Мордехая Каплана. М., 2000. Бубер М. Хасидские предания. М., 1997. Вайскопф М. Мы были как во сне: Тема исхода в литературе Израиля//НЛО. М., 2000. № 7. Гейзер М. Еврейская тема в творчестве Пушкина. М., 1995. Гейзер М. Семь свечей. М., 1997. Гессен Ю. Евреи в России. СПб., 1906. Горький М. Несвоевременные мысли. М., 1990. Еврейская энциклопедия. Изд. Брокгауза и Ефрона: В 16 т. М., 1914–1916. Лесков Н. Евреи в России. М., 1990. Лотмановский сборник. М., 1997. № 2. Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996. Розанов В. Мимолётное. М., 1997. Розанов В. О писательстве и писателях. М., 1995. Самойлов Д. Памятные записки. М., 1995. Фруг С. Стихотворения. СПб., 1885. Тема № 8 Эфир 20.09.2001 Хронометраж 1:15:00 |
|||||||