|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Преступления страсти: вариант Зюскинда |
↓№ 11↑ 26.09.2001 33:00 | ||||||
Многие читали «Парфюмера», «Голубку» и другие произведения Зюскинда. О неоднозначном влиянии классика французской литературы Маркиза де Сада на последующую прозаическую традицию, а также о сложности прочтения и спорности интерпретации, языке самовыражения и авторских приемах, проблеме авторства в самом широком понимании размышляет доктор филологических наук, литературный критик Алексей Зверев. Программа повторно вышла в эфир 04.04.2002. Материалы к программе: Патрик Зюскинд родился в 1949 году в городе Амбах. «Культовый» и «знаковый» писатель современности. Автор произведений «Голубка», «Контрабас», «Парфюмер», «Повесть о господине Зоммере». Живёт в Мюнхене. САД (Sade) Донасьен Альфонс Франсуа де (1740–1814), маркиз, французский писатель. В 1772 заключен в тюрьму по обвинению в разврате. Освобожденный в 1790, во время Великой французской революции, напечатал написанные в тюрьме романы «Жюстина, или Злоключения добродетели» (1791, 1794). «Новая Жюстина...» (1797), книгу «Философия в будуаре» (1795) (все в 1801 конфискованы); книгу «Сто двадцать дней Содома» (опубликована в 1931–35). В произведениях Сада патологическая эротика, инцест неотделимы от насилия и жестокости (отсюда садизм); сочинения Сада переполнены описанием пыток, убийств, богохульств. Созданные в стиле жизненного правдоподобия, романы Сада по существу абсолютно фантастичны, носят черты утопии. Снимая все моральные, культурные, социальные нормы и запреты, Сад превращает человека в чисто «природное» существо, в биологический механизм. С 1803 пожизненно в лечебнице для душевнобольных. У Зюскинда есть ключевой, по мнению А. М. Зверева, текст под названием «Amnesia in litteris». В нём речь идёт о «полной потере литературной памяти». Такая болезнь: человек не может усвоить только что прочитанную книгу. На эту удочку попались многие критики, в частности, Марсель Так, в «Голубке» — совершенно кафкианские и сюжет, и художественный ход (ординарная обстановка в сочетании с невероятным сцеплением событий и ещё более невероятными последствиями). Любимая тема, проходящая у Зюскинда «красной нитью» и, разумеется, не им изобретённая — существование «маленького человека» в фантасмагоричном мире. Зюскинда обвиняют в литературном ретроградстве. Во всех основных его произведениях мы находим тип аутсайдера, постороннего, маргинала. Причина — Зюскинда интересуют только те персонажи, которые резко отличаются от привычных типажей. Всё это люди, совсем не годящиеся, на первый взгляд, в герои философских драм. Их объединяют две вещи: комплекс изгоя и неподдельно широкая эмоциональная гамма. Очень значимое влияние на Зюскинда оказал и маркиз де Сад. Мотивы «Жюстины» и «120 дней Содома» прослеживаются идеально. Де Сад впервые в европейской литературе «вывел» преступление страсти, совершаемое во имя познания истинной природы человека и порядка вещей в мире. Страсть — вызов морали, основанной на иллюзиях. С де Садом рушится миф о неотменимости добродетели. У Зюскинда всё так и не так. Для его персонажей страсть соприродна творческому дару; она высвобождает дар в ситуации социальной отверженности. «Контрабас»: порыв страсти влечёт за собой скандал, сорванную премьеру, и именно это для героя «Блаженство, высшее счастье», когда «мир летит в тартарары». «Парфюмер»: Гренуй — абсолютно И у де Сада, и у Зюскинда чувственность наглухо отделена от морали. Поэтому преступление, даже самое страшное, не может осознаваться в системе этических категорий. Библиография Зверев А. М. Преступления страсти: вариант Зюскинда//Иностранная литература. 2001. № 7. Зюскинд П. Голубка/Пер. Э. Венгеровой. СПб., 2001. Зюскинд П. Контрабас/Пер. Н. Литвинец. СПб., 2001. Зюскинд П. Парфюмер/Пер. Э. Венгеровой. СПб., 2001. Зюскинд П. Повесть о господине Зоммере/Пер. Э. Венгеровой. СПб., 2001. Тема № 11 Эфир 26.09.2001 Хронометраж 33:00 |
|||||||