Обратная связь
gordon0030@yandex.ru
Александр Гордон
 
  2001/Октябрь
 
  Архив выпусков | Участники
 

Ленин в современной культуре

  № 16 Дата выхода в эфир 04.10.2001 Хронометраж 1:16:00
 
Художники и критики Дмитрий Гутов и Анатолий Осмоловский о месте и роли Ленина в современной культуре.

Материалы к программе:

1) Ленин — пример правильного отношения к действительности, неприятие этой действительности и направление всей энергии на ее преобразование.

2) Ленинизм — ненависть к угнетению и лжи во всех проявлениях общественной жизни, в частности и в культуре.

3) Понимание непримиримой противоположности интересов художников всему существующему политическому и социальному режиму. Этот режим враждебен самому феномену искусства. В этом смысле обращение к Ленину не факт личного желания или склонности, но требование необходимости сохранить себя как художника.

4) Пошлость буржуазного мира, его неизобразимость. (Расфокусировка зрения уже у импрессионистов.)

5) Выход — обращение к опыту Ленина, то есть работа по практическому преобразованию действительности. Люди сами творят свою историю. Это единственно возможная позиция художника.

6) Как эта позиция может быть сформулирована в условиях отсутствия революционной ситуации. Лучше всего она может быть сформулирована словами: всегда быть в готовности. (Другой радикальный выход формулируется слоганом: «Философы только различным образом изменяли мир, а дело состоит в том, чтобы его уничтожить».) Либо будут происходить реальные изменения (по Ленину), либо на другом полюсе богатства и процветания будет накапливаться желание их уничтожить.

7) Изменение ситуации — всего 10 лет назад те, кто интересовались наследием Ленина, воспринимались как сумасшедшие. Сегодня они не вызывают смеха. То, что еще недавно считалось ностальгией и мракобесием опознается, как позиция которая будет определять будущее. Классическая левая позиция — единственная с которой искусство может строить равноправный разговор с обществом и властью.

8) Протрите циферблаты ваших часов, как говорил в советское время Солженицын.

9) Интересно сравнить это с ситуацией конца 1970-х гг. Вот характерный анекдот того времени: Бабушка сидит, перепечатывает на пишущей машинке «Войну и мир». Ее спрашивают: Зачем вы это делаете? Да мой внук не читает ничего, кроме самиздата.

10) Тем, у кого формирование сознания (13–14 лет) пришлось на эту эпоху, было важно оттолкнуться от этой массовой позиции, этого стадного либерализма. (Советские либералы просто расчищали дорогу нечестным официантам.)

Результат перестройки, проведенной в интересах меньшинства. Укрепление полицейских функций государства призванного это меньшинство защитить. (После последних событий это происходит во всемирном масштабе.) Классовый анализ опять становиться единственно адекватным инструментом описания происходящих процессов.

11) В уже очень обозримой перспективе интеллектуальная ситуация будет меняться. Ренессанс марксизма — дело ближайшего будущего. Тем, кто просит доказательств, можно заметить: Обыватель видит революционную ситуацию, только когда у него под окном строятся баррикады. Дело же искусства вызывать к существованию образы будущего. Приближать его.

12) Интерес международного художественного сообщества, его молодежной фракции к левой философии.

Когда к выставкам берутся эпиграфами высказывания Джорджо Агамбена и Ги Дебора. Например, высказывание о том, что именно правительства буржуазных государств, прежде всего, заинтересованы в возникновении чрезвычайных ситуаций, так как именно при таких ситуациях появляется нужда в этих правительствах.

13) Славой Жижек. (Конференция «Возвращение Ленина» в этом году в Эссене.) Вопрос им поставлен правильно: Где, как и кем принимаются ключевые решения по основным общественным вопросам? Это и есть обращение к Ленину. Это центральный вопрос общественной и эстетической жизни. Расцвет культуры, да и просто ее существование, возможны только когда ключевые вопросы контролируются всеми, до последней кухарки. Именно в этом смысле она должна управлять государством. (Как в античной демократии.)

14) Суть либеральной демократии: поставить человека перед ложным выбором и дать ему в этом полную свободу. Запрет на мысль и информацию, то есть на существенную информацию, прежде всего о циркулировании финансовых потоков. Как, например, были получены и освоены полмиллиарда долларов, ушедшие на построение ХХС.

15) Контроль над кастой чиновников и воротил бизнеса — любимая мысль Ленина. Разрушение всех механизмов общественного контроля над властью — главный результат либеральных реформ. Манипулирование, пожравшее практику, и деидеологизация (цинизм), пожравшая теорию. Государство, откатившееся назад, исторический регресс. (См. последний текст Гройса.) Как выглядит наше сегодняшнее общество в ленинской перспективе?

Отсюда и современная ситуация в культуре. Чиновничий произвол в России и произвол финансовых махинаторов на Западе. (См. напр. «Последний текст» Кабакова о Дамиане Херсте и Франке Гэри). Или, например, создание музеев чиновниками в Москве.

Почему музеи этих художников, а не других? Проблема вкуса. Эстетическая проблема всегда центральная. Убеждения, взгляды, вера не важны, линии водораздела не по ним проходят. То есть между взглядами, Брынцалова, Жириновского, Зюганова, служителей московской патриархии и обитателей Кремля нет никакой существенной разницы, потому что они заказывают портреты у одного и того же художника. Только эстетическое единство их симпатий имеет значение. То, что не является левым искусством, по сути, не является вообще искусством.

16) Чтобы пришли люди, которые бы от стыда сгорели, повесив такое на стены, нужно только время. Это неизбежно.

17) Именно поэтому о вкусах не спорят. Вкус — последняя мировоззренческая инстанция. Отсюда и оценка прозы Ленина. Простой, ясной и энергичной. Ленинское неприятие фразерства, риторики, аффектации, экстравагантности. С теми, кто отдает предпочтение декадентской, манерной философской прозе Бердяева или Флоренского диалог невозможен. Как невозможен он с теми, кто не способен оценить художественную выразительность текстов Маркса.

Вспомним вопрос, поставленный Умберто Эко к 150-летию «Манифеста компартии». Откуда такая сила воздействия этого текста? По мысли Умберто Эко сила Манифеста в совершенстве его суггестивной сделанности (которую Эко и разбирает). Он сравнивает Манифест с совершенством рекламного ролика, захватывающего наше сознание. С таким подходом можно дискутировать потому, что есть базовое основание — оценка эстетического качества текста. Дальше начинаются расхождения. Для марксистско-ленинской эстетики художественное совершенство есть выражение истины. То есть Манифест не по тому хорош, что ловко сделан, а потому, что верно ориентирует человека в мире. То есть, кто талантливее как художник, тот и прав.

В этом смысл высказываний Ленина о литературе и искусстве. (Впервые собранных и изданных Мих. Лифшицем в 1938 году.) Отсюда и неприятие Лениным модернизма. Для него модернизм — пластическое выражение враждебности современного буржуазного мира искусству. Неспособность этого мира отразиться в эстетически законченной, совершенной форме. Эта художественная ущербность есть выражение исторической неправоты общественного строя.

18) Феноменология консервной банки. Феноменология угасания сознания, его сведение к потреблению. Его редукция к чистому ничто, с такой ясностью проведенная поп артом. (Почему он и не теряет своей эстетической актуальности.) Особая форма сознания, сведенная к чистому рефлексу. То есть такая организация жизни, где ты должен хватать деньги, как только ты их видишь, без секундной задержки на размышление. Кто на долю секунды задумался, тот проиграл. Как в восточных единоборствах. Это и есть ум нашей эпохи.

19) В этих условиях Пушкин, работающий несколько лет над «Евгением Онегиным» только непроизводительный работник. Он неспособен создать прибавочную стоимость издателю. В отличие от современных так называемых писателей.

20) В этих условиях «Партийная организация и партийная литература», этот гимн свободе литературы от власти денежного мешка, в обозримой перспективе будет оставаться актуальнейшей статьей.

21) Художники — люди практических занятий. И здесь, следующий важный урок, данный Лениным: значение теории. Руководитель государства, который в моменты катаклизмов читает Гегеля. По сути, художники работают с центральной ленинской проблематикой: как дать идеям материальное воплощение. В этом основной смысл всех ленинских текстов после Октябрьской Революции. То, что для созданного им государства основную угрозу представляет разрыв между лозунгами и повседневной практикой, между жизнью и книгой, ему было достаточно ясно. Весь модернизм, по сути, является комментарием к этому разрыву. Его основа — невозможность соединения идеи и материала. Зависание мысли над объектом. Что заставляло человека прошлого века замирать в музее перед писсуаром, подобно тому, как дикарь замирает перед фетишистским объектом? Именно то, что он угадывал за этим писсуаром главную историческую драму столетия. Превращение этой драмы в абсурд и отразилось в абсурде культуры. («...Ибо любая истина, если ее преувеличивают, если переступаются границы ее действительного смысла, может стать абсурдом, да и неизбежно станет абсурдом при таких обстоятельствах...»)

22) Итог этой драмы. Нравственное значение Октябрьской Революции. Опыт объединения людей в усилии стать хозяевами своей собственной судьбы. (Слабое подобие этого было пережито и нами в конце 1980-х.) Создание совершенно новых и подлинно человеческих, братских отношений между людьми. Такие события не забываются. Это и поэтическое и любовное отношение. Вот несколько слов философа, для которого опыт Октября стал центральным в жизни:

«Людовик XIV: „Любую, но сводите ее сначала в баню и к дантисту“.

Забавно сопоставить это с ожиданием Татьяны — „душа ждала... кого-нибудь“.

Человеческие границы этим определяются в любом направлении. А все-таки нет ничего выше сближения жизней, кусков разорванного жизненного целого, стремящихся к единству. Миф об андрогинах — глубокая тема. Нет ли чего-нибудь в мифологии, что предваряло бы „Обнимитесь, миллионы!“ Шиллера? Прочтите у Джона Рида описание провозглашения Советской власти»

23) Искусство разрабатывает те формы сопротивления, на которые классовое государство не может опереться. Кто ждет революцию, тот никогда ее не дождется.

24) Дать эстетическую оценку любому явлению современности (а все, что имеет форму подлежит такой оценке художником) — это значит дать и партийную оценку. Оценку с точки зрения революционного преобразования действительности в интересах искусства и, следовательно, в интересах трудящегося большинства.

25) Возмущение происходящим с точки зрения художника неизбежно.

26) Это не значит заниматься политическим искусством. Разрушительным зарядом обладает античная пластика, или идеальный флорентийский пейзаж конца XV века (вспомним значение античности для любимого Лениным Чернышевского.) Разрушительны и поэзия Пушкина и живопись Курбе. Искусство есть требование поэтической справедливости и, поэтому, враждебно современной предельно несправедливой политической и социальной организации. Для всякого человека, мало-мальски разбирающегося в искусстве, все его классические проявления есть ленинский протест против наличного положения дел.

27) Можно сказать, что коммунистическое общество будущего, это общество, где опять будет возможно искусство. Где опять будет возможна философия, история то есть человеческие проявления человека. Это и есть единственно возможный ответ на сформулированный Гегелем конец истории, философии и искусства. Это и есть задача, практически поставленная Лениным перед культурой.

28) По существу, (и в идеале) художественное сообщество, подобно рабочим Советам в 1917 году являются контрправительством. По отношению к государственной власти буржуазии они выступают в качестве конкурирующего с ней второго правительства. Задача — сделать его реально действующим, более влиятельным, чем буржуазное правительство. История искусства знает такие примеры. (Вспомним влияние того же Чернышевского.)

29) Это контрправительство противостоит господству меньшинства. Привилегированное меньшинство стремиться к идеологической дезорганизации и расколу эксплуатируемых. К созданию ситуаций, прежде всего в культуре, где умственное, интеллектуальное напряжение ненужно. Искусство же это зеркало, которое помогает осознать человеку его действительное положение в мире, то есть делает революцию актуальной. Это и есть реализм искусства.

30) Задача искусства — не описание коммунизма как состояния, но понимание шагов способных привести к его осуществлению.

31) Политика сегодня — это трюки, граничащие с обманом. Дело культуры создавать общественную атмосферу, где эти трюки невозможны. Создавать непредсказуемые ситуации в соответствии с любимым Лениным высказыванием Наполеона: Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уже видно будет.

32) Ленин — пример человека, которому в жизненной практике удалось самое существенное.

Библиография

В. И. Ленин о культуре и искусстве, М., 1938.

Гегель Г. Ф. Феноменология духа.

Гегель Г. Ф. Наука логики.

Гегель Г. Ф. Эстетика.

Ленин В. И. Философские тетради.

Ленин В. И. Задачи союзов молодежи.

Ленин. В. И. Как нам реорганизовать Рабкрин.

Ленин. В. И. Лучше меньше, да лучше.

Лифшиц М., Рейнгардт Л. Кризис безобразия. М. 1968.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.

Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта.

Маркс К. Капитал. Т. 1.

Тема № 16

Эфир 04.10.2001

Хронометраж 1:16:00


НТВwww.ntv.ru
 
© ОАО «Телекомпания НТВ». Все права защищены.
Создание сайта «НТВ-Дизайн».


Сайт управляется системой uCoz