Обратная связь
gordon0030@yandex.ru
Александр Гордон
 
  2001/Декабрь
 
  Архив выпусков | Участники
 

Психопатическая личность

  № 46 Дата выхода в эфир 17.12.2001 Хронометраж 41:00
 
О том, как отличить сангвиника от шизоида, а истерика от психастеника рассказывают доктор медицинских наук Марк Бурно и доктор филологических наук Вадим Руднев.

Материалы к программе:

Психопатия — в советской клинической психиатрии врожденное или приобретенное в первые три года жизни (вследствие задержанного или искаженного развития) патологическое изменение характера. На Западе психопатией называют более узкое явление — характерологическую группу, которая ориентирована антисоциально. То же, что у нас называется психопатиями, у них называется неврозами характера. В любом случае речь идет о характере с патологическими изменениями невротического или пограничного уровня (в психозе, говорят, характера уже нет, он «занавешивается». Правда это или нет, не знаю, не пробовал).

Характер — совокупность ментальных, речевых и поведенческих реакций человеческого сознания на окружающую действительность и других людей. Первая книга о характерах написана Феофрастом в III веке до нашей эры. Клиническое учение о характерах ведет начало к книге Эрнста Кречмера «Строение тела и характер» (1924). Кречмер выделил два полюса человеческих характеров циклоидный (синтонный) и шизоидный (аутистический — последний термин принадлежит Эугену Блейлеру, швейцарскому психиатру, разработавшему клиническое учение о шизофрении и придумавшему само слово «шизофрения»). Циклоиды, по Кречмеру, склонны к заболеванию маниакально-депрессивным психозом и шизоиды — шизофрении. Кречмер на основе статистических данных показал, что циклоидам свойственен так называемый пикнический тип телосложения (толстые, приземистые, с короткой шеей, тип Мистер Пиквик), а шизоидам — астенический (худой длинный (лептосмоный) тип Жак Паганель).

В нашем диалоге кречмеровская дихотомия синтонного и аутистического будет играть основополагающую роль. Противопоставление в культуре синтонного реалистического начала шизоидному аутистическому началу — для клинической психопатологии самое фундаментальное противопоставление, в определенном смысле накладывающееся на противопоставление идеалистического и материалистического (естественнонаучного) понимания мира. Можно сказать, что синтонный характер — это характер вещей, аутистический — характер знаков и символов.

В дальнейшем клиническая типология характеров была в целом построена П. Б. Ганнушкиным, и в современном виде в отечественном варианте (М. Е. Бурно, П. В. Волков, В. П. Руднев) она представляет собой последовательность следующих типов (перечисляем только основные).

Циклоидный характер (сангвиник) — реалистический экстраверт с диатетической пропорцией настроения — жизнелюбивые люди, с простыми жизненными ценностями. Среди них выделяют: а) гипертимические, или гипоманиакальные (с повышенным настроением — пример — Александр Дюма и его герой д’Артаньян); б) гипотимические (депрессивные) с пониженным настроением (пример — писатель И. А. Гончаров и его герой Обломов); в) дистмические (с постоянными колебаниями настроения (пример: драматург А. Н. Островский).

Эпилептоидный характер — напряженно-авторитарный реалист с аффективно-аккумулятивной пропорцией инертности и дисфорической агрессивности. Характер, свойственный военным, полицейским, полководцам и некоторым политикам (маршал Жуков, Борис Ельцин, генерал Лебедь). Нечастый пример эпилептоида в литературе — М. Е. Салтыков-Щедрин. Два варианта эпилептоидного характера: а) эксплозивный, грубый (чеховский унтер Пришибеев) и дефензивный, утонченный (гиперсоциальный) (Иудушка Головлев). Прямота эксплозивного противопоставляется здесь льстивой лицемерной угодливости дифензивного (иудина маска).

Психастеник — тревожно-сомневающийся реалист-интроверт, типичный русский интеллигент, — А. П. Чехов, Давид Самойлов, Булат Окуджава, в литературе — Гамлет, профессор Николай Степанович из «Скучной истории», Червяков из рассказа «Смерть чиновника».

Истерик — демонстративный характер. Сочетание яркой вычурности, чувственности и, как правило, отсутствия глубины. Инфантильность. В русской литературе пример великого истерика — Бунин. В литературе Грушницкий, Хлестаков, Настасья Филипповна из «Идиота» Достоевского.

Ананкаст (обсессивно-компульсивный) педантический характер, во многом антагонист истерика. Человек сверхпунктуальный, но нерешительный, может страдать навязчивыми представлениями. «Немецкий характер». Пример Юрий Олеша, в литературе Акакий Акакиевич, Каренин (обсессивный шизоид).

Связь характера и невроза. Акцентуация и психопатия. Каждый характер соотносится с определенным психическим расстройством, но сложным образом. Эпилептоид-психопат уже не станет эпилептиком. У ананкаста скоре всего не будет острых обсессивных неврозов. В этом смысле характер — это невроз, растянувшийся на всю жизнь.

Шизоид, аутистический интроверт, замкнуто-углубленный характер, психастетическая пропорция гиперчувствительности (сензитивности) и бесчувственности — люди схематического теоретического мышления — это практически все классические философы (Кант, Гегель, Шопенгауэр), многие писатели (Джойс, Фолкнер, Гессе) и музыканты-интеллектуалы (Бах, Бетховен, Шенберг, Штокгаузен).

Если циклоидный характерологический полюс обеспечивает жизненную сторону в культуре, то шизоидный — его духовно-интеллектуальную.

Проблема мозаического характера. Полифонический характер и его роль в культуре ХХ века. Характеров в чистом виде не существует. Всегда следует выделять ядро и напластования. Поэтому обычными являются сочетания вроде «психастеноподобный шизоид» или истероподобный сангвиник». Однако иногда вычленить один ведущий радикал невозможно. Это происходит в тех случаях, когда человек перенес или в нем в латентном виде содержится какое-то серьезное психическое заболевание. В этих случаях личность состоит как бы из осколков различных характеров. Например, страдавший эпилепсией Достоевский сочетал в себе черты эпилептоидной эксплозивности и истерической надрывности. Таких людей называют мозаиками. В ХХ веке в связи с огромным (в частности, и культурным) значением шизофрении все большую роль приобретал особый тип мозаики на основе малопрогредиентной (вялотекущей шизофрении, которую решили выделять в отдельный характер — полифонический характер). В нем как будто одновременно или один за другим звучат различные радикалы. Огромное число деятелей культуры ХХ века это мозаики-полифонисты — Людвиг Витгенштейн, М. А. Булгаков, Поль Сезанн, Сальвадор Дали, Луюс Бунюэль, Франц Кафка, Андрей Платонов, Милорад Павич.

Шизофреническая мозаика и постмодернизм. Марк считает, что постможернисты — это уставшие шизоиды, а я считаю, что это мозаики-постшизофреники.

Здесь возникает теоретическая проблема. В западной психиатрической модели считается, что человек с любым характером может существовать в трех регистрах — невротическом, пограничном и психотическом. Полифонический же характер (если это действительно характер) в принципе тяготеет к пограничному регистру. Марк так не думает. У него нет четкого логического мышления. Он не хочет понять, что характер, состоящий из нескольких, это характер другого порядка.

Зачем нужно знание характеров. Диагностическая цель — знание характера позволяет применять определенные психотерапевтические приемы и техники. Философская цель. Характер — это нечто вроде возможного мира в философии. Определенная сетка, через которую человек смотрит на реальность. Характерологическая патография — описание биографии человека или продуктов его творчества с характерологической точки зрения.

Проблема «плохих» и «хороших» характеров. Для современного отечественного психиатра-клинициста — хороши (удобны в общении, психотерабильны, легко вступают в альянс, благодарны) циклоиды и психастеники, неудобны — истерики и эпилептоиды, ананкасты и шизоиды занимают среднее место. Характерологическая дискриминация.

Характеры и механизмы защиты: два полюса — вытеснение (истерики, циклоиды эпилептоиды) и деперсонализация (психастеники, ананкасты, шизоиды). Интроекция и проекция. Идентификация и отрицание.

Западная психоаналитически ориентированная характерологическая модель. Ее главное отличие — характер не дается от природы, как считает клиническая психиатрическая традиция, а формируется в результате фиксации на определенной стадии психосексуального развития.

Характер и нация — доминантный характер есть у каждого народа: типичный немец — ананкаст, типичный русский — психастеник (депрессивный), типичный японец — шизоид, американец — эпилептоид, поляк — истерик, итальянец — гипертимический сангвиник.

Характер и культура, преобладание одного радикала в той или иной культурной традиции — синтонно-сангвинической в Древней Греции, эпилептоидной — в Риме, шизоидной в Средневековой Европе.

Проблема «мужских» и «женских» характеров — традиционно считается, что женские характеры тяготеют к природно-синтоннному полюсу (циклоид, истерик), а мужские к культурно-аутистическому (ананкаст, шизоид). Этим объясняется, в частности, тот факт, что культура носит по преимуществу мужской характер.

Характер и функциональная асимметрия полушарий мозга. Левое — абстрактное шизоидное, правое, субдоминантное, циклоидное. Из чего следует, что абстрактное начало важнее. Тимоти Кроу, современный психиатр, считает, что вообще язык (функция левого, доминантного полушария) автоматически на генно-мутационном уровне приводит к шизофрении как специфической болезни homo sapiens.

Характер и язык. Можно ли по тому, как человек говорит или пишет, определить его характер. Примеры. Перегруженный абстрактной лексикой и сложными синтаксическими конструкциями язык шизоида и язык синтонного человек, тяготеющий к конкретной лексике и простому синтаксису. Язык истериков (преобладание эмоционального начала) и язык ананкастов (преобладание рационалистически-схематического начала).

Характер и творчество. Человек производит творческие продукты, на которых лежит отпечаток его психической конституции. Глядя на картину, прочитав роман или музыкальную пьесу (в сложных случаях это может быть несколько текстов), можно определить характер (психическую конституцию) их автора, то есть лучше в клиническом патографическом и философском смысле понять и оценить этого автора.

Библиография

Бурно М. Е. О характерах людей. М., 1996.

Бурно М. Е. Трудный характер и пьянство. Киев, 1990.

Бурно М. Е. Психопатии/ Бурно М. Е. Сила слабых: Психотерапевтическая книга. М., 1999.

Волков П. Разнообразие человеческих миров: Руководство по профилактике душевных расстройств. М., 2000.

Ганнушкин П. Б. Избранные труды. М., 1998.

Кернберг О. Тяжелые расстройства личности: Стратегии психотерапии. М., 2000.

Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 2000.

Леонгард К. Акцентуированные личности. К., 1989.

Лоуэн А. Психодинамическая структура личности. М., 1996.

Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1998.

Райх В. Анализ характера. М., 1999.

Руднев В. Модальности, характеры и механизмы жизни//Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 1.

Руднев В. Метафизика футбола: Исследования по философии текста и патографии. М., 2001.

Сосланд А. И. Фундаментальная структура психотерапевтического метода. М., 1999.

Petrilowich N. Abnorme Persönlichkeiten. Basel; N. Y., 1966.

Тема № 46

Эфир 17.12.2001

Хронометраж 41:00


НТВwww.ntv.ru
 
© ОАО «Телекомпания НТВ». Все права защищены.
Создание сайта «НТВ-Дизайн».


Сайт управляется системой uCoz