|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Природа бестселлера — 2 |
↓№ 95↑ 08.04.2002 53:00 | ||||||
Возможны ли в России бестселлеры? Как запустить механизм этого конвейера? А. Гордон беседует с ведущим научным сотрудником Российской Государственной Библиотеки Абрамом Рейтблатом и специалистом в области исследования детективного жанра Романом Арбитманом. Смотрите также выпуск № 10 «Природа бестселлера». Позиции: Рейтблат Бестселлер — это не просто хорошо продаваемая книга. Это особая система производства и распространения, сложившаяся на Западе. Активно публикуемые сведения о продажах оказывают обратное влияние на новые продажи. Для бестселлера нужен особый тип публики: восприимчивый к спискам популярности, ориентированный на новинки, внимательный к тому, что нравится другим. Вокруг бестселлера существует целая системная среда: экранизации, сувениры, критики, авторы, издатели, продавцы, маркетологи, публика. В России такой системы нет. Что есть бестселлер определяет не читатель, а издатель. Иванов Экономика бестселлера его Феномен четверки — Акунин, Пелевин, Сорокин, Толстая. Бестселлер — это не качество текста, а ожидание рынка. Ландшафт интеллектуального рынка: почему трэш становится разнообразным, интеллектуальный трэш. Что происходит в современной литературе, психологические ожидания в рыночном механизме. Мода и успех — разные феномены. Месседж Арбитмана изложен ниже в виде конспекта его статьи. Материалы к программе: Иванов, интервью газете «Книжное обозрение» (1 апр. 2001 г.). «Бестселлер — это вещь, связанная в первую очередь с экономикой книжных продаж». Но у нас отсутствует система информирования о продажах. В магазинах под вывеской «бестселлер» выкладывают то, что лучше продается на текущей неделе. «Экономическое значение подменяется символическим, люди просто называют бестселлером неплохо продающуюся книгу. А если долго всем говорить, что это бестселлер, то потом и продажи начинают расти». Книжный рынок организован по средневековому принципу. Есть центр — это Москва. Сюда свозят все книги и потом развозят по провинции. Между производителем в Москве и читателем в провинции — Книга, имеющая шанс стать популярной, возникает сначала в качестве книги модной, вот в делании книги модной промоушн играет решающую роль. Это и контекст, в котором книга появляется, и пресса, которая о ней пишет». Модная книга сегодня — это книга для Москвы, Петербурга Лучшая раскрутка здесь — через «серый пиар». Далее Иванов излагает вкратце историю со скандалом вокруг «Голубого сала» Сорокина. Этот роман до его выхода в Ad Marginem, выложили в Сети. Суд за нарушение авторских прав, хотя и не окончился для Иванова победой, но раскрутил книгу Сорокина с минимумом вложений в пиар. Арбитман. Из статьи «Торжество урки в царстве «Доппелей». Журнал НЛО (статья написана в форме диалога Арбитмана и Гурского). Специфика бестселлеров — прежде всего Арбитман имеет ввиду детективы и триллеры — здесь — явная вторичность по отношению к западным образцам (там эти жанры слишком разработаны, здесь остается их только адаптировать). В свою очередь отставание объясняется запретом на эти жанры (кроме милицейского романа в дузе «Следствие ведут знатоки») в Советском Союзе, что не позволяло их культивировать здесь. Вторая проблема — «издательский заказ, в результате которого читательская аудитория оказалась довольно цинично поделена на элитарную и дебильную. Причем потребители детективов автоматически были зачислены в дебилы — со всеми вытекающими последствиями». Следующая проблема. «Общепринятый Так Арбитман ставит моральную проблему. Отсутствие традиции детектива здесь привело к тому, что здесь этот жанр «не успел выработать уважение к демократическому Кроме того, такие детективы и триллеры культивируют ненависть к демократии и интеллигенции, «добрую половину произведений, выходящих в популярных и многотиражных детективных сериях, можно было бы совершенно безболезненно перепечатать в «Конечно, и западная беллетристика приторговывает иллюзиями. Но: неизменно в красивой упаковке. Но: такими, которые помогают обществу удержаться от анархии. Российские же мрачные симулякры сегодня активно провоцируют раздрай и разлад. И это крайне опасно...» Вопросы для обсуждения: Итак, хороша или плоха система бестселлеров? Может быть, это только система навязывания потребителю определенного типа товаров? Может быть, и хорошо, что у нас не сложилась такая система? Бестселлер — феномен эпохи сначала модернизма Библиография «Другие литературы»//Новое литературное обозрение. 1996. № 22 (Специальный выпуск) Ильина Н. Литература и «массовый тираж»//Новый мир. 1969. № 1. Массовый успех. М., 1989. Рейтблат А. И. Популярные произведения и популярные авторы/Рейтблат А. И. От Бовы к Бальмонту: Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. М., 1991. Рейтблат А. И. Русские «бестселлеры» первой половины XIX века/Рейтблат А. И. Как Пушкин вышел в гении: Шведов С. Книги, которые мы выбирали/Погружение в трясину: Анатомия застоя. М., 1991. Cockburn C. Bestseller: The books that everyone read, 1900–1939. London, 1972. Hackett A. P., Burke J. H. 80 years of best sellers, 1895–1975. New York; London, 1977. Hart J. D. The popular book: A history of America’s literary taste. N.Y., 1950. Lauterbach B. R. Bestseller: Productions- und Verkaufsstrategien. Tuebingen, 1979. Riess C. Bestseller: Buecher, die Millionen lesen. Hamburg, 1960. Тема № 95 Эфир 08.04.2002 Хронометраж 53:00 |
|||||||