|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Моисей: испытание возвращением |
↓№ 96↑ 09.04.2002 1:10:00 | ||||||
Кто был фараоном Исхода? Как зародился монотеизм? Что означает избранность? О том, что же Материалы к программе: МОИСЕИ, М о ш е, в преданиях иудаизма и христианства первый пророк Яхве и основатель его религии, законодатель, религиозный наставник и политический вождь еврейских племён в т. п. исходе из Египта в Ханаан (Палестину). Исторические события, отражённые в легендах о Моисее, имели место во Согласно библейскому повествованию, Моисей был евреем из колена Левия, сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и Мариам Пророчицы; однако по стечению обстоятельств он получил египетское воспитание. Так как фараон приказал топить в Ниле всех еврейских новорождённых младенцев мужского пола, мать Моисея три месяца прячет его в своем доме), после чего кладет дитя в засмолённую корзину и ставит ей в заросли тростника па берегу Нила (распространенный мотив угрозы жизни провиденциального младенца, ср. сюжеты о Саргоне, Ромуле и Реме, а также о младенчестве Зевса). Дочь фараона приходит на реку купаться, видит красивого ребёнка и велит подобрать и отдать его кормилице, которой оказывается мать Моисея (Исх. 2, 9). Моисей вырастает при дочери фараона, любящей его, как сына. Однажды он видит, как на тяжёлых строительных работах египетский надсмотрщик избивает еврея, и убивает обидчика. Спасаясь от гнева фараона, Моисей бежит в Мидиан, где у колодца заступается за обижаемых пастухами дочерей жреца Иофора; Иофор принимает Моисея в дом и выдаёт за него дочь Сепфору. Между тем в Египте стенание угнетённого народа доходит до Яхве, и Моисей оказывается призван к своей освободительной миссии. Когда он пасёт овец тестя близ горы Хорив (на Синайском полуострове), ангел Яхве окликает его из тернового куста, объятого пламенем и не сгорающего (т. е. неопалимая купина) и говорит от имени Яхве: «Я бог твоего, бог Авраама, бог Исаака, бог Иакова» (3, 6) — чем устанавливается преемство будущей религии Яхве но отношению к преданиям времен праотцев; с другой стороны, подчёркивается, что если праотцы не знали имени Яхве, и им бог являлся как «Шаддай», то Моисею вверено новое имя. Сама весть гласит: «Я пошлю тебя к фараону, и выведи из Египта народ мой». Яхве наделяет Моисея способностью чудотворства и делает Аарона «ycами» косноязычного М., его толмачом, вестником. Вместе с Аароном Моисей предстаёт перед фараоном и требует от лица Яхве: «отпусти народ мой, чтобы он совершил праздник в пустыне» (5, 1). Но фараон наказывает евреев новыми тяготами, так что народ ропщет на Моисея, ухудшившего его положение. Тогда Яхве ставит Позднейшие легенды обращаются с особым интересом к темам рождения и кончины Моисея. Будущее величие Моисея, как обычно в таких случаях, предсказано пророчеством его сестры Мариам, сновидением его антагониста фараона и явлением света, осиявшего дом Авраама («Шемот рабба», 1 и др.). Младенец Моисей, принесённый ко двору фараона, срывает с его головы венец и возлагает на собственную; ввиду такого знамения его решено умертвить, но оказавшийся тут же Иофор(!) советует испытать неразумие младенца) предложив ему на выбор золото и горящие угли; дитя тянется к золоту, но ангел направляет его ручку к углям, один из которых, отправленный в рот, делает Моисея на всю жизнь косноязычным. У Иосифа Флавия и в агадических текстах сохранилось предание о том, как молодой Моисей возглавлял египетское войско во время войны с Эфиопией, разбил неприятеля и женился на эфиопской царевне (ср. Чис. 12, 1); по другой версии, он восстановил на престоле Эфиопии законного царя, низложив узурпатора Валаама. Во время состязания в чудотворстве перед фараоном главными соперниками Моисея обрисованы сыновья Валаама маги Яннис и Ямврис («Менахот», 85а; «Шемот рабба», 9 и др.). Накануне исхода из Египта прочие евреи были заняты сборами в дорогу и побуждениями своей корысти, занимая у египтян серебряные и золотые вещи, но Моисей три дня подряд ищет гроб Иосифа Прекрасного чтобы исполнить его завещание и взять его останки в Ханаан. В награду за это Яхве позаботился о Моисее в смертный час последнего, отнял у него жизнь своим целованием и сам предал погребению. Ангел смерти Самаил напрасно дожидается момента власти над Моисеем; ему не достаётся его добычи; божественный поцелуй в присутствии архангелов Михаила (поправляющего смертное ложе Моисея), Гавриила (набрасывающего виссон на его главу) и ещё одного ангела (накрывающего его ноги) сам вынимает душу Моисея («Дебарим рабба», 6 и II; «Недарим» 39в и др.). Могила Моисея таинственно утаена от людей: по преданию люди «нечестивого царствия», т. е. римляне, разделившись на два отряда, искали её, но те, кто был на холме, видели ее в долине, а те, кто был в долине — на холме. Спор Михаила архангела с Сатаной о теле Моисея, описанный в иудейском апокрифе «Вознесение Моисея» (конец 1 в. до н. э.), упомянут в новозаветной литературе. В целом Моисей для иудаизма — первоучитель веры (формула «Моисей, учитель наш»), к которой возводили и написание Пятикнижия, и устную традицию (раввинистическую и каббалистическую). В христианском рассказе о преображении Иисуса Христа Моисей как свидетель мессии представляет «Закон», а Илия — пророческую линию Ветхого завета. Жан Бло «Моисей» «...Начинать необходимо с пустыни. Ничто. В таком Ничто слово — это начало начал. Такое Ничто необходимо найти и понять. Пустыня — это символ. Тишина — голос ее, поэтому необходимо ее слушать. ... — Моисей? „Только голос“, — утверждает Второзаконие. Моисей — имя того мгновения, когда рождается цивилизация слуха. — Слушай, Израиль! Египет говорил: — Смотри!» Жан Бло сознательно идет по бритве Оккама хронологических неточностей, его больше интересует история повседневности, история духа, идея жизни эпох, связанных именем Моисея. Кто был фараоном Исхода? Как зародился монотеизм? Что означает избранность? Израиль — народ ли это, нация, религия или общность? Почему «Ты не перейдешь за Иордан сей»? Каковы причины такой кары? («Слушай, Израиль: ты теперь идешь за Иордан...» (Второзаконие, 9:1) Пересекая Иордан, Израиль входит в историю). На пересечениях различных свидетельств, опосредованных традиций и культурных интерпретаций, аберраций писаний и Писания, слов, текстов и их переводов, автор пытается понять мотивы и поведенческий рисунок К 1700 году до н. э. гиксосы оккупировали Нижний Египет с дельтой Нила. Они носили украшения из черного камня в виде скарабеев, на которых были выбиты их имена: Якобер, Якобим. Признать в них «Иакова и весь род его с ним» — поспешить слишком далеко. Но бесспорно, что завоеватели были семитами, и, возможно, палестинцами. К 1675 году они покорили весь Египет, где правили еще столетие. Возможно, как раз в эпоху В 1580 г. до н. э. Можно ли тогда признать в дочери фараона, которая оказалась на берегу реки (по Талмуду ее звали Бития), Хатшепсут (дочь Тутмоса)? Эта гипотеза точна психологически, т. к. примерно с 1504 по 1485 г. до н. э. эта По ее смерти в 1483 году жестокий Тутмос Ш, ее племянник и супруг, принялся мстить за унижения, которым подвергался, и начал преследовать фаворитов царица. Однако с этой теорией невозможно согласиться: ничто ее не подтверждает и слишком многое ей противостоит. Исход приходился бы приблизительно на 1450 г. до н. э. Не найдя место Моисею при дворе В 1887 году в Французская историография вопроса (Грималь, Лалуэт, Йойот) полагает хапиру евреями, известными в Каппадокии начиная Итак, фигура Эхнатона: реформы образования, отношений между хозяевами и рабами, культа смерти... все это напоминает Общий Закон, который вскоре признают (или уже признали?) и на другом конце пустыни. Если местные правители жалуются Эхнатону на угрозы, которые исходят от хапиру, и просят подкрепления, не означает ли это, что Иисус подходит к стенам Иерихона? Все одновременно, параллельно? И здесь, и там, можно обнаружить Одно движение: Эхнатон бежит от Фив и их жрецов, как Моисей бежал или готов бежать от фараона и его солдат. Кажется, в одни и те же годы слышны одни и те же тревоги и заметно одно и то же развитие духа?.. Если верить Йойоту, поражает соответствие Ты простираешь тьму, и бывает ночь: Во время ее бродят ее лесные звери... Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища... (Псалтирь, 103:20,22) Еще одна теория: (З. Фрейд «Моисей и монотеизм») Гипотеза, что Моисея обнаружила дочь Эхнатона, вовсе не абсурдна. Эта гипотеза могла бы отнести время его рождения приблизительно к 1350 г. до н. э., а Откровение на Синае — к 1300. Одна запись, фигурирующая во многих текстах, и особенно, в книге «Иудейские древности», свидетельствует в ее пользу, а именно, что преследование Израиля — дело нового царя («Когда царь Египта умер, взошел другой царь, и он подверг гонениям весь народ Израиля»). Т.е., после краткого правления Тутанхамона власть перешла к грозному Хоремхебу — прекрасному кандидату на роль библейского тирана Если позиционировать, что Моисей унаследовал вдохновение Эхнатона и бежал из Египта по причинам, сходным с теми, что гнали фараона из Фив, то получается, что время между Нилом и Синаем, было эпохой ожидания монотеизма. Если Моисей родился в последний дни владычества Следующим на его роль предлагается один из его преемников — Мернептах. Это он установил в Луксоре стелу, возвещающую миру и истории: «Израиль уничтожен. Семени его больше нет...». Стела и выбитый на ней первый окончательный приговор Израилю одни исследователи датируют 1231 годом, другие — 1207. Священная битва, выигранная в стране Ханаанской, означает умиротворение Палестины. Вот перевод: Хатти усмирен Ханаан разорен Ашкелон подчинен Гезер захвачен Иеноам сровнен с землей Израиль уничтожен и семени его больше нет Хурри стала вдовой Все земли пребывают в мире. Переводчик (Андре Лемэр) подчеркивает, что в египетском тексте слову «Израиль» предшествует определение для обозначения народов. Этот текст подтвержден недавним открытием во «дворе тайников» храма в Карнаке — четырьмя барельефами на сюжеты побед Мернептаха. На первом можно узнать Ашкелон, два других города изображены на втором и третьем. Четвертый барельеф представляет сражение в сельской местности, что можно было бы считать изображением боя, данного Израилю, и подтверждением определения Израиля в надписи на стеле как «не имеющего ни столицы, ни укрепленного города». Т.е., кочевого народа. Если вспомнить тот факт, что Израиль ни разу не упоминается в письменах Т.о. первое упоминание Израиля в истории — это провозглашение его исчезновения. Его рождение следует после его смерти. ИСХОД, 1: 8 «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа» (1:9) «И сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас» (1:10) «Перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится противу нас, и выйдет из земли нашей». «Но чем более изнуряли его (народ), тем более он умножался» (1:12) и возрастал, несмотря на мучительные работы, тяжелый и принудительный труд, особенно горький для свободных кочевых племен, привыкших гнать перед собой по пастбищам земли Гошен свой скот. Фараон объявил геноцид «всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку» (1:12, 14, 22). Теперь о точности мифа. В Вавилоне — похожая история о царе Саргоне, который жил Итак, «жена (из племени Левиина) зачала и родила сына, и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца. Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника, и осмолила ее асфальтом и смолою: и, положивши в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки... И вышла дочь фараонова на реку мыться; а прислужницы ее ходили по берегу реки. Они увидела корзинку среди тростинка, и послала рабыню свою взять ее. Открыла, и увидела младенца; и вот, дитя плачет» (Исход, 2:2–6) Кто был принцессою? Об этом Библия умалчивает. Отца звали Амрам, мать — Иохевед, сестру — Мариам, принцессу — Битией... (Бития — дочь Эхнатона и Нефертити)? Обычай требовал, чтобы сын фараона был представлен ко двору не ранее, чем по достижении трехлетнего возраста. Значит, в течение трех лет Иохевед могла кормить и лелеять своего сына, убаюкивая его песнями Израиля, а Амрам, Аарон и Мариам радостно любовались им. И эта красота отмечена Библией, чья суровая строгость известна. По Талмуду, племя Левия оставалось верным Всевышнему все время пребывания в Египте и, согласно Книге Исхода, было единственным, устоявшим перед искушением Золотым тельцом. Т. е. мальчик был «высшей пробы», этот «человек, превосходный во всех отношениях, происходит из лучшей семьи страны» (Филон Александрийский — Косноязычный пророк. Моисей — заика. Откуда миру известна примитивно выстроенная история с короной и углями, смехотворно подтверждающая факт заикания с детства??? (Ребенок, играя, завладевает дедушкиной короной и водружает ее себе на голову. Юный принц слишком торопится править. Злой советник предлагает бросить ребенка в воду. Вмешивается Бития, но ребенка все равно подвергают испытанию: на одном подносе золото, на другом — горячие угли. Ребенок потянулся было к золоту, но архангел Гавриил поворачивает его к углям, которые он хватает и тянет в рот...». (диагнозы и тестирующих взрослых, и поведения ребенка, увы, очевидны...) Конечно, трудность говорения, заикание, косноязычие — невероятно соблазнительная и выигрышная черта для позднейшего мифотворчества образа пророка (лучше не придумаешь, чтобы через заику говорил Всевышний!). Тем более, что в текстах танаев «слово» обозначает также и «божественное». («Вначале было Слово. И Слово был Бог»). Однако, и здесь множество противоречий. С одной стороны, эта черта практически отражает трудность, величие и происхождение слова, с другой, как Моисей справлялся с недугом в минуты, известные миру его красноречием, даром убеждения, провидения и пророчества? (Хотя, когда Моисею говорится «Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых», Исход, 3:10, Моисей отказывается, и в числе доводов, приводит «О, Господи! Человек я не речистый... Я тяжело говорю и косноязычен... Пошли другого, кого можешь послать! Исход, 4:10,:13. Брат Моисея, Аарон будет говорить вместо заики.) Несмотря на экономность, Библия настойчиво сообщает нам, что Моисей был из Левитов, т. е. из призванного быть священниками народа. «...И увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его» (Исход, 2:11). Предыдущий стих (2:10) сообщает нам, что Моисей «был <...> вместо сына» у дочери фараона. Это значит, что все отделяло его от евреев, в том числе, и имя (Моисей — имя египетское — среда обитания, «...потому что из воды вынула его»). «Спустя много времени, когда Моисей вырос, вышел к братьям своим, сынам Израилевым, и увидел тяжкие работы их». Как он понял, что идет к братьям? Основываясь лишь на многолетней давности близости с родными, воспитывавшими его до (Жан Бло приводит в пример бегство другого принца, на другом краю планеты, спустя 8 столетий — Сиддхарта Гаутама, узник рая, построенного и охраняемого отцовской привязанностью, бежал из царского дворца, чтобы познать страдание и основать буддизм). Итак, Моисей «посмотревши туда и сюда, и видя, что нет никого...» (Исход, 2:12) убивает, и в холодной ярости закапывает египтянина в песок. Мириады толкований этого убийства и ссоры двух евреев: эллинизованные или латинизованные евреи, Иосиф Флавий, Филон Александрийский, многочисленные рабби, великий французский толкователь Талмуда, Раши (1040–1105), христианская версия Григория Нисского («О жизни Моисея») представляют убийство как поступок человека выдающегося, который убивает врага веры, иногда поступок рассматривается на уровне внутреннего мира: сражение, которое разворачивается в каждом из нас. НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА Итак, после Огонь Хорива предвещает огонь Синая, когда будет печатью скреплен договор и основан Израиль. Жан Бло: «Со времен Неопалимой Купины, со времен Хорива, принесения обета, а вскоре и заключения договора, Бог всегда говорит и является в пламени... Огонь — не он ли главная загадка вселенной, где все — и солнце, и пламя очага, и молния Синая в восковой свече церкви — проистекает из его жара? Современные исследователи обнаруживают в библейском тексте 4 источника, четырех основных авторов: Яхвиста, называющего Бога Яхве и писавшего «Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: „Бог отцов ваших послал меня к вам“. А они скажут мне: „как Ему имя?“ Что сказать мне им?» Элохим отвечает Моисею: «Я есмь Сущий» (Исход, 3:13–14). Как уже было сказано выше, в арамейском языке, по крайней мере в текстах Таргума, слово БОЖЕСТВО идентично СЛОВУ ...Приняв возложенную на него миссию, с посохом в руке, Моисей спешит проститься с тестем — Иофором, а затем, с женой и двумя сыновьями, собирается в путь. Далее следует одна из немногих странных сцен, когда Яхве под покровом тьмы «встретил» Моисея «на ночлеге» и хотел умертвить его. Способ спасения столь же удивителен, как и попытка убийства: «Тогда Сепфора, взявши каменный ном, обрезала крайнюю плоть сына своего, и, бросив к ногам его (Моисея), сказала: ты жених крови у меня (Исход, 4:25)». И Филон, и Иосиф, и раввины обходят эту сцену молчанием... Мартин Бубер трактует это как признак иудаистской традиции, жестокость Бога по отношению к своему избраннику, вынужденному представлять не только свой народ, но и всех людей. По Буберу, в этих сценах она (жестокость Бога) выражается столь же непредсказуемо и своеобразно, как само библейское повествование, которое говорит о Боге, его непостоянстве, бессознательном, перепадах его настроения: Авраам, которому Он подарил сына, чтобы вскоре востребовать его назад в жертву; Иаков, которому Он приказал вернуться в землю Ханаанскую, чтобы напаcть на него по дороге и вывихнуть ему бедро; и, наконец, Моисей: которого Он старается убить до начала миссии, которую сам же доверил. ДВА МЕЧА И ДЕСЯТЬ КАЗНЕЙ ЕГИПЕТСКИХ Моисей возвращается. Сколько времени его не было? Книга Исхода дает ему 80... У него два сына, оба дети, (в таком возрасте, что едут вместе с матерью — женой Моисея на осле. Одному 9, другому 6–7 лет, положим. Отсутствие длилось лет 10? Известно только то, что «умерли все, искавшие души» Моисея (Исход, 4:19) Характер и роль Аарона. Очевидна схема — отношения между священниками и пророками. Традиция и обновление, прообраз конфликта между монашеским и светским сословием. Десять казней египетских (отравленная вода, нашествие жаб, мошки, болезнь и падеж скота, град, саранча, тьма Египетская... Придумал ли Моисей обрезание или вновь установил его для народа, идет ли оно от предков, от Книги Исхода или от талмудических раввинов. Именно вокруг обрезания начались самые решающие раздоры, которые завершились разделением иудеев и христиан — вслед за крещением святого Павла. Символическая увечность — метафора союза, избранности и обязательства. «Пейсах» — Сколько человек составило т. н. Исход? 600 тыс. представляется неприемлемым и даже наиболее почтительные толкователи полагают это надругательством над здравым смыслом. Трудно представить Моисея, водящего по пустыне в течение 40 лет «603 тысячи 550 человек, не считая колена Левиина» (Книга Чисел, 1:46–49) — по пустыне, в которой не прокормилась бы и тысяча. Действительно, в битвах, о которых рассказывает Библия, численность ополчения очень невелика: Исав располагает четырьмя сотнями вооруженных людей (Бытие, 33:1), колено Даново — шестью сотнями (Книга Судей, 18:11, 16–17), Саул Некоторые эксперты, оценивая численность Моисеева Исхода, ссылаются на бесплодность территорий. Однако, очевидно, что за 3 тысячи лет климат менялся... Несмотря на общее представление об Исходе как о «40летнем блуждании по пустыне», евреи не блуждали по Синаю и не останавливались там. Они прошли через него, несколько раз. Их маршрут восстановлен и не имеет никаких несообразностей. Моше Даян установил, что расстояние от подножия горы Хорив до библейского города Раамсеса нужно в среднем 6 дней. Эта дорога, с многочисленными колодцами, тянущаяся вдоль богатого рыбой моря, безусловно, была той самой, которую выбрал Моисей, когда по приказу Всевышнего вернулся в Египет. Он ее знал. Главная особенность Второзакония состоит в том, что, в отличие от первых четырех книг Торы, оно не надиктовано Богом. Отныне слова принадлежат Моисею, и только ему: «Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне...», «... начал Моисей изъяснять закон сей, и сказал...» (Второзаконие, 1:1–5) И далее исключительно от первого лица: «Я сделал, я сказал, я вам заповедую...». МОРФОЛОГИЯ НАРОДА Оседлые вновь учатся своему кочевому прошлому: Моисей, отказываясь от верховенства, напоминает народу о его традиции не доверять никому абсолютной власти и не закреплять ее. Когда от него требуют мяса, он напоминает: «Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него: а мы (он сам и Аарон) что? Не нас ропот ваш, но на Господа (Исход, 16:8). Три столетия спустя в тех же выражениях отречется от предложенной ему короны Гедеон: „Ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами“ (Книга Судей, 18:23). Лишения кажутся особенно тяжкими, т. к. происходят на фоне ландшафта, не оставляющего никакой надежды: крутые скалы, соленые степи, каменистые кручи, глубокие пески, ни реки, ни источника, ни потока, ни колодца, ни рощи, ни дерева, лесного или плодового, ни живого существа на земле или в небе» (Филон Александрийский). Как не вспомнить об изобильном Египте, его радостных пейзажах, омывающих и поящих его водах? (ср. снова коммуникативный ориентир цивилизации на «смотри» и «слушай»). Итак, мораль исходит не от царя, не от фараона, но от Бога. Она приобретает постоянный и универсальный характер (Христос: пришел не для того, чтобы упразднить, но чтобы исполнить закон). Закон применим ко всем, и подходит к любой ситуации. Подобное могло возникнуть лишь в сознании кочевой группы и соответствует тому nomadische Ideal — идеалу кочевников; в общине, освободившейся от ига оседлой жизни, обогащенной насильственным опытом 3–4 веков оседлости, вернувшейся в лоно. Удивительно, что замысел был претворен в жизнь. ИЗБРАННОСТЬ О едином Боге знает лишь один кочевой народ, затерянный в пустыне. Необходимо сделать фактом его универсальность. Здесь проявляется партикуляризм — если Бог есть Бог, и народ Синая — единственный народ, познавший его, то значит, Израиль есть первенец Бога, ибо первый узнал о Его существовании? Синдром избранности иерархически проявляется и в самой среде избранных. Вспомним эпизод с Пейсахом, когда УЧЕНИЕ О ВИНОВНОСТИ Моисей исполнитель божественного промысла, распространяющегося на всех людей и все предметы, — ему и достанется горечь поражения, т. к. достаться Богу не может. Если его соплеменники умрет от голода или жажды, значит, он плохо понял слово Всевышнего или ошибся дорогой. С Богом можно отождествлять только успех, но не поражение, иначе придется его слишком часто менять. Т.н. учение о виновности учит, что всякое поражение Бога д. б. объяснено ошибкой человека. Бог не знает неудач, его постоянство застраховано, оно является условием постоянства его народ, и, несмотря на любые бедствия — условием сохранения его самобытности. Когда поверженный народ вовлекает в свое крушение своего бога, они исчезают вместе. Итак, по Завету, заключенному с Богом, Моисей оставляет ему славу, а себе берет все поражения. В Коране есть изображение провала своей миссии Израилем. Во Второй суре, Корове, частично воспроизведен Исход и упомянуты некоторые его эпизоды. Переход через Красное море, завет Моисея, Золотой телец, манна небесная и перепела, исторгнутая из скалы вода, договор — но еврейский народ «променял будущую жизнь на настоящую (Сура П, 80). Тем самым он не оправдал избранности и утратил свою роль. В пустыне должен появиться новый народ и по зову Пророка перехватить священный огонь. Эти представления не слишком отличаются от христианского понимания собственной роли (ср. Логос и Бог у Филона, Логос и Христос у Оригена, толкование жизни Моисея и книги Исхода у Григория Нисского (380–390 гг. нашей эры). В послании к Галатам Павел если и приветствует Моисея, то как посредника исторического процесса, ведущего к рождению и слову Христа. В Послании к Коринфянам Павел пишет: «Отцы наши <...> все крестились в Моисея в облаке и в море» (10, 1–2). Библиография Аверинцев С. Моисей/Мифы народов мира. М., 2000. Т. 2. Александрийский Филон. Против Флакка. О древности еврейского народа/Антисемитизм в Древнем Мире. Пг., 1922. Бло Ж. Моисей: Наш современник. СПб., 2001. Ветхий Завет. Исход/Пер. с древнеевр. М., 2000. Мень А. Исагогика. Ветхий Завет: Курс по изучению Священного Писания. М., 2000. Мень А. Магизм и единобожие/А. Мень. История религии: В поисках пути, истины и жизни. М., 1991. Т. 2. Нисский Г. Жизнь Моисея/Избранные произведения. М., 1961 Флавий Иосиф. О древности иудейского народа. М., 1990. Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М., 1993. Beyerlin W. Origins and history of the oldest Sinaitic traditions. Ox., 1966. Duvernoy C.l. Moise. Paris, 1977. Joyotte J. Egypte ancienne/Histoire Universellе. Encyclopedie de la Pleiade. Paris, 1956. La Protohistoire d’Israel. Paris, 1990. Neher A. Moise et la vocation juive. Paris, 1956. Silver D. J. Moise. Paris, 1984. Тема № 96 Эфир 09.04.2002 Хронометраж 1:10:00 |
|||||||