|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Квантовые игры |
↓№ 159↑ 22.10.2002 33:32 | ||||||
Можете ли вы представить двухцветное ожерелье с четным числом бусин, в котором каждые соседние бусинки имеют разные цвета, но тем не менее первая и последняя имеют один и тот же цвет? Как с помощью квантовых экспериментов можно почти убедиться в существовании таких невозможных ожерелий? В рамках серии программ о странностях квантового мира сегодня после полуночи — квантовые игры с участием доктора Участники: Лев Вайдман — профессор Михаил Борисович Менский — доктор Предварительный план дискуссии: • Описание игры с ожерельями и расчет вероятности ошибки «классической» команды. • Описание • Стратегия «квантовой» команды и расчет вероятности ее ошибки. • Обсуждение реализации опыта в современной лаборатории. • Выводы: существование фундаментальной случайности в природе или существование многих параллельных миров. Материалы к программе: Из статьи Льва Вайдмана «Tests of Bell Inequalities» Команда из двух игроков стремится убедить третьего участника — Квантовая команда может рассчитывать на гораздо более высокий процент успеха. Игроки не создают никакого ожерелья. Каждый игрок берет с собой частицу со спином −½ из Технологические проблемы не позволяют осуществить эксперимент с большим значением N в ближайшем будущем. Не рассматривая попытку «обмануть» Идеальной ситуацией (то есть такой, которая исключает любое жульничество), будет такая, когда вопросы, задаваемые игрокам, определяются быстрыми детекторами, получающими сигналы из удаленных друг от друга галактик, и когда игроки отвечают настолько быстро, что обмен информацией между ними невозможен. Однако я не думаю, что строгое требование исключить любое мелкое жульничество так уж важно. Мне представляется, что проведение одной из этих игр с игроками, находящимися в помещениях, исключающих обмен между ними любыми сигналами, будет весьма наглядным и убедительным доказательством, что природа действительно обладает чертами, приписываемыми ей квантовой теорией. Еще важнее то, что такая игра покажет, что квантовая технология способна выполнять коммуникационные задачи, невозможные для классических устройств. Из статьи Льва Вайдмана «Variations on the Theme of the Когда я разговариваю с другом, который не является физиком и хочу продемонстрировать ему чудесную силу квантовой теории, я начинаю с казалось бы невинной игры. Представим себе такую игру для команды из трех игроков. Игрокам позволено совершать любые приготовления прежде чем они разойдутся в три удаленные точки A, B и С. Затем, в момент времени t, каждому игроку задают один из двух вопросов: «Каково значение Х?» или «Каково значение Y?». Каждый игрок должен дать ответ, тоже допускающий только два варианта: «1» или Согласно правилам игры, или всем игрокам задают Иногда друзья проявляют заинтересованность в этой детской задачке и сразу пытаются ее решить, тем более что я обещаю им необычное и важное решение, но обычно минут через тридцать я получаю ответ «Это невозможно!» Самым простым доказательством такой невозможности является следующее. Поскольку игрок перед ответом не может получить сообщение от других игроков о том, какой вопрос был им задан, то представляется, что он ничего не выиграет от откладывания решения о том — как отвечать на каждый вопрос — до того момента, как вопрос будет задан. Следовательно, оптимальная стратегия должна заключаться в следовании заранее согласованным решениям игроков — какие ответы давать. Но легко доказать, что любая такая стратегия не может дать верной победы для всех возможных комбинаций вопросов. [Это доказывается в статье и математически, и простым перебором комбинаций.] Обычно после этого я говорю приятелю, что использование в данном случае квантового эксперимента может привести к победе. Сначала к моим словам относятся с недоверием, но когда я приступаю к доказательствам, удивлению не бывает пределов. Решение, предлагаемое квантовой теорией таково. Каждый член команды берет с собой частицу со спином −½. Частицы заранее подготовлены и находятся в коррелированном состоянии (обычно называемом Теперь, если член команды получает [Далее следует математическое доказательство.] В квантовом решении задачи игроки не решают заранее, какой ответ они дадут на каждый из двух возможных вопросов. В «доказательстве» невозможности выигрыша, приведенном выше, ошибочно полагалось, что откладывание решения об ответе до момента постановки вопроса не может помочь выиграть. Это предположение выглядит правдоподобно, поскольку релятивистская причинность не позволяет посылать сигналы после момента постановки вопроса — и тем не менее это предположение неверно, поскольку не учитывает необычные отношения, которые могут демонстрировать квантовые объекты. Библиография Менский М. Б. Квантовые измерения и декогеренция. Модели и феноменология/Пер. с англ. М., 2001. Bell J. S. Speakable and Unspeakable in Quantum Mechanics. Cambridge, 1987. Vaidman L. Tests of Bell Inequalities//Physics Letters. 2001. № 286: 241–244. Vaidman L. The Тема № 159 Эфир 22.10.2002 Хронометраж 33:32 |
|||||||