|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Технология творчества: Шанович, Шмидт |
↓№ 194↑ 04.01.2003 51:33 | ||||||
Телевизионному дизайну нельзя научиться по книжкам. Изучив теорию компьютерной графики и студийного оформления, художник отложит книгу и приступит к практической работе, и только тогда все неисчерпаемые возможности для творческой фантазии откроются ему во всей полноте. Но Участники: Сергей Шанович — Маркус Шмидт — известный немецкий специалист в области строительства телевизионного бренда, управляющий директор крупнейшего в Европе агентства по оказанию творческих услуг в области Электронных СМИ «SEVEN SENSES». Образование: степень магистра по специальности «коммуникационный дизайн». Опыт работы: Материалы к программе: Из статьи На международном конкурсе дизайнеров РгоМах ЕЮА Мы в кабинете главного дизайнера канала: компьютеры, десятки эскизов, профессиональные журналы. Сергей одет в черное, волосы — — Вот я поднимаюсь на сцену; испанская красавица вручает мне приз. Вот я с ней целуюсь. Испанка хочет целоваться еще, но я уже не хочу. Вот все жмут друг другу руки, я говорю спасибо, и все заканчивается. — Какая из Ваших работ получила приз? — Дизайн студии — Красный квадрат — главное действующее лицо? — Да, так я и задумывал. Мы решили вспомнить супрематизм, русский авангард — вроде бы все очень просто, но раньше никто такого на телевидении не делал. Программа выходит ночью; часто в это время суток телевизор — единственный источник света в квартире. Большая красная мерцающая лампа, которая еще и — Идея пришла сразу? — Было так: пришел ко мне Гордон, сказал, что хочет быть не таким, как все, хочет четко отличаться от остального эфира. Примерно час я потратил на эскизы, мы их обсудили, потом сделал окончательный вариант. Цветовое решение, прямо скажем, необычно для телевидения. Это связано с тематикой программы, они там говорят о серьезных вещах: космос, история, жизнь, смерть. Было лето, и в тот момент я делал еще девять студий. Не все они получились настолько же простыми и красочными, тем не менее наш канал не похож на другие. Приятно быть законодателями мод. Сейчас открытые, насыщенные цвета разлились по всем каналам — красный, зеленый. А до нас все держались за — В чем специфика работы художника на телевидении? — Интерьер или внешний вид дома воспринимаются в непосредственном контакте. У нас ситуация обратная, самое важное — как все будет выглядеть вот в этой маленькой лампе, в телевизоре. Это и есть критерий. Поэтому мы можем добиться максимума эффекта из ничего. Форма важна, по главное — идея. А идею можно выразить микроcредствами, например, пятно света и человек. И все. Телевидение — это сплошные эмоции. Направления, жанры отличаются только тем, насколько в них подчеркивают или прячут эмоции. На телевидении ведь нет заказчика как личности. Есть тысячи стилей, есть менталитет аудитории. — Можно ли в качестве заказчика представить все население страны? — Нет. Поэтому я делаю это для себя: сечи мне нравится, то поправится еще — Давно ли Вы на телевидении, что было до этого? — По меркам нашего телевидения — давно, с 1995 года. Окончил Полиграфический институт, очень увлекался шрифтами. — Какие тенденции в телевизионном дизайне сейчас самые важные? — Нам нужно нормальное телевидение: созданное для человека, любящее человека. Дизайн во многом формирует программу, как в случае с тем же Гордоном. Или с «Намедни». Информация на экране, — Перспективы у телевидения в нашей стране есть? — Безусловно. Посмотрите, куда, движется культура? К полной визуализации. Мы уже не воспринимаем информацию без картинки. И здесь все имеет значение — шрифт, рубрикация, фон. Это работа художника, поэтому художников будет больше. Вот информационная программа: сидит ведущий, бежит строка текста, возникает тема. Дальше картинка с места события, там Из сборника Д. Вагнера «Телевизионная компьютерная графика и оформление студии» Телевизионная индустрия в СНГ переживает нелегкие времена. Не успевают новые методы вещания войти в привычный ритм, как уже становятся явно устаревшими. Власти на местах требуют резкого расширения времени вещания, ставя это условием функционирования станций. Новостийные отделы едва успевают расширять свой штат, следуя за быстро растущим спросом аудитории на объективную информацию. Каждую неделю в эфире появляются новые станции, наращивая конкуренцию в тех регионах, где еще пять лет назад господствовали государственные каналы. Короче говоря, телевизионные станции вынуждены отчаянно бороться, чтобы удержать свое место на рынке телевизионных вещателей. Телестанции уже почувствовали необходимость создания собственного «лица», имиджа, который выделил бы их из общей массы. Чтобы добиться этого, они стараются создать образ станции, апеллирующий к визуальному восприятию зрителя. Теперь они заботятся не только о том, чтобы из передачи выглядели профессионально, но и о том, чтобы они были популярны у аудитории. На практическом опыте, вещатели убеждаются в важности поддержания «почерка станции», о создании репутации источника правдивой информации. Заботясь об этом, они в ответ получают уважение и доверие со стороны зрителей. Создание индивидуального почерка станции — процесс длительный. Его нужно аккуратно спланировать и осуществить. Когда на станции сложилось мнение о том, каков должен быть ее «почерк», нужно позаботиться о том, чтобы каждая трансляция, каждая передача несла его элементы. Главное — непрерывность и последовательность. Творческий подход в данном случае гарантирует успех. Начните с того, что создайте легко узнаваемую «марку» станции. Эту «марку» вы затем постараетесь «встроить» во всю компьютерную графику, которая изящно и с достоинством донесет имидж вашей станции до зрителей. Это затем послужит прототипом общей атмосферы вашей станции — используйте те же цвета, формы и шрифты. Давайте возможность зрителям «зацепиться» взглядом за знакомые элементы. Постарайтесь облегчить для них эту задачу. Пусть это станет для них атмосферой, присущей только вашим трансляциям, атмосферой, в которую им захочется возвращаться снова и снова. Этот «почерк» должен быть присущ любой из ваших программ и в особенности — самой важной — выпускам новостей. Выстроив профессиональную декорацию и организовав пространство, в котором будут работать ваши новостийные дикторы, вы тем самым не только станете отличаться от конкурентов, но и создадите себе репутацию хорошо организованной службы новостей, такой, которая всерьез заботится о своем внешнем облике. Телевизионному дизайну нельзя научиться по книжкам. Изучив теорию компьютерной графики и студийного оформления, художник отложит книгу и приступит к практической работе, и только тогда все неисчерпаемые возможности для творческой фантазии откроются ему во всей полноте. Работая над сборником «Телевизионная компьютерная графика и оформление студии», мы в Интерньюс попытались заглянуть в мастерские ведущих авторитетов телевизионного дизайна в США, попросили их объяснить практические и теоретические соображения, стоящие за их творениями. Так как телевизионный дизайн является, несомненно, искусством, мы предлагаем читателям относиться к этой книге как к некоторому пособию, а вовсе не как к непреложной инструкции. Как один из дизайнеров сказал нам: «За все время работы в телевидении я вывел только одно правило — никакие правила здесь не действуют!» Не забывайте об этом, и пусть главным критерием в вашей работе станет ваш собственный профессионализм и мера вкуса. Телевизионный дизайн. Понятие «телевизионный дизайн» возникло вместе с телевидением более пятидесяти лет назад, и с тех пор вместе с телевидением пережило много изменений. С самых первых трансляций, продюсеры и менеджеры телестанций стремились создать имидж станции, пытаясь нащупать только им присущий «почерк», создать атмосферу, по которой зритель безошибочно узнавал бы тот или иной канал. «Почерк» телевизионного канала можно сравнить с семьей, все члены которой имеют сходство, так что любой посторонний может угадать в них членов одной семьи, но, тем не менее, каждый из них Создавая «почерк» станции, вам необходимо понимать и учитывать все элементы, из которых складывается эфирное «лицо» станции. Цветовая палитра ваших декораций, шрифты, которыми написаны ваши титры, реклама и официальный адрес, вид вашего фирменного значка, графические заставки, используемые для начала и конца вещания, какую музыку вы подберете для ваших программ и даже задник для ваших новостийных эфиров — все должно «работать» на создание и поддержание «лица» вашей станции. Конечной целью является создание «почерка», атмосферы на экране, которая для зрителя свяжется с именем вашей станции. Зрители должны визуально опознавать ваш канал, когда бы они не включили свой телевизор. Постепенно, вы приобретете «преданных» зрителей, таких, которые станут следить за тем, что и когда появится в ваших программах (разумеется, если их это действительно увлекает), и все более и более предпочитать ваше вещание другим каналам. Одним из пионеров телевизионного дизайна признан Луи Дорфсман. Это тот человек, кто в течение сорока лет изобретал, модифицировал и оттачивал эфирный почерк телевизионной вещательной сети Говоря о 40 годах работы Дорфсмана на CBS, Уильям С. Пали, который основал CBS и был председателем и Главным исполнительным директором теле сети, сказал: «Творческий персонал CBS славится своим пристрастием к безупречному дизайном и талант Луи Дорфсман во многом помог этому пристрастию воплотиться в реальность. Сегодня, Дорфсман стал легендой среди профессионалов коммерческого телевизионного дизайна. Тот особый „стиль CBS“, который он создал, в большой степени отражает то „лицо“ компании, которое, как мне кажется, ей присуще. Я горжусь найденным Дорфсманом зрительным образом теле сети CBS». Доктор Фрэнк Стантон, Почетный президент CBS Инкорпорейтед, так охарактеризовал работу Дорфсмана над зрительным образом станции: «Все, к чему прикасалась рука Луи, менялось к лучшему. Это могла быть декорация в студии, внутренняя памятка персоналу CBS, стена в кафетерии, годичный отчет или украшение зала к юбилею CBS. Луи все делал с чуством вкуса, стиля и меры». Хотя сейчас Дорфсман уже не работает, зрители до сих пор видят дизайн, созданный его трудом. Стандартные решения, разработанные им, долго еще останутся в применении, и лишь будут модифицироваться, отвечая требованиям времени. Любые изменения в дизайне передач CBS, безусловно, тщательно взвешиваются и проверяются. Теле сеть вложила немало усилий в создание своего имиджа, и неоправданное и резкое его изменение может привести к недоумению среди зрителей. Пятьдесят лет тщательной работы над выбранным дизайном принесли CBS репутацию стабильной и надежной телекомпании. Когда бы зрители не настроились на волну вещания CBS, они всегда безошибочно определят, что смотрят именно эту телестанцию. Из интервью с Л. Дорфсманом (бывший Интерньюс: С точки зрения телевизионного дизайнера — насколько важно телестанции или телеканалу позаботиться о том, чтобы разработать удачный логотип? Дорфсман: Это чрезвычайно важно. Это жизненно важно. Правильный логотип дает станции «опознавательный знак» в глазах публики. Логотип CBS, «глаз» — это типичный пример удачной находки логотипа. Он отражает природу телевидения, как бизнеса. Телевидение работает через зрение, и «глаз» CBS является одновременно символом, торговой маркой и прекрасным опознавательным знаком. Мы на CBS считаем, что по опознаваемости этот знак стоит на втором месте после креста. Как только зрители ловят нашу волну — они сразу же понимают, что смотрят CBS. Они даже не думают: «Ага, я смотрю CBS,» но они знают, что переключились на «глаз» и что там где «глаз» — там все их самые любимые программы. Вот почему так нужен образный и опознаваемый значок. CBS перенесли эту концепцию на наши здания и даже на наши деловые бумаги. Каждый аппарат нашего оборудования был подвергнут обработке дизайнерами. На любом нашем автомобиле, на любой телекамере вы найдете этот знак, и это не случайно. Все это делается вполне сознательно. Зрители ценят наши программы, и вряд ли можно услышать, что Интерньюс: Итак, когда студия получила свой логотип и выстроила свой дизайн, что меняется от этого для зрителя? Дорфсман: Станция становится узнаваемой. Зрители опознают вас по определенным деталям ваших программ. Что должен сказать ваш значок аудитории? Я думаю, он должен говорить: «Это свежо, это спорно, это правдиво, это дразнит, заманивает и много других хороших вещей. Чтобы зритель мог сказать; «Ого, я туда иду, я это покупаю». Когда я говорю «покупаю» я имею в виду, что зритель переключается на вашу программу. В конечном счете, все решают передачи, если передачи плохие, никакой дизайн вам не поможет. Если им понравились программы — вот тогда они запомнят и дизайн и логотип и будут говорить, что это — высокий класс. Интерньюс: Вы проработали на телевидении сорок лет. Что вы можете посоветовать начинающему дизайнеру телепрограмм? Дорфсман: Важнее всего иметь марку, по которой вас опознают. Это крайне важно. Вы должны понимать, что вам необходим опознавательный знак, потому что телевизионный эфир подобен океану. От других станций, скажем, от CBS или от Останкино вас отличает только то, что вы передаете в эфир ваш фирменный знак. Это ваша вывеска, не больше и не меньше. Например, если у вас портняжная мастерская, вы вывешиваете опознавательный знак. Если у вас несколько портняжных мастерских, вы вывесите для каждого из них подобные знаки. Где бы они не находились, вывеска всегда будет одна. Для телевизионной станции, будь она в Другая основная вещь состоит в том, как вы пометите ваше выездное оборудование. У вас есть автобусы, легковые машины, вы бегаете с камерами, пытаясь поймать последние события — и вся эта передвижная часть вашей студии должна быть помечена вашим значком, очень ясно, очень различимо. На автомобилях должна быть марка вашей студии. Ваше лого должно быть на боку каждой камеры, вокруг каждого микрофона. Если у вас есть свое здание, оно должно быть тоже ясно помечено. Это сделает вашу станцию узнаваемой для телезрителей и, в конечном счете, принесет стабильность в вашу работу. Если зрители будут видеть камеры с вашей меткой во всех уголках региона, они будут расценивать вашу станцию, ваш фирменный знак, как признак надежной и оперативной информации. Из интервью с С. Маниан (главный дизайнер видеографики) Интерньюс: Существует ли такая вещь, как стандарт графического оформления для каждой отдельно взятой программы? Когда вы работали на «Monitor Channel, использовали ли вы подобный подход? Маниан: Разумеется, да. Для каждой из наших программ существовали такие стандарты. Когда принцип графического дизайна для программы выработан, он проходит «обкатку», чтобы избавиться от недоработок, и затем стандартизируется для повседневного использования. Например, если вам понадобилось вставить изображение водородной бомбы: стандарт подскажет вам, как это нужно сделать, какой тип контура взять, размеры шрифтов и всю остальную техническую информацию, чтобы максимально снизить вариантность, которая естественно возникает при участии разных дизайнеров. Положим, сегодня я делаю дизайн для программы, а завтра Интерньюс: Итак, как создаются подобные списки? Каковы этапы их создания? Маниан: Видите ли, самое простое, на наш взгляд, это когда дизайнер или Интерньюс: Как влияет такая книжка со списками стандартов на общее «лицо» телестанции? Очевидно, что она облегчает работу художников, но как это отражается на последовательности, скажем, Маниан: В случае с Monitor Channel, цель была создать универсальный имидж канала. Другими словами, нужно было, чтобы зритель, только включив телевизор, сразу понимал, что смотрит Monitor Channel, порой даже бессознательно отметил этот факт, узнав характерный дизайн студии. Проблема в том, что сами программы должны быть непохожи, поэтому необходимо разнообразие и преемственность одновременно. Это как члены одной семьи: вам видно, что все эти люди — родственники, и, тем не менее, все братья и сестры Интерньюс: Что характеризует хорошо сделанную графику? Простота? Эффектность? Информативность? С вашей точки зрения, что делает графику удачной? Интерньюс: Получается, что графика, с одной стороны — «вещь в себе», а с другой — что она должна служить усилению воздействия дикторского текста? Маниан: Именно так. Есть простой тест: если взять вашу картинку и убрать текстовые врезки, будет ли понятно, о чем идет речь? Скажем, если титр поясняет, что сегодня объем торгов на бирже возрос, то, понятно, ни у кого не будет сомнений. Но если убрать текст — поймет ли средний зритель, что ему пытается сообщить графическая заставка? Графические примеры на последующих нескольких страницах взяты из заготовок станции Monitor Channel. Эта графика была выполнена Марией Локонте. Спецификации по дизайну были записаны в сопроводительный текст, с тем чтобы каждый из двадцати дизайнеров станции мог легко восстановить преемственность графики. Маниан: С моей точки зрения, рисунки работают на различных уровнях воздействия, и на этих разных уровнях, служат достижению разных целей. Для начала, основная причина, по которой графику вообще используют, состоит в том, что она призвана усилить воздействие сюжета, и, таким образом, базисная функция графики — информационная. Сюжет должен быть представлен в сжатой изобразительной форме. Задача — углубить восприятие зрителя. Подобной цели служат газетные иллюстрации — они тоже, в первую очередь, обеспечивают понимание сюжета. Плюс к этому, рисунок — это элемент искусства, и он должен быть привлекательным. Неряшливо сделанная графика всегда будет меньше воздействовать на зрителя, чем та, которая сделана с соблюдением законов гармонии. Итак, первая задача — понятность. Затем, вы проследите за тем, чтобы это было грамотно с точки зрения дизайна, и уж потом, если получится, передадите свое отношение к предмету, выражая его в выборе и сочетании составных элементов. Вот вам пример из одного из сборников Ассоциации Дизайнеров Телевидения, они иногда публикуют работы, удостоенные золотых наград по итогам года. Одна из работ запомнилась мне на всю жизнь, и это была заставка к истории о шпионах в Канаде. Первое, что приходит в голову при такой теме — это написать слово «шпионы» поверх флага Канады — это даст зрителям информацию о том, что «шпионы находятся в Канаде». Казалось бы, отлично. Однако дизайнер пошел на один шаг дальше: он поместил слово «шпионы» под кленовым листом канадского флага, и затем «отогнул» уголок листа, показывая, что «шпионы» были «спрятаны». Это содержало намек не то, что у сюжета есть много других, скрытых подтекстов. Сама картинка говорила «в Канаде шпионы», а не просто была канадским флагом с надписью «шпионы» — зрителю не надо было объединять эти два символа, не надо было делать усилие. Это было достигнуто уже в рисунке, и это — пример отличного дизайнерского решения. Эта заставка достигла всех поставленных целей. Интерньюс: Как вы отбираете образы, которые вы используете? Какова роль правильно подобранного символа? Маниан: Я стараюсь пользоваться «универсальными» символами, теми, которые легко понимаются всеми: стрелки вниз, вверх, вправо, влево — абсолютно международными символами, как например, запрещающий кружок с полосой поперек него. Это — «выжимка», базовый универсальный язык. Символы — это «инструментарий» дизайнера, и они могут быть очень сильными. К примеру, иллюстрируя сюжет о насилии и ненависти, вы используете свастику — общепринятый символ насилия и ненависти. Свастика — квинтессенция расизма и нетерпимости. При этом свастика — далеко не единственный символ, который вы могли бы использовать, однако понадобится сотня более «слабых» символов, чтобы заменить одну свастику. По сути дело, это «оружие» дизайнера. Вы берете картинку биржевого зала и прибавляете стрелку вверх — считайте, что вы усилили рисунок в десять раз. Теперь всем совершенно ясно, что сегодня биржевой индекс поднялся. Следующие иллюстрации показывают, как графический имидж может присутствовать во всех передачах канала, создавая изобразительную преемственность. Эти дизайны были разработаны для станций в Сакраменто и Интерньюс: Насколько важна работа с цветом? Когда вы придумываете дизайн, собираете картинки, делаете выкладку — насколько вы обращаете внимание на выбор цветовых оттенков? Маниан: Цвет — это еще один элемент вашего дизайна, как и шрифт, картинка, символы и все остальное. И использовать его нужно только для достижения определенных целей. Тот факт, что желтый — это ваш любимый цвет, вовсе не значит, что вы должны его всегда использовать. Оттенки цвета соответствуют оттенкам чувств, они могут означать радость или печаль. Бывает желтый «теплый» и желтый «холодный» и голубой «теплый» или «холодный» — в зависимости от того, какие оттенки вы расположите рядом и смешаете с ними. Цвета — тоже не более чем инструменты в руках художника. Если речь идет о неприятных явлениях и событиях, ваша палитра будет смещаться в «холодную» сторону, в сторону менее комфортабельных сочетаний оттенков. А если она наполнена радостью, счастьем — как возвращение ребенка в дом матери, вы, пожалуй, предпочтете сделать оттенки более теплыми, потому что общее ощущение от репортажа более теплое. Это касается всех элементов графики, вам нужно постоянно задавать себе этот вопрос: «Почему я делаю это именно так? Почему я выбрала именно это? Какое рациональное объяснение такому решению?» Такие вопросы вы будете слышать очень часто, если будете работать под началом Интерньюс: Какие советы вы могли бы дать художникам, которые только собираются организовать отдел компьютерной графики при своей телестанции? Маниан: Пожалуй, самое ценное — это «вырезки». (Имеется в виду библиотека изображений, которая собирается и хранится как архив для последующего использования: журнальная графика, логотипы, портреты политических деятелей, знаменитостей и т. д.) Это требует времени, поэтому начинать надо сразу же. Окружите свое рабочее место репродукциями тех графических работ, которые вам особенно по душе. Если я вижу удачную дизайнерскую работу на бумаге, в Интерньюс: То есть, каждой станции нужно иметь свой стиль, отличный, скажем от MTV, или от BBC, или от Российского телевидения... Им нужно создать свой, непохожий облик? Маниан: Разумеется. История российской художественной школы дает великолепное наследие дизайнеру. Честно говоря, американцы часто обращаются к наследию российского конструктивизма, в поисках новых идей. Для российских же художников — это свое, родное. Опыт окружающего мира — источник вдохновения, а отнюдь не имитации. Вот почему так полезно то упражнение, которое я порекомендовала выше. Если просто смотреть на то, как западные станции это делают, то не возникнет никакого другого желания, кроме как скопировать их, а вот если художник сначала сам придумает решение, а лишь затем сравнит его, тогда ему будут видны различия. Ваше сознание работает Интерньюс: Спасибо. Хотите ли вы Маниан: Я представляю себе ощущения телевизионных Библиография Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. Вагнер Д. Телевизионная компьютерная графика и оформление студии. Налимов В. В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. Тбилиси, 1978. Петрова Н. Нетривиальное мультимедиа, или интерактивный компьютерный перформанс//Компьютерра. 1995. № 44. Петрова Н. Телеграфика//Мир ПК. 1997. № 6. Хёрлберт А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг. М., 1984. Шурипа С. Craig J. Production for the Graphic Designer. New York, 1974. Hofmann A. Graphic Design Manual. NY, 1965. Mealing S. The art and science of computer animation. Oxford, 1992. Media education. Paris, 1984. Mc Luhan M. Understanding media. London, 1995. Noise Four. NY, 2001. Typographie — wann wer wie/Ed. F. Friedl, N. Ott, B. Stein. Köln, 1998. Phaidon Press Ltd. Brand Identity for Television With Knobs On Martin Тема № 194 Эфир 04.01.2003 Хронометраж 51:33 |
|||||||