|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Личность преступника |
↓№ 199↑ 16.01.2003 46:51 | ||||||
Участники: Мухина Валерия Сергеевна — доктор психологических наук, профессор МПГУ Дебольский Михаил Георгиевич — кандидат психологических наук, начальник отдела психологической службы Главного Управления Исполнения Наказания Министерства Юстиции Материалы к программе: Из статьи В. С. Мухиной «Развитие личности № 3»: В психологии существует несколько взглядов на феномен преступника. Биологизаторский взгляд на преступление связывает асоциальный поступок с генетическими предпосылками и с глубоко личностными причинами: характером, темпераментом, психическими аномалиями, инстинктивными стремлениями к агрессии, направленной на других людей и разрушения (Ломброзо Ч., Фрейд З., Ауэрбах Ш. И др.). Социоцентрический взгляд объясняет агрессию, асоциальность и саму преступность стимульным отрицательным влиянием на личность. Одной из центральных тем уголовной социологии и криминологии является трактовка преступного поведения как «заучиваемого, усваимого от других». Конечно, такое обучение включает не только прямое наставление, но и длительное, подчас совсем не явное влияние различных социальных процессов и спонтанных эмоций окружающих. Социоцентристы истоки индивидуального поведения видят в социальном отражении, зависимым от научения внутри значимой группы и под влиянием других групп через спонтанное взаимодействие с ними. Процесс обучения противоправному поведению включает в себя не только техники совершения преступления, но и сферу движущих мотивов, наклонностей, рационального поведения и воззрений. Считается, что «мировоззренческий аспект» обучения преступников зависит в основном о того, как смотрят на законы те, кто обучает или к кому обращаются за советом. Этот взгляд получает подтверждение в многочисленных исследованиях — была доказана устойчивость усвоенных в детстве агрессивных образцов поведения. С возрастом тенденция к агрессивному поведению в сложных ситуациях усиливается, так как расширяется диапазон провоцирующих ситуаций, а агрессия, вызывающая соответствующие реакции у других людей, втянутых в агрессивное взаимодействие, получает обратную связь — подкрепление и самооправдание. В итоге лица, освоившие агрессивные способы решения проблемных для себя ситуаций, не знают и не ищут лояльных способов взаимодействия. Они используют прежде всего вербальную и физическую агрессию. Развитие и нарастание агрессии в индивидуальной жизни человека провоцируется так называемым «психопатическим кругом семейных отношений», ближайшим негативно заряженным окружением и узнаваемыми спонтанно возникающими ситуациями. В двадцатом веке сформировались криминологические теории, объясняющие влияние социальных условий на содействие развития в человеке преступных ориентаций. Так или иначе вышеперечисленные взгляды презентуют преступника как жертву генотипа и обстоятельств. При этом понятно, что в равных условиях из одного человека получается преступник из другого нет. Сложно говорить об одной Отечественные криминологи считают, что личность преступника отличается от личности законопослушного негативным содержанием По мнению В. С. Мухиной, развитие личности определяют три фактора: это предпосылки (генотип), условия и внутренняя позиция. Преступное же поведение в этом контексте детерминировано в большой мере внутренней позицией самого человека. Таким образом, человек не является жертвой обстоятельств или генотипа, но сам выбирает свой путь — «в конечном счете определяющим становится выбор поведения, общий баланс мотивов, благоприятствующих или препятствующих совершению преступления». На основе обследования лиц, совершивших тяжкие преступления (анализировались личные дела и карты осужденных; проводились «включенные» беседы, анализировались письма, опрашивались эксперты...). В. С. Мухина определила личностные черты и мотивации, отличающие законопослушного человека от преступника. Она пришла к выводу, что «факт совершения насильственных преступлений является не только результатом генотипа, социальных условий и особенностей внутренней позиции самого преступника, но и новым, из ряда вон выходящим условием, трансформирующим и деструктирующим личность». Черты личности преступника по В. С. Мухиной: 1. Ригидность (застревание аффекта). 2. Импульсивность. 3. Подозрительность. 4. Злопамятство. 5. Гиперчувствительность к межличностным отношениям. 6. Авторитарность. 7. Цинизм. 8. Отчужденность. 9. Нарушенная социальная адаптивность. Мотивации жизненной позиции: 1. Общее негативное содержание 2. Преимущественная идентификация себя с лицами, стоящими в маргинальной социальной позиции и позиции закононепослушания. 3. Мораль оценивается как этикет, который демонстрируют в соответствующих ситуациях. Мораль — дело вкуса. 4. Доминирует позиция — «цель оправдывает средства». 5. Часто отсутствует ценностное отношение к работе, труду. Несколько писем заключенного психологу: 30.07.2002 Валерия Сергеевна, здравствуйте! Прошел уже месяц с тех пор, как мы с Вами встречались. Писать особо и нечего, последние здоровые мысли, если они конечно Вспоминая нашу беседу, хочется вернуться к вопросу душевного состояния и сосуществования с сокамерниками. Вы спрашивали, как мне удается оставаться самим собой в данных условиях. Вроде бы опустился на самое дно, глубже уже некуда, только «вперед ногами», а ведь достаточно таких, кто только об этом и мечтает. Просто не видят смысла в своем существовании, считают, что для них жизнь закончилась с приговором. Это глубочайшее заблуждение. Ведь даже для таких, внешне погибших людей, какими мы являемся, впереди найдется ни одна тысяча событий, приключений и радостных мгновений. Стоит только побороть ему собственное малодушие, апатию и в самой безысходной ситуации продолжать жить. Только действительно ЖИТЬ, а не существовать. Обязательно должны присутствовать надежда и вера. Вера в будущее, добро, справедливость, Господа, родных, друзей и т. д. Человек гибнет не потому, что наступает смерть, а потому, что гаснут его надежда и вера в спасение, в счастливое будущее. Именно в счастливое. В наших условиях, при ограниченности общения, информации, деятельности отчаяние, потеря веры и надежды равносильны смерти. В физическом, конечно, смысле, хотя и до нее не очень много останется. Человек абсолютно отключается от реальности жизни, теряет всякий человеческий интерес, жизненные навыки — вплоть до умственной деградации. Превращаеся в зомби в клетке с В заключение, возвращаясь к вопросу духовного состояния, хочется сказать, что человек в любых условиях должен (или обязан) оставаться человеком. Никаких скидок или поблажек на условия, проблемы быть не может. Наказание за содеянное — это ноша Господа, наш крест, который мы обязаны пронести с достоинством и честью, не уронив и по возможности не запятнав. Нужно только твердо сказать себе: «Нет, я не сдамся! Сам взвалил на себя эту ношу и буду нести ее твердо, до конца». 31.07.2002 В одной из газет прочитал следующее высказывание: «В зоне сидят умные люди, там дураков не держат. Человеку, отсидевшему 10 лет, надо выдавать диплом психолога с отличием». Это, конечно, мое личное мнение, но написал эти строчки именно дурак. Те, кто дружат с головой, прекрасно живут на свободе. А вот у кого ума недостаток или те, кто решил оказаться больно умным, как раз и находятся в зоне. Именно такие умники и корчат из себя «психологов» и «знатоков человеческой души». Сколько приходилось встречаться и сидеть с такими «психологами», всегда повторяется одно и то же. В каждом слове, в каждой беседе они пытаются найти скрытый смысл, выявить недосказанную мысль. Нагло, бесцеремонно «лезут в душу» с вопросами, а в дальнейшем рисуют для себя абсолютно превратную картину событий или беседы. И вот именно с таких «умников» начинается огромная часть конфликтов в зоне и особенно в нашей камерной системе, т. к. никуда от такого «психолога» не денешься и вынужден с ним сидеть. Вынужден выслушивать все высокомерные глупости, оскорбления (причем не только в свой адрес, но и в адрес всех родных и знакомых, о которых «умнику» удалось узнать) и самые абсурдные домыслы. В зоне, особенно в камерной системе, почти невозможно найти открытого, честного человека, т. к. многие и не единожды обожглись на таких вот «умниках». И в каждой камере найдется такой «умник», а то и не один. Обычно они эгоистичны и достаточно безжалостны к сокамернику, а если и проявляют доброту или заботу, то это в основном показное или вынужденное. И где у таких «психологов» истина, где доброта? Помните, М. А. Булгаков утверждал, что доброта — это справедливость, но высшая справедливость — это милосердие. О милосердии речь не идет, но отсутствует и доброта, т. е. — справедливость. Я описал, конечно, это только моя личная точка зрения, два абсолютно противоположных типа личности. Один — отчаявшийся, разуверившийся, потерявший всякий интерес к жизни. Второй — самоуверенный, амбициозный, полный планов доморощенный (читайте «зонарощенный») «психолог» («умник»). А ведь где амбиции, гордыня, там нет места мудрости. Вот я Вам пишу письмо, а мой сокамерник ходит и уже в который раз рассказывает о том, какой он гадкий и как его потрепала жизнь. Предварительно он, конечно, выяснил, куда и кому я пишу это письмо. Прекрасно понимаю, что все это говорится с одной целью — в надежде, что я все Вам опишу, Вы заинтересуетесь его делом, разберетесь и освободите. Ведь он в своем преступлении не виновен, его гипнотизировали и иллюзионировали. В дальнейшем записываю дословно: «Во всем виновата продажная власть. Если бы она была не продажная, то обязательно посадила бы Гришина и Трошева (это главные „гипнотизеры“), т. к. к ним обращались много раз. И вообще, я стал таким гадким потому, что все мне делали лишь гадости...» и вот в таком смысле и дальше. В действительности ни какой он не гадкий. Это просто своеобразный способ самовыражения, возможность лишний раз привлечь к себе внимание. Даже если это и будут нелицеприятные высказывания по поводу его мелких пакостей, бездумных поступков. И даже то, что он вину за свое преступление пытается переложить на мнимых гипнотизеров и иллюзионистов в Ребенок он ребенок и есть. Когда родители заняты делом и не обращают на него внимания, а очень хочется, чтобы все внимание было уделено ему, он идет в столовую, берет чашку и разбивает. Вот уж где уйма внимания. Так и у нас. Вот пока и все, о чем я хотел написать. Главное, выполнил невысказанную просьбу. 01.08.2002 Не знаю, сколько еще я буду писать это письмо. Вот сегодня прочитал и со многим не согласен, Хочется добавить еще пару строк о камерной жизни. Нас лишили свободы действий. За наши преступления нас изолировали от общества. Это, пожалуй, единственное различие между «вами» и «нами». Свободные люди и действуют свободно в том смысле, что они сами решают что им делать, выбираю нужное на основе своего собственного понимания о добре и зле и на основе своих личных симпатий и способностей. Я не знаю, что понимает под совестью такая мудрая наука как психология, но в моем понимании «совесть» — способность человека (его разума) делать нравственно верный выбор в конкретной ситуации и выносить себе беспристрастную нравственную оценку, т. е. проще говоря — это и есть понимание о добре и зле. На основе своих личных симпатий и способностей. Так вот, с лишением свободы нас ни в коем случае не лишили свободы совести и свободы воли. Все в нашей воле. Это как и у свободных людей. И жизнь и взаимоотношения в камере строятся точно на таких же принципах, как и на свободе. Во всех успехах или проблемах виноваты лишь мы сами, как, в принципе, и вы в своей жизни. Наумничал я здесь, даже нафилософствовал — более, чем достаточно. Увы, но ничего путного не получается. Библиография Берджесс А. Заводной Апельсин. Л., 1993. Дебольский М. Г. Психология нововведений в Дебольский М. Г. Проведение Достоевский Ф. М. Преступление и наказание/Ф. М. Достоевский. ПСС: В 15 т. М., 1995. Т. 7. Достоевский Ф. М. Записки и мертвого дома/Ф. М. Достоевский. ПСС: В 15 т. М., 1995. Т. 3. Клейн Л. С. Другая любовь. СПб., 2000. Кони А. Ф. Избранные произведения. М., 1956. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности: Серия «Психологи отечества». М.; Воронеж, 1999. Мухина В. С. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни/Развитие личности. 2002. № 3; 4. Поздняков В. М. История пенитенциарной психологии в России. М., 2001. Прикладная юридическая психология/Под ред. А. М. Столяренко. М., 2001. Солженицын А. И. Один день Ивана Денисовича. М., 2001. Солженицын А. И. Архипелаг Гулаг. М., 2000. Толстой Л. Н. Воскресение/Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. М., 1987. Т. 10. Чехов А. П. Остров Сахалин/Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М., 1977. Тема № 199 Эфир 16.01.2003 Хронометраж 46:51 |
|||||||