|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Неформальное христианство |
↓№ 217↑ 18.02.2003 50:27 | ||||||
До середины 20 века можно было по пальцам пересчитать памятники древнего гностицизма — религиозного течения, пытавшегося сочетать Евангелие с Участники: Смагина Евгения Борисовна — кандидат филологических наук Ястребов Глеб Гариевич — историк Материалы к программе: Постановка проблемы. Открытие в Наг Хаммади началось с арабского крестьянина, которого звали Мохаммед Али. Около пещер — древних могильных захоронений тысячелетней давности, он со своими братьями добывал птичий помет для удобрения и был изумлен, когда откопал запечатанный метровой высоты кувшин. Рядом с кувшином был захоронен труп. Мохаммед Али говорит, что боялся открывать кувшин, думая что в нем может быть джин. Но любопытство взяло верх и разбив мотыгой кувшин, он обнаружил внутри кувшина 13 объемных папирусных кодекса обтянутых кожей, на странном архаичном языке. Это был коптский язык на котором говорили в Египте 1400 лет назад. Взяв находку домой Мохаммед свалил ее в кучу около печки. Позже мать его рассказывала, что когда она готовила еду, иногда брала из этой кучи куски для растопки печи. И все же, тексты которые достались ученым, для науки являют собой одну из самых драгоценных находок XX в. Ранний христианский мир предстал перед наукой в новом свете. До нас дошло 52 текста. Некоторые из них содержат тайные евангелия, типа Евангелия Фомы, Евангелия Филиппа. Евангелие Марии Магдалины — текст, который был найден отдельно. Они также содержат беседы Иисуса с учениками. Под термином гностицизм, часто понимают людей, которых не любили лидеры Церкви. Но надо учитывать, что у каждого свой опыт познания, знания (gnostic), осмысления Бога. Опыт внутреннего поиска, а не стороннего спасения. Каждый из нас имеет свой опыт, и порой Но куда люди, называемые гностиками делись? Что с ними случилось? Представители ортодоксальной Церкви называли их гностиками, они же как и ортодоксы именовали себя христианами. Христианство древней Церкви было более плюралистичным, многообразным чем сейчас. Не было еще списка новозаветных канонических книг. Не было еще согласованного учения. Но к концу II века, мы уже видим иерархию епископов, священников и дьяконов которые говорят от имени общины. И их голос, и точка зрения относительно опасности того или иного взгляда, были решающими. Возможно тогда наиболее насущной проблемой для общины была проблема гонений. Все христиане были вне закона. Было опасно принадлежать этому движению. Если вас обвинили, вы арестованы и не отрекаетесь от своих взглядов — вас будут мучить и казнят. В такой обстановке каждый начинал подозревать другого, требовать четкого разграничения — кто есть кто? Объединить Церковь, значит создать критерии объединения: это — четыре Евангелия, правило веры, ритуалы. Но было бы наивно думать, что епископы хотели просто удержать власть: стать епископом, предводителем общины означало почти наверняка обречь себя на смерть. Социолог Макс Вебер показал, что если религиозное движение не сохраняет установившуюся структуру, то в течении одного поколения оно вырождается. Так что не все так просто как может показаться. А выживанием христианского движения мы обязаны как раз ортодоксальному иерархическому движению. Гностиками были люди утверждавшие, что знают Трудно с точностью сказать как появился гностицизм. В Библии говорится, что ангелы Божии стали входить к дочерям человеческим, чтобы породить подобных себе. Таким образом по учению гностиков существует избранность, существует иерархия духовного над материей и таким образом гностицизм имеет теологическое измерение и занимается теодицеей, оправданием добра и объяснением происхождение зла в мире. Материя зло, но аскетические упражнения помогают духу вернуться туда где ему подобает быть. Почему это все считалось ересью? В конце II в, когда стало формироваться христианское учение, выявили фундаментальную ошибку гностиков — противоречие между НАГХАММАДИЙСКИЕ РУКОПИСИ, коптские рукописи древних новозаветных апокрифов, найденные в Египте. Точная дата находки их неизвестна; в 1946 Каирский музей приобрел их у антиквара. Годом позже с ними познакомился франц. историк и коптовед Жан Дорсес. Он датировал рукописи Из словаря Гностицизм, греч., совокупность Из библиологического словаря: Гностические писания охватывают многообразную религиозную литературу первых веков христианства, которая создавалась в кругах гностиков. Гностиками (от греч. gnоsis — знание) принято называть представителей религиозных течений, пытавшихся сочетать Евангелие с Из гностич. среды вышло несколько евангелий, деяний, посланий и откровений, Учители и секты гностиков. Одним из первых гностиков считался самарянин Симон Гиттонский (Деян 8:9–24). За ним следуют: Досифей, Менандр, Иустин Гностик, Керинф, Саторнил, Василид, Валентин, Карпократ и их последователи, а также группы каинитов, нахасенов (офитов) и др. Особое место в гностицизме занимает Маркион Синопский, Письменные памятники древнего гностицизма. До сер. 20 в. было известно считанное число памятников (Пистис София, Тайна великого Слова, Ев. Марии, Оды Соломоновы). Сведения о прочих извлекались из полемич. произведений отцов Церкви и древних церк. писателей (свт. Иринея Лионского, свт. Ипполита Римского, Климента Александрийского, Тертуллиана, свт. Епифания Кипрского, Евсевия Кесарийского, блж. Августина, блж. Иеронима и др.). Эти сведения создают довольно пеструю картину сект, учений и школ, системы Интерпретация гностицизма до сих пор является предметом дискуссий среди ученых. Существует неск. взглядов на это явление религ. истории. 1. Отцы Церкви, а за ними Неандер и Гарнак рассматривают гностицизм как результат проникновения в Церковь эллинизированных доктрин Востока, т. е. видят в нем христ. ересь, или, как выразился Гарнак, «острую эллинизацию христианства». 2. Другие авторы (напр., Ренан, Буссе, Бультман) определяют гностицизм как определ. стадию в развитии синкретич. Однако, как показала переводчица и исследовательница текстов Основы гностического миросозерцания можно определить лишь в самых общих чертах. Разноголосица источников, усложненный символизм и стремление к эзотеризму не позволяют вычленить единую стройную концепцию. Гностицизм — это, безусловно, «религия спасения». Теология ее колеблется между пантеизмом и дуализмом, но в основе своей монистична. Превыше всего мыслится непознаваемое сокровенное Божество. Оно порождает сложную иерархию духовных сил (эонов), Для гностиков христианство — высшая абсолютная религия, но в их собственном истолковании. От Христа, учили гностики, люди узнали, что они могут открыть свою единоприродность с Богом. Творец, о Котором говорится в ВЗ, не мог дать истинного знания в силу Своей якобы ограниченной природы. Но Он не рассматривается как начало злое. Таким путем гностики пытались решить проблему соотношения двух Заветов. Темным полюсом для них была материя, что вело к крайнему спиритуализму и аскетизму (а иногда к имморализму, т. к. дела плоти, с их т. зр., не имеют реального значения). Только Маркион со всей определенностью характеризовал Бога ВЗ как злое начало. В целом вся эта доктрина с ее призывом искать истину только в самоуглублении, с ее отказом от активного нравств. служения, с ее языческой христологией, пантеистич. сотериологией, отрывом ВЗ от НЗ, учением о материи как о зле в корне противоречила основам христианства. Поэтому отцы Церкви противостояли влиянию гностицизма, Гностические евангелия (Ев. Истины, Ев. от Фомы, Ев. от Филиппа и др.) отличаются высокой художественностью, приподнятым стилем и по форме чаще всего являются логиями. Их авторов интересует не земная жизнь реального Богочеловека, а лишь поучения небесного эона, открывающего тайны спасительной жизни и «знания». Так, все изречения Ев. от Фомы начинаются словами: «Иисус сказал» и лишь изредка они включают диалог Иисуса со слушателями и учениками. На первый взгляд, это Евангелие весьма напоминает канонические. Но при внимательном прочтении становится очевидным, что оно далеко от истинной Благой Вести. Гл. задача — «познать себя» (Ев. от Фомы, 3), а через это — свою причастность Божеству. Добрый пастырь спасает не просто заблудившуюся овцу, а самую большую («духовного» человека), В Г. п. есть ссылки на ВЗ как на авторитетный источник (особенно в «Толковании о Душе»). Но в целом он признается «мертвым» (Ев. от Фомы, 57). Учение же Христа перетолковано в духе спиритуализма, с акцентом на самоуглубление и медитации над образами гностич. мифологии (история Души и эонов). Мировая Душа получила «божественность Отца, дабы обновиться, дабы вновь ее приняли в месте, в коем была она изначала (разр. — А. М.). Это — воскресение из мертвых. Это — спасение из плена. Это — восхождение к небесам. Это — путь к Отцу» (Толкование о Душе, 134). Такая установка более свойственна Веданте или Платону, нежели библ. традиции. Тем не менее, поскольку Основные этапы развития гностицизма. В древнейших частях Талмуда встречаются отрывочные указания на особые богословские течения, уклонявшиеся от ортодоксального учения, и в крайнем своем выражении толкуемые как еретические («Minim»). Среди раввинов процветали занятия космогонией и теогонией, относившиеся В 1652 году кармелитом Игнатием была описана впервые секта мандеев (также сабеи и назареи), возникшая на пороге н. э. и действующая поныне в Персии и Ираке. Само название их происходит от слова «manda» (знание), т. е. означает не что иное, как «гностики». Вся религиозная система мандеев изложена в книге, называемой ими «Великая книга» или «Сокровище». Древнейшая часть книги состоит из гностических отрывков, которые еще не предполагают христианства. Высшим Богом у мандеев является Мана, из которой истекают эманации «без конца и числа». Коварные Утры (архонты) создают мир, царство мрака и зла, куда посылается Манда д’ Хайя, чтобы покорить мятежные силы тьмы. У мандеистов придается важное значение знанию в деле спасения: «И жизнь есть для знающих нас, и жизнь есть для наших сведущих, и жизнь есть для просвещенных относительно нас мужей». Из древних текстов мандеизма можно сделать следующие выводы: Первые века христианской эры — это, с одной стороны, повальное восстание рабов, а с другой, — появление на арене мира полудиких варварских народов. Античный мир склонялся к закату, а с ним уходили его боги, его наука и его тайны. Но в действительности эта катастрофа была только кажущейся. «На лик Изиды, богини истины, спустилась вуаль более непрозрачная, чем прежде». Юные христианские общины были окружены плотным кольцом языческого и иудейского гносиса, который представлял одну из ветвей античного синкретического движения. Было естественно ожидать, что гностическое течение иудейского и языческого мира будет просачиваться в христианство. Так и было. Гносис приблизился к христианству и вкрался в него прежде всего через Известный исследователь гностицизма Г. Йонас выделяет 2 типа дуализма в гностической спекуляции: иранский гносис (Мани, автор «Песни о жемчужине) и Первое упоминание о Симоне Маге встречается, видимо, в кн. Деян. VIII, 5–24, где он представлен как волхв, изумлявший «народ самарийский своим чародейством». Его система была составлена и распространена еще до его знакомства с христианством. В ней нет христианских элементов, за исключением слов об отце, сыне и святом духе, но почему же он считается христианским ересиархом? Если сам Симон имел только внешние столкновения с христианством, то ряд его последователей были христианами, еретически извращавшими христианское учение. Поэтому Симона и называли «отцом всех ересей». В его системе находится в зародыше и Василид, Вызов Маркиона, современника Василида, более чем любая другая «ересь», определил потребность формулирования ортодоксального вероучения как такового. Маркион признает наличие благого, чужого этому миру бога и творца мира. Первый даровал человечеству «свободно данное прощение». Маркион вырабатывает свой Канон, включивший Евангелие от Луки и 10 посланий Павла с исправлениями и упущениями «иудейских вставок». «Маркион, отвергавший всякий аллегоризм, брал во внимание лишь вербальный смысл пророчеств и, перенося их во времена явления Христа, не находил никакого соответствия», тогда как Филон одним из первых ввел в богословие аллегорический метод толкования Библии. Вся доктрина Маркиона сосредоточилась на учении о Боге, о личности Христа, об искуплении и строгой морали. Внимание Валентина, ученика Василида, привлекали этические и сотериологические вопросы. Несмотря на зависимость от греческих философов, при разрешении основной этической проблемы он не следует им. Если по понятиям Сократа, Платона, стоиков зло относится к теоретической области и имеет свой источник в ошибочных суждениях, то Валентин вскрывает глубоко органические корни зла. Согласно ему, Отец Ипполит описывает секты офитов и каинитов. Офиты одной из ключевых фигур своей системы считали змея, который, убедив Еву вкусить от древа познания добра и зла, был Спасителем и первым гностиком. Каиниты подобную же роль отводили и Каину, не желавшему угодить Демиургу кровавой жертвой. Некоторые исследователи (Йонас) относят к гностикам и манихеев. Манихейство, безусловно, является синкретической религией, о чем говорит и сам Мани. Оно включает зороастрийские (первоначала), христианские (Иисус как спаситель) и буддистские (аскетическая нравственность, учение о перевоплощении) элементы. «Основу учения Мани составляет бесконечность первых принципов (Свет и Тьма), срединная часть интересуется их смешением, а Начало христианской эры и есть момент разрыва с прошлым. С распространением христианства связь с древним миром и его культурой повсюду стала падать, и чем больше отдельные люди стремились остановить этот разрыв, тем скорее он совершался. К неогностицизму чаще всего относят «теософию», а также Школы Мистерий и Герметические Ордена, черпавшие свои идеи и ведущие свою родословную от средневековых ересей, связанных одной нитью с синкретическим манихейством, о котором будет сказано позже. Главы церкви видели в Школах мистерий огромную силу, противостоящую окончательному успеху их новой догматической религии. «Установленная ими догма была направлена на подчинение иерархам церкви, в результате этого выпала логическая основа и сохранилось лишь принятие на веру, нагромождение нелепых догм, соответствующих уровню сознания иерархов церкви. Например, тайный документ Школ Мистерий о воплощении души в физическое тело, истолковывался как свидетельство воскрешения физического тела в День Великого Суда и большинство верующих слепо приняли эту доктрину, отвергающую эволюцию духа и назначение человека на земле». [Геливер] «Тина черного времени», охватывающая обе инквизиции (3 век н. э. и 12 век н. э.) не затронула драгоценный камень Учений Великих Посвященных. Находясь в тени догматического невежества, сокровища учений передавались от Учителя к Ученику в ожидании «рассвета нового дня». Когда в 1099 г. крестоносцы основали в «Святой Земле» христианское государство, заботу о защите паломников взяли на себя Преклонение перед законностью стремлений духовной и телесной природы человека — вот черты, характеризующие учение тамплиеров и их последователей. Праздник взятия Бастилии символизирует собой конечную победу храмовников над французскими королями. Казнь Жака Масонство, воспринимающее жизнь как возвышенную трагедию («Твоя цель — могила».), сближает с тамплиерами духовное родство. Оно собирает в своих ложах людей всех вероисповеданий. Из работ А. Кроули, Г. Кавендиша и других стало известно немало сведений о деятельности мистических орденов Небезинтерестным представляется сопоставление идей гностицизма и экзистенциализма, проделанное Йонасом, а также с идеями Ницше, которое вряд ли удастся воплотить в данном обзоре. Учение теософов, рассмотренное Вc. Соловьевым здесь разбирать не будем ввиду его родства с буддизмом и, вообщем, популяризационного характера. Гностицизм как ересь. Это учение с самого начала бросало вызов своим существованием и потому попало под испытующий взгляд тех, кому грозило ниспровержением. И изучение гностицизма, проведенное в разгар конфликта, обернулось обвинением. Прокурорами в судебном процессе выступали отцы ранней Церкви, излагавшие свое дело против ересей в многословных трудах (свидетельств защиты не сохранилось), они расследовали духовную родословную гностицизма с целью разоблачения его ошибок. Для них открытие, что то в гностицизме, что отступает от христианской истины, уходит корнями в эллинскую философию (в частности, Платона), было равносильно приговору. К концу 2 столетия формирующаяся Церковь начинает вести борьбу с гностицизмом. «Причиной этого был, прежде всего, недоступный большинству верующих уровень его суждений». Гностики, как правило, весьма сложно интерпретировали Библию, что открыло путь к ереси. Непреемлимыми были их туманные, псевдофилософские и мифологизированные объяснения. Крайний дуализм этого учения был основан на полной независимости материи от бога, ограничивал божественное всемогущество и этим подрывал «монотеистическую» сущность христианства. Петр Сицилийский в своем труде «...Осуждение и опровержение ереси манихеев», выделяет следующие «отличительные черты», делающие ересь таковой: 1) Они признают два 2) «Они прославленную и приснодевственную богородицу не называют даже в числе простых добрых людей. Они говорят, что не от нее родился господь, а свое тело принес с неба...». (Докетизм.) Они считают богородицей Иерусалим, в который вошел «предтечей за нас Христос». 3) «Они отвращаются от <...> святого таинства причащения плотью и кровью Господа нашего, говоря, что...во время вечери Господь своим ученикам давал не хлеб и вино, а символически свои изречения». 4) Они не признают образ, воздействие и силу креста и «окружают его <...> поношениями», считая крестом тело Христа, создавшего этот образ своими руками. 5) Они не признают ни одной книги Ветхого Завета, пророков называют сбивающимися с пути. У них есть также «богоненавистные послания их учителя Сергия, полные высокомерием и нечестием». 6) Они отвращаются от священнослужителей церкви; они говорят, что священнослужители выступили против господа, и считают свою веру истинно православной. В отличие от христианства, Василид понимает Божество как единое, а не как триединство. Мрачные темницы и костры средневековья закаляли дух избранных и были его «истинным чистилищем». Шмаков пишет в предисловии к «Священной книге Тота»: «Вся современная техническая культура не могла бы вовсе развиться, если бы живы были вполне предания о древности минувшей. Люди не могли бы обратить все свои силы исключительно на знания земли, ибо дух их всегда и неизменно тяготеет к вечности...Человек должен сначала познать себя во всей полноте..., и только после этого может начать стремиться ввысь; не имея опоры внизу, он не в силах подняться» от земли (gnosis.newmail.ru). Библиография Виппер Р. Ю. Рим и раннее христианство. М., 1954. Данн Дж.Д. Единство и многообразие в Новом Завете/Пер. с англ. М., 1997. Кефалайа («Главы»): Коптский манихейсий трактат/Пер. с коптского, исследование, комментарий, глоссарий и указатель Е. Б. Смагиной. М., 1998. «Пастыр» Гермы/Сост., комментарии И. С. Свенцицкой. М., 1997. Раннехристианские апологеты Ранович А. Б. Очерки истории раннехристианской церкви. М., 1941. Свенцицкая И. С., Трофимова М. К. Апокрифы древних христиан. М., 1989. Смагина Е. Б. «Евангелие египтян» — памятник мифологического гностицизма: Вступительная статья, перевод с коптского и комментарии//Вестник древней истории. 1995. № 4. Смагина Е. Б. Толкование на книгу Бытия в иудаизме как источник манихейского космогонического мифа//Мир Библии. 2001. Вып. 8. Трофимова М. К. Флуссер Д. Иисус свидетельствующий о Себе/Пер. с нем. Челябинск, 1999. Хосроев А. Л. Александрийское христианство: По данным текстов из Наг Хаммади. М., 1991. Хосроев А. Л. Из истории раннего христианства в Египте: На материале коптской библиотеки из Наг Хаммади. М., 1997. Чарзворт Дж. Исторически Иисус и экзегетическое богословие//Страницы. 2001. № 6. Тема № 217 Эфир 18.02.2003 Хронометраж 50:27 |
|||||||