|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Теории антропогенеза |
↓№ 223↑ 03.03.2003 50:02 | ||||||
Стенограмма эфира Когда и где возникла первая человеческая популяция? Был ли неандерталец нашим предком? Насколько физические и интеллектуальные способности современного человека ниже, чем у кроманьонца? И, наконец, что же сделало человека человеком? О хронологии заселения земного шара и будущем человечества — антрополог Александр Зубов. Участник: Зубов Александр Александрович — профессор, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки. Институт этнологии и антропологии РАН Материалы к программе: Антропогенез (от греч. «происхождение человека») — процесс Из статьи А. А. Зубова «Иерархия факторов антропогенеза»//Вестник антропологии. Вып. 2. М., 1996. Формулировка «труд создал человека», передающая в урезанном виде мысль Ф. Энгельса, высказанную им на страницах «Диалектики природы» и ставшая непременным элементом «научного ширпотреба» в быту и, отчасти, в популярной литературе, требует многих существенных оговорок. Труд — «первое и основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Вот Эти факторы можно объединить в две большие группы: экологическую и биологическую (сумма биологических предпосылок). Энгельс ставит трудовой фактор на первое место, устанавливая т. о. определенную иерархию по степени значимости. Этот вопрос требует особого внимания. Во времена Ф. Энгельса еще не была разработана систематика гоминид и, соответственно, не сложились еще четкие представления об этапах эволюции человека. В настоящее время, говоря о факторах антропогенеза, мы прежде всего уточняем, о каком человеке идет речь — о первом человеческом существе, начавшем делать каменные орудия, либо об «анатомически современном» человеке. И здесь необходимо установить момент, когда труд «включился» в процесс эволюции человека как один из важных ее стимулов. Если подразумевать под «первым человеком» существо, приступившее к изготовлению орудий, то в силу простой логики его становление никак не могло быть детерминировано трудовым фактором в том смысле, в котором труд обычно принимался отечественными авторами. Иначе неизбежно возникает парадокс «курицы и яйца», напрашивается вывод о некоей «трудящейся обезьяне» (или, во всяком случае, трудящемся австралопитеке), которую, согласно основной идее, следовало бы, в то же время назвать человеком. Ведь по Ф. Энгельсу главное отличие человеческого общества от стада обезьян — труд, а труд начинается с изготовления орудий. Непосредственной формирующей силой в данном случае, как и в любом процессе видообразования, выступает естественный отбор. Ф. Энгельс, упрекая естествоиспытателей школы Дарвина в неспособности понять значения труда в антропогенезе в силу «идеалистического влияния», не рассматривает в своей работе роль естественного отбора, вероятно, в силу жесткой установки, связывающей сферу жизни человека только социальными факторами. Бесспорно, что последние (включая и трудовую деятельность) играли возрастающую роль в эволюции рода Homo и создании им «искусственной среды», определяющей направление адаптивных процессов, но непосредственно «лепить» морфологическую и физиологическую специфику возникающего нового таксона они не могли. Игнорируя естественный отбор, мы не пойдём в этом вопросе далее давно оставленного наукой ламаркистского понимания эволюции. Из статьи А. А. Зубова «Дискуссионные вопросы теории антропогенеза»//Этнографическое обозрение. 1996. № 6. Обилие новых палеоантропологических находок значительно обогатило наши знания о ходе антропогенеза, но в то же время породило множество неожиданных затруднений с интерпретацией полученных материалов, а также прежних данных. К настоящему моменту в разделе антропологии, посвященном происхождению и эволюции человека, вопросов стало больше, чем ответов, и чуть ли не все проблемы стали дискуссионными. Представления о становлении гоминид и человека, сложившиеся к середине нашего столетия, подверглись в настоящее время серьезной ревизии. Казавшаяся стройной и хорошо обоснованной стадиальная теория антропогенеза претерпела радикальные изменения. Оказалось, например, что последовательность эволюционных стадий, принятая ранее в науке, осложняется фактами длительного сосуществования таксонов разных уровней, что многие находки были неверно датированы, что краниологические комплексы ископаемых гоминид далеко не так жестко коррелированы с формами сопровождающей каменной индустрии, как считалось ранее. Противоречивые суждения возникли в антропологии по поводу времени возникновения семейства гоминид, реальности древнейшего таксона рода Homo, азиатского и африканского центров гоминизации. Вопрос о датировании момента отделения ветви гоминид от общего гоминоидного ствола согласован в науке лишь в том отношении, что это событие совершилось гораздо позже, чем считалось прежде. При этом, однако, диапазон оценок времени дивергенции остается значительным: Потомками этих высших приматов были первые прямоходящие существа — австралопитековые — ранние представители семейства гоминид. И. Коппенс считает выделение этого семейства более значительным событием в эволюции живого мира, чем возникновение рода Homo. По современным данным, первая популяция человеческих существ появилась на земле Спор между сторонниками гипотез африканской и азиатской прародины человечества имеет давнюю историю. После целого ряда крупных палеоантропологических открытий в Африке в течение трех последних десятилетий чаша весов едва ли не окончательно склонилась в пользу Африки, что подтверждает прогноз, сделанный еще Дарвином. Наука, однако, требует осторожности в выводах и готовности к различным неожиданностям, так что следует учитывать обе точки зрения на локализацию прародины первого человека, признавая право ученых на предпочтение той или иной позиции. На данный момент факты обязывают признать более обоснованной африканскую гипотезу. Несмотря на ряд неясностей и противоречий в рассматриваемом разделе теории антропогенеза, бесспорно одно: в результате Этот вопрос тесно связан с давним, поныне не прекращающимся спором между так называемыми моноцентристами и полицентристами, т. е. сторонниками гипотез возникновения современных рас человека из единого центра эволюции древних гоминид, либо из разных, независимых центров. Представители подвида Homo, к которому принадлежит все современное человечество, появляются в Европе, по данным палеоантропологии, примерно 35–40 тыс. лет назад. Прежде в науке именно эти даты фигурировали как время возникновения современного подвида человека. В этот период повсеместно в Европе происходит быстрое вытеснение каменной индустрии типа В данной работе мы в основном придерживаемся гипотезы миграции человека современного типа в Европу из Африки и Азии примерно 40 тыс. лет назад и ассимиляции им неандертальского коренного населения. В настоящее время в руках антропологов имеются уже достаточно достоверные доказательства, что человек современного физического типа произошел не 40 тыс. лет назад, как думали антропологи Словом, процесс сапиентации в анатомическом смысле завершился в Африке на несколько десятков тысячелетий раньше, чем в Европе. Отсюда вполне убедительной представляется так называемая Сосуществование различных таксонов рода Homo — факт, открытый сравнительно недавно и находящийся в противоречии с прежней стадиальной теорией, исходящей из постулата «одного вида» (т. е. одного вида гоминид в каждый конкретный период времени). К числу новых достижений науки о происхождении человека относится также твердо установленный факт отсутствия жесткой связи между типом каменного инвентаря и эволюционной стадией того или иного представителя рода Homo. После длительного сосуществования двух подвидов гоминид, примерно 40 тыс. лет назад массы популяций Homo пришли в движение. Вероятно, имел место демографический взрыв, увеличение плотности населения и резкий прогрессивный сдвиг в области материальной и духовной культуры. Гипотезу африканской прародины современного человека в своем варианте поддержали генетики. Американский исследователь А. Уилсон, совместно с коллегами из Калифорнийского университета, предложил гипотезу так называемой «Африканской Евы»: все современное человечество, по мнению этого автора, произошло от одной женщины, жившей в Африке, южнее Сахары, примерно Резонно предположить, что в течение всей эволюции рода Ноmо в его пределах постоянно происходил обмен генами между самыми различными очагами формообразования, в частности между двумя древними первичными центрами эволюции Ноmо? западным и восточным. Таким образом, имела место «сетевидная эволюция», как нечто присущее роду Ноmo, как следствие особенностей бытия и развития этого рода. В свете всего сказанного гипотеза «Африканской Евы» представляется слишком односторонней: она не учитывает связей и взаимоотношений внутри многообразного, быстро развивающегося конгломерата групп, каким во все времена было человечество. Вообще, краниологический монголоидный комплекс (в отличие от одонтологического) имеет очень незначительную древность. По европейским краниологическим материалам эпохи верхнего Другие условия сложились в процессе формирования австралоидной расы: генный обмен в этом регионе был более ограниченным в силу географических причин, во всяком случае он был беднее в отношении разнообразия генных сочетаний по сравнению с зонами микроэволюции европеоидов и монголоидов. В силу этого, вероятно, выделилась более однородная, более «чистая» линия, в пределах которой основной исходный комплекс мог удерживаться в общих чертах в течение очень больших промежутков времени, так что современный морфологический вариант сохранил многие древние черты. Разумеется, речь не идет о полной «чистоте» и независимости австралоидной линии на протяжении сотен тысяч лет: вероятность такой ситуации крайне мала. Все сказанное об австралоидах в той же мере, если не в большей, относится к коренному населению Африки. После возникновения африканских популяций Homo вектор большинства миграций был направлен «вовне» — в сторону Европы и Азии, так что в пределы африканского континента поступало гораздо меньшее количество инородных генов, чем их «поставляла» Африка в другие части Света. Генный обмен происходил в основном внутри африканского региона, что ограничивало общее разнообразие и, как и в случае с австралийской расой, привело к консервации древних типов, сохранивших в процессе микроэволюции некоторые протоморфные черты. Генетики констатируют необычайную устойчивость во времени генофонда современных африканских популяций. Так, американский исследователь Г. Дикон вычислил, что бушменский генетический комплекс существует уже по крайней мере 100 тыс. лет и, вероятно, уходит корнями в еще более глубокую древность эволюционной истории африканского человека. Когда мы говорим о различиях во времени завершения формирования современных рас человека — это лишь один из возможных подходов к оценке относительной древности расовых типов. Под термином «древность» можно подразумевать также время отделения эволюционной ветви каждого рассматриваемого типа от общего ствола. По мнению ортодоксальных полицентристов, современные расы имели разных предков на уровне неандертальца. Тогда следовало бы приписать расовым комплексам (точнее их эволюционным линиям) древность порядка сотен тысяч лет, если не более. Исходя из современной моноцентристской позиции, необходимо признать, что все ныне живущие расы имели общего прародителя Признание гипотезы сетевидной эволюции на всех этапах существования рода Ноmо в определенной степени снижает значение самой постановки вопроса о времени первичной дифференциации линий, ведущих к различным расам, если не считать проблем, связанных с древнейшим разобщением человечества на африканскую и азиатскую части. Сетевидная модель эволюции допускает в основном лишь дискуссию о соотношении сроков становления расовых и внутрирасовых таксонов в их современной форме, которую принято считать дефинитивной, завершенной на данный момент, хотя на деле это, конечно, означает лишь условную фиксацию наблюдаемого этапа развития. Современное человечество — единый политипический подвид рода Ноmо, вобравший в себя большую часть генетического разнообразия всего этого рода на протяжении его эволюции, дивергенции и метисационных процессов. Интеграция всех современных рас в один подвидовой таксон Homo sapiens и их исключительная генетическая близость друг к другу (расы генетически в 25 раз ближе друг к другу, чем шимпанзе к человеку) объясняются не только общностью их происхождения, но также постоянным обменом генами между дивергирующими популяциями, включая распадающиеся изоляты. Из статьи А. А. Зубова «Тенденции эволюции человечества»//Расы и народы. Вып. 12. М., 1982. Проблемы, связанные с будущим человечества, особенно с отдаленным будущим, нередко считают пограничной областью между наукой и фантастикой или же просто фантастикой, не имеющей под собой реальной научной базы. Однако современная паука уже сейчас располагает столь значительным объемом информации, что постановка такого рода проблем представляется вполне закономерной и своевременной. К тому же важность и актуальность вопросов футурологического профиля не подлежит сомнению. Специфика человека как объекта исследования состоит в его «вселенскости» (по выражению В. И. Вернадского), в том, что человек по отношению к живому миру Земли является представителем качественно нового уровня движения материи и, таким образом, по эволюционной значимости представляет собой космическое явление. Поскольку эволюция человека есть часть всеобщей магистрали развития материи, его будущее не может рассматриваться вне связи с эволюцией Вселенной в целом. В развитии и постепенном выявлении описанных магистральных тенденций можно видеть последовательное совершенствование самого эволюционного процесса, «эволюцию эволюции». Механизм этого явления был исследован и описан Человек как результат магистральной эволюции обладает наиболее полным (для нашей планеты) «набором» магистральных качеств, универсальностью в масштабе всей планеты с частичным приобретением черт космического универсализма, высшей средовой автономией (проникновение во все экологические ниши без изменения морфофизиологических особенностей), огромным информационным потенциалом, что обеспечивает виду обширную «сферу ориентации». Магистральные формы в своем развитии и непрерывном восхождении по линии усложнения организации как бы «избегают» частных, временных оптимумов отношений со средой, вследствие чего вся магистраль в целом оказывается наделенной на некий практически недостижимый «абсолютный оптимум» для системы «Человек — бесконечная Вселенная». Исходя из фундаментальных свойств магистрали мы должны, следовательно, предположить, что в будущем человечеству предстоит: 1) стать еще более автономной и универсальной формой бытия материи (например, освоиться в космосе, подводной среде и т. д.), овладеть новыми видами энергии, уменьшить свою зависимость от климатических условий, используемых сейчас природных пищевых и энергетических ресурсов; 2) значительно увеличить объем информации о мире, обогатить и уточнить «модель мира», делая акцент на прогностическую и «предваряющую» информацию, обеспечивающую надежность существования и развития на беспредельно большие сроки; 3) достигнуть состояния интегрированного многообразия (сохранения и увеличения индивидуального разнообразия без образования новых внутривидовых таксономических подразделений). Говоря о будущем человечества, мы еще почти не касались вопроса, каков будет физический тип человека в будущем, как будут выглядеть наши потомки через сотни, тысячи, десятки тысяч лет. Одним из главных аспектов этой проблемы является изучение характера изменчивости антропологического типа современного человека. По этому вопросу существуют в основном две точки зрения: 1) в пределах вида Ноmo sapiens со времени его становления происходил процесс затухания стадиальной эволюции, стабилизации вида; 2) эволюция физического типа человека продолжается в наши дни и будет продолжаться в обозримом времени, что приведет к образованию нового вида. Для решения этих проблем нужно прежде всего обратиться к анализу механизма, который мог бы в принципе привести к видообразованию. Если говорить о видообразовании путем ветвления, то здесь нужно было бы прежде всего предположить возможность действия отбора, направленного па дифференциацию, либо (или наряду с этим) — выраженного эффекта дрейфа генов. Описанная выше интеграционная тенденция в магистральной эволюции позволяет усомниться в наличии таких возможностей, особенно если речь идет о будущем. «Сдерживание» адаптивной радиации социальной формой бытия материи уже в верхнем палеолите исключило возможность дифференциации таксона с образованием ветвей, различия между которыми превышали бы подвидовой уровень. Дифференциация за счет образования изолятов и Отбор на приспособленность к тем или иным видам человеческой деятельности также не может сыграть в обществе роль дифференцирующего фактора, так как с развитием науки и техники характер профессий быстро меняется, а генетическое разнообразие и запас пластичности человечества достаточны чтобы обеспечить самые различные сферы деятельности. Можно думать, что по крайней мере в течение следующих нескольких тысячелетий никакие дезинтегрирующие факторы не изменят состояния интегрированного многообразия человечества. На протяжении этого периода будет постоянно возникать большое число новых индивидуальных комбинаций генов в пределах существующего генофонда Земли вследствие интенсивной метисации. Антропологически человечество будущих нескольких тысячелетий должно быть разнообразным и колоритным. По футорологическим подсчетам, в течение следующего тысячелетия будет освоена Солнечная система, т. е. «космизация» жизни сильно продвинется вперед. Вероятно, пройдет еще несколько тысячелетий, пока будет сделан решительный шаг к освоению галактического пространства. Галактическая деятельность наших потомков должна получить полное развитие в течение Следует учитывать, что не только в это отдаленное время, но еще гораздо раньше в принципе могли бы обнаружиться другие формы эволюционного процесса, способные изменить физический тип человека. Однако вероятность активного действия этих механизмов селективного характера в более или менее близком будущем, как правило, невелика. Новые генные комбинации, складывающиеся в рамках имеющегося генофонда населения планеты, не дают селективных преимуществ и не представляют собой базы для видообразования. Активизация мутационных процессов и повышение процента генетических аномалий также не имеет перспектив в плане выработки нового вида. Тенденция к увеличению генетического груза либо будет устранена медициной (например, с введением антимутагенов), либо приведет со временом к выработке генотипов, более устойчивых к конкретным мутагенным факторам (в частности, к ионизирующей радиации) и, конечно, не являющихся основой для нового вида. Различного рода известные генетические уклонения не представляются селективно ценными, не могут быть подхвачены движущим отбором, а скорее будут систематически ограничиваться отбором стабилизирующим. Некоторые исследователи предпринимали попытки прогнозирования морфологических особенностей будущего человека на основании так называемых профетических признаков (таких, как редукция числа ребер, зубов). Так, например, А. П. Быстров сконструировал модель скелета человека будущего (с огромным черепом, уменьшенным числом ребер, пальцев конечностей, беззубой челюстью). Нужно сказать, что профетические признаки, избранные автором, вряд ли действительно указывают будущие пути развития, так как они, очевидно, не имеют селективной ценности. Что касается размеров черепа, то их увеличение, Выработанные отбором на предыдущих стадиях эволюции «человеческие» особенности — высокоразвитый мозг, приспособленная к труду рука, совершенное вертикальное положение тела — оказались достаточными, чтобы обеспечить человеку нормальное функционирование в обществе в условиях самой сложной и быстро меняющейся искусственной среды. В связи с этим произошло резкое ослабление давления движущего отбора, что вызвало замедление С начала верхнего палеолита, как известно, темп эволюции человека резко замедлился. При этом было бы ошибкой полагать, что затухание стадиальной эволюции у неоантропа означает у него полное отсутствие всякой изменчивости по эпохам. Действительно, разного рода незначительные направленные и ненаправленные изменения в пределах вида Ноmo sapiens происходили и происходят. Означает ли сказанное, что физический тип человека «законсервирован» навечно в его нынешнем виде? В более или менее обозримом будущем, т. е. на период, измеряемый тысячами и десятками тысяч лет, действительно, существенных видовых изменений, вероятно, не произойдет. Во всяком случае указаний на такого рода тенденции нет. Биология знает много случаев исключительной стабильности таксонов, так что биологическая стабилизация человеческого рода в условиях ослабления отбора и с учетом темпов эволюции предшествующих десятков тысяч лет не представляет ничего удивительного. Стабилизирующий отбор — единственная форма отбора, сохранившая реальное значение у современного человека, стремится к закреплению морфофизиологического облика современного вида. Естественно все же предположить, что чрезвычайно медленный процесс, направленный на дальнейшую «рационализацию» типа в условиях магистрального развития, вероятно, продолжается. «Биология общества» все же не остается безразличной к существенным сдвигам развивающейся ноосферы. Как стабилизирующая, так и движущая составляющие отбора будут направлены на поддержание Конечно, человек при этом всегда будет сохранять характерную для магистрали неспециализированность, так что морфофизиологические изменения его типа будут играть подчиненную роль. Однако часть этих изменений, связанная с магистральным развитием (например, раскрытие Индивидуальное сознание формируется на основе уровня, достигнутого общественным сознанием. В среднем культурный человек XX в. информационно богаче человека прошлого века. В этом можно видеть совершенный, мобильный механизм информационной эволюции на социальном уровне движения материи. Эволюция эта, выражая одну из главных тенденций магистрали, неуклонно продолжается и ускоряется. Однако можно спросить, возможны ли На этой стадии, т. е. через несколько сотен тысяч (или даже через миллионы) лет, вид Ноmo sapiens, вероятно, прекратит свое существование как таковой и перейдет в Библиография Биологическая эволюция и человек. М., 1989. Бунак В. В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980. Единство и многообразие человеческого рода. М., 1997. Зубов А. А. Тенденции эволюции человечества//Расы и народы. Вып. 12. М., 1982. Зубов А. А. Дискуссионные вопросы теории антропогенеза//Этнографическое обозрение. 1996, № 6. Зубов А. А. Иерархия факторов антропогенеза//Вестник антропологии. Вып. 2. М., 1996. Зубов А. А. Проблема термина «раса» и расовых классификаций в современной физической антропологии//Этнографическое обозрение. 1996. № 1. Зубов А. А. Естественная история древнего человечества//Природа. 1998, № 1. Зубов А. А. Неандертальцы: что известно о них современной науке?//Этнографическое обозрение. 1999. № 3. Зубов А. А. Новая интерпретация роли «гейдельбергского человека» в эволюции рода Homo//Этнографическое обозрение. 2001, № 1. Современная антропология и генетика и проблема рас у человека. М., 1995. Хрисанфова Е. Н. Перевозчиков И. В. Антропология. М., 1991. Homo sungirensis. Верхнепалеотический человек: экологические и эволюционные аспекты исследования. М., 2000. Humanity from African naissance to coming millennia. Firenze, 2001. Physical anthropology: a perspective. NY, London, Sydney, Toronto, 1972. Тема № 223 Эфир 03.03.2003 Хронометраж 50:02 |
|||||||