Обратная связь
gordon0030@yandex.ru
Александр Гордон
 
  2002/Январь
 
  Архив выпусков | Участники
 

Обрезание

  № 55 Дата выхода в эфир 15.01.2002 Хронометраж 1:17:00
 
О ритуале обрезания как источнике иудейско-христианского противостояния — раввин Зиновий Коган и историк Юрий Табак.

Материалы к теме:

1. Массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны ставит под вопрос христианскую теологию. Что христианского в христианстве? Может быть Фрейд был не так далек от истины, объясняя антисемитизм неосознанным страхом перед обрезанием и пониманием этого обряда как кастрации (точнее — не пониманием этого обряда). Кастрация, в свою очередь почти буквальная смерть. Так понимал обрезание, (как моральный эквивалент кастрации), римский император Адриан и поэтому запретил его совершать, вызвав этим запретом знаменитое и страшное восстание Бар-Кохбы. Евреи много претерпели за свою верность закону.

2. Обрезание становится знаком иудейства с эпохи Антиоха Епифана (Маккавейские мученики) II в. до н. э., до Испании времен инквизиции и Гитлеровской Германии. Крещеные евреи, марраны в Испании подвергали себя большому риску, производя обрезание своим сыновьям. Матери иногда искусственно вызывали у новорожденных воспаление мочевого канала, чтобы под этим предлогом сделать операцию обрезания. Некоторые марраны сами совершали себе обрезание.

3. В XIX веке возникло движение реформизма в иудаизме, лидеры которого не были столь строги в хранении закона, и не считали необходимым носить знак Сюза-Завета на теле. Реформаторское течение в 1847 году во Франкфурте-на-Майне, нашло обряд обрезания довольно жестоким и не нужным элементом иудаизма. Главный раввин Мекленбурга, рабби Эйнхорн, в поддержку такого взгляда посвятил в синагоге необрезанного ребенка, при том что родители ребенка были евреи. Мальчик был наделен всеми полномочиями и обязательствами, возлагаемыми на еврея в таких случаях.

4. Вообще обрезание очень древний обряд, распространенный повсюду, кроме Северной Европы, Монголии и индуистских регионов Индии. Наряду с тем, что обрезание имело священное значение в обрядах инициации, существовал и гигиенический аспект этой операции.

5. Церковь исторически произошла из иудаизма. Полемика вокруг обрезания узловой вопрос. Как в зародыше здесь вопросы: спасения, сыновства и богосыновства (сыны Авраама или сыны Божии. Исаак в иудейской традиции — сын Бога), закона и благодати. Церковь рождается в этой полемике. У христианского богословия два источника: богословие евангелиста Иоанна и богословие апостола Павла. И у того и у другого мы находим антииудейские мотивы; и у того и другого богословски интерпретируется обряд обрезания. Т. е. христианское богословие рождается в этой полемике. Это своего рода пуповина соединяющая эллина и иудея. Вернуться к этой полемике — вернуться к истокам проблемы, ко времени возникновения христианского богословия.

6. Значение обрезания в иудаизме столь велико, что отменить его невозможно (Брак Бога и Его народа; Моисей чуть не поплатился жизнью; необрезанный должен быть убит, извергнут... Пасху нельзя есть необрезанному). Можно обрезание интерпретировать. Это делает апостол Павел (Гал 4), в основе такой трансформации — оправдание по вере (спасение через веру; ни обрезание, ни не обрезание, а вера действующая любовью), т. е. родство по вере, т. е. дети Авраама по вере, ибо он тоже по вере получил обрезание — знак завета. Верующие во Христа уже имеют родство по духу, а не по плоти.

7. Три аспекта необходимости обрезания (согласно ап. Павлу, Иустину муч., Фоме Аквинскому):

1) МИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ:

a) у неевреев: Кастрация это почти буквальная смерть, обрезание — мистическая смерть и возрождение, шкурку хранили как оберег;

b) у евреев: Совершается в день восьмой (иначе считается не обрезанием, а просто мед. операцией), Суббота (даже в субботу и Йом-кипур), прощение грехов, мир стоит, закон для неба и земли существует пока совершается эта заповедь (Иер 31);

c) в христианстве: совлечение тела плоти (ап. Павел), мистика Крещения (погружение), смытие грехов, Воскресение — день восьмой.

2) ЗАКОННОЕ ЖЕЛАНИЕ ПРАВДЫ:

a) у неевреев: Знание закона природы, полноправный член племени;

b) у евреев: Избранность Израиля (да не будет у тебя других Богов), Знание и исполнение Торы, чистота, Брак Бога и Его народа;

c) в христианстве: Церковь, Тело Христово, «...да знают тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою, Иисуса Христа» (Ин 17.3), община верных, исцеление (приобщение к Телу), девственная верность, аскеты, психология (обрезание — состояние души, Феодороит), дает возможность предчувствовать конец времен (эсхатология, Тертулиан).

3) ДАРОВАНИЕ БЕССМЕРТИЯ или благодать (через жертву):

a) у неевреев: Сексуальность как плодородие, пубертат;

b) у евреев: Благословение семени, сексуальность это плодородие Бога, кровь завета («в крови твоей ты будешь жить» Иез 16:6), дети Авраама, Акеда (жертвоприношение Исаака);

c) в христианстве: Дети Бога, Сын Божий, искупительная кровь нового завета за многих проливаемая, жертва Сына Божия (крест Христов), плодоношение во Христе в «муках рождаемое», подражание Христу.

Библиография

Библия: книги священного Писания Ветхого и Нового завета. Брюссель, 1989.

Благовестник. Толкование на св. Евангелия блаж. Феофилакта Болгарского. СПб., 1996.

Ветхозаветные апокрифы: книга Юбилеев; Заветы двенадцати патриархов/Пер. А. Смирнова. СПб.: Амфора, 2000.

Геродот. История. М., 1999.

Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Москва-Иерусалим, 1997.

Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1901.

Жития святых святителя Дмитрия Ростовского. М., 1904.

Иосиф Флавий. Иудейские древности. М., 1996.

Левинская И. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000.

Писания мужей апостольских. Рига, 1992.

Раннехристианские церковные авторы. Антология. Брюссель, 1964.

Трактат Авот. М., 1990.

Тора (Пятикнижие Моисеево). М., 1993.

Тема № 55

Эфир 15.01.2002

Хронометраж 1:17:00


НТВwww.ntv.ru
 
© ОАО «Телекомпания НТВ». Все права защищены.
Создание сайта «НТВ-Дизайн».


Сайт управляется системой uCoz