Обратная связь
gordon0030@yandex.ru
Александр Гордон
 
  2002/Январь
 
  Архив выпусков | Участники
 

Евангелие от Плащаницы

  № 57 Дата выхода в эфир 17.01.2002 Хронометраж 1:22:00
 
Что же такое Туринская Плащаница: чудо, икона или обман? Почему её называют Пятым Евангелием и есть ли для этого основания? О современном состоянии исследований и о значении научных споров вокруг одного из ключевых свидетельств жизни и смерти Иисуса Христа искусствовед Мария Чегодаева и физик Александр Беляков.


Обзор темы

«Вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал». Они увидели лежащие пелены, склеенные засохшими миррой и алоэ, уже не заключавшие в себе тела, но сохранившие его форму, и плат, «особо свитый», то есть свернутый и лежащий под пеленами.

Какое-то время пелены — Плащаница, вероятно, хранилась у святого апостола Петра, а затем передавалась от ученика к ученику. О том, что Плащаница существовала и раньше, что она не погибла при Понтии Пилате, мы узнаем из апокрифов второго века — «Евангелие от Евреев» и «Тайны деяний Спасителя», а также из повествования четвертого века о святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии. В сочинениях доконстантиновой эпохи она не упоминается: естественно предположить, что христиане опасались спровоцировать интерес языческих властей, которые могли бы ее уничтожить. Полагают, что Плащаница долгое время хранилась в Эдессе, у потомков царя Авгаря. Известно, что во времена иконоборчества — с 635 по 850 год — православные тайно переправили Плащаницу из Константинополя в Палестину. Описывая свое путешествие в Иерусалим в 640 году, епископ Галльский упоминает Плащаницу и приводит ее точные размеры. По церковным преданиям Православной Церкви XI — XII веков Плащаница хранилась в Константинополе в храме Святой Софии. Во время взятия города крестоносцами в 1204 году она бесследно исчезает из Константинополя. Один французский рыцарь, участвовавший в этом походе, записал в своих воспоминаниях, что видел Плащаницу в храме, но дальнейшая ее судьба ни ему, ни кому-либо другому неизвестна. Если Плащаница, как и многие другие святыни, была захвачена крестоносцами и увезена в Западную Европу, то имеются ли этому подтверждения, и где она могла скрываться сто пятьдесят лет?

Многие историки не без основания считают, что Плащаница все это время хранилась у тамплиеров (христианский военизированный орден, основанный в XII веке). Доктор Ian Wilson обратил внимание на одно странное совпадение. Глава ордена тамплиеров Нормандии, казненный во время гонений на орден королем Франции Филиппом в 1314 году, носил то же самое имя — Geoffrey de Charny, — что и первый официальный обладатель Туринской Плащаницы. Надо заметить, что в крестовом походе 1204 года на Константинополь участвовали рыцари из Италии, Франции и Нормандии. О тамплиерах было известно, что они поклоняются некой таинственной голове с рыжей бородой. Во время гонения на орден тамплиеров эта «голова» бесследно исчезла. Уже в наше время, в 1951 году, в Англии при реставрации одного здания, о котором доподлинно известно, что оно раньше принадлежало тамплиерам, было обнаружено изображение этой таинственной головы. Под штукатуркой на потолке нашли доску с изображением лика, очень похожего на образ с Туринской Плащаницы. Эта доска по своим размерам могла служить крышкой деревянного ковчега, в котором тамплиеры хранили Плащаницу. Можно предположить, что Geoffrey de Charny — «тамплиер» был родственником Geoffrey de Charny «второму» и во время гонения на орден передал на хранение ту Плащаницу, которая была захвачена в Константинополе сто пятьдесят лет тому назад. Тогда становится понятным затруднение Geoffrey de Charny «второго» объяснить тайну приобретения им Плащаницы — прошло всего сорок лет после казни тамплиеров, и они продолжали оставаться вне закона.

В Византии хорошо известна и очень почитаема другая святыня — «Нерукотворный Спас» или, по-гречески, Mandylion (от арабского «плат») из Едессы. В русском языке за ней закрепилось название «Убрус». Для освобождения Mandylion из ставшего к тому времени мусульманского города Едессы был предпринят военный поход, который успешно завершился в 944 году, и весь Константинополь праздновал внесение Нерукотворного Образа в город. До последнего времени считалось, что это две совершенно разные святыни. Одна была размером с плат, другая имела длину покрывала. На одной изображен лик, на другой — все тело. На Mandylion, полагали, изображен в цвете лик живого Иисуса Христа с открытыми глазами, о характере изображения которого мы можем судить по иконам «Нерукотворного Спаса». Однако, внимательно изучив исторические сведения о Mandylion, д — р Wilson и другие ученые пришли к выводу, что Туринская Плащаница и Mandylion, или Убрус, — один и тот же предмет, но в разные моменты своей истории.

Историкам Византии хорошо было известно, что Mandylion из Едессы называли и другим греческим именем — tetradiplon. Значение этого слова — «сложенный четыре раза» — было неясным. По следам от пожара, в котором Плащаница сильно пострадала, можно определить, что четырехметровая Плащаница была сложена четыре раза так, чтобы лик оказался посередине и на поверхности сложенной Плащаницы, высота которой составляла в таком виде пятьдесят сантиметров. Именно в сложенном состоянии, к тому же под окладом, Плащаница хранилась в Едессе. Поэтому «Нерукотворный Образ» из Едессы был известен именно как образ одного лишь лика Спасителя, и именно как нерукотворный образ лика он попадает в Константинополь. Только спустя некоторое время было осознано, что Mandylion есть погребальное покрывало Иисуса Христа.

Подтверждение истории перемещений Плащаницы за почти 20 веков ее существования можно узнать по составу пыльцы, собранной с ее полотна. Шведский криминалист Макс Фрей, который в течение двадцати пяти лет возглавлял научную лабораторию цюрихской полиции, исследовал споры и пыльцу растений, которые удалось обнаружить на мельчайших частичках, взятых из Плащаницы. На Международном конгрессе по изучению Плащаницы в 1978 г. Фрей обнародовал описание и фотографии пыльцы. Она принадлежит 49 видам растений, 12 из которых являются солелюбивыми и пустынными растениями, растущими только в Южной Палестине и бассейне Мертвого моря, близ Иерусалима. В районах Иерусалима, Южной Турции (Эдесса, Стамбул, или Константинополь) встречаются 19 видов; 1 вид распространен в Южной Европе (Франция, Италия) и Палестине; исключительно турецких — 2; встречающихся в Палестине, Турции и Европе — 7, Турции и Европе — 3, собственно европейских — 5 видов. В составе пыльцы резко преобладают либо собственно палестинские, либо формы, встречающиеся, кроме окрестностей Иерусалима, и в соседних странах (39 из 49).

До VI века, пока погребальные пелены пребывали в потаенном месте, их вид был мало кому известен, поэтому на иконах Христа изображали по-разному: безбородым, с усами, вьющимися короткими волосами, круглолицым. С VI века образ Христа на иконах, монетах, скульптурах стал более или менее сходным: бородатый лик с длинными волосами, вытянутым красивым лицом, прямым носом, глубокими глазницами, широким и невысоким лбом. Так, профессор Дьюкского университета из Дарема (США) А. Вагнер утверждает, что ранневизантийская иконография Христа дает несколько случаев чрезвычайно близкого совпадения в пропорциях и деталях Лика на Плащанице и Лика Христа на нескольких монетах и иконах VI–VII вв.

Какой дошла до нас Плащаница? В серебряном ковчеге над мраморным алтарем собора Святого Иоанна Крестителя в итальянском городе Турине хранится в свернутом виде кусок льняного полотна длиной 4,34 м, шириной 1,09. Развернув Плащаницу, мы увидим на желтоватом фоне светло-коричневые пятна. По обе стороны от образа на небольшом расстоянии резко выделяются две темные полосы, по которым ткань обгорела во время пожара в 1532 г.; видны следы воды, попавшей во время тушения пожара, заплатки на прожженных местах, пришитые в 1534 г., и места, прожженные до 1532 г. На длинном куске очень древнего дорогого и домотканого полотна вырисовываются два отпечатка человеческого тела во весь рост — тело человека, жестоко избитого и израненного до смерти. Отпечатки золотисто-коричневого оттенка имеют характерные свойства точного фотографического негатива. Все анатомические и физиологические подробности так научно точны и детальны, какие могут быть только на фотографии. Отпечатки расположены головой к голове так, что полотно покрывало всю голову, ниспадая, и спереди и сзади, ниже ступней.

Впервые Плащаницу сфотографировал итальянский фотограф Секондо Пиа в 1898 г. (потом ее фотографировали в 1931 и 1933 гг.) — получился позитивный, безупречной перспективы, рельефный портрет, духовное содержание которого всех поразило. В 1969–1973 гг. комиссия из 11 членов, из которых пятеро — ученые различных специальностей, исследовала Плащаницу. Следующим знаменательным этапом в исследовании Плащаницы были работы американского физика Джона Джексона, преподавателя физики в военно-воздушной академии США. Работая с моделью Плащаницы, он с помощью специальных приборов экспериментально измерил на курсантах-добровольцах среднее расстояние, какое возникает между поверхностью тела и тканью, его покрывающей. Полученные данные он сравнил с изменением цвета на фотографиях Плащаницы и обнаружил, что потемнение Плащаницы в каждой точке находится в простой зависимости от расстояния до тела, которое оно, видимо, когда-то покрывало. Джексон, будучи специалистом в области обработки аэрофотоснимков, применил к фотографиям Плащаницы разработанные компьютерные программы, и ему удалось с их помощью восстановить реалистическую объемную форму лица и всего тела человека, плоский образ которого запечатлен на Плащанице. Таким образом было показано, что на Плащанице языком интенсивности цвета (потемнения) передается расстояние между тканью и телом, которое она покрывала. Дальнейшие модельные эксперименты показали, что обычные фотографии и картины, выполненные рукою художника, не обладают подобным свойством: по ним не удается восстановить реалистическую объемную форму изображенного на них оригинала.

Энтузиазм Джексона способствовал созданию исследовательского проекта, который был осуществлен под его руководством в 1978 г. Международная группа из более чем тридцати ученых различных специальностей на протяжении пяти суток или 120 часов, сменяя друг друга и используя самую совершенную технику, исследовала Плащаницу. Полученные в 1978 г. данные до сих пор служат материалом для научного исследования Туринской Плащаницы, которые первоначально ставили перед собой три задачи: выяснить природу изображения, природу пятен крови, объяснить механизм возникновения изображения на Туринской Плащанице. Хотя исследования были прямыми, они не разрушали ткань Плащаницы и сводились к изучению спектроскопии Плащаницы в широком диапазоне от инфракрасного спектра до ультрафиолета. Также исследовалась флюоресценция Плащаницы в рентгеновском спектре и проводилось микронаблюдение и микрофотографирование Плащаницы. Делались различные фотографии в проходящих и отраженных лучах. Единственными объектами, взятыми из Плащаницы для химических анализов, были, как и в 1973 г., мельчайшие частицы, которые оставались на липкой ленте после прикосновения ее к Плащанице.

Прямые научные исследования Плащаницы смогли дать ответ на первые два вопроса: о природе изображения и о природе пятен крови на ней. Однако попытки понять механизм возникновения образа на Плащанице встретились с непреодолимыми трудностями. Ситуация в исследованиях Туринской Плащаницы сейчас сложилась таким образом, что полученные о ней сведения достаточны, чтобы отвергнуть все гипотезы, предлагаемые для объяснения механизма возникновения образа. Эти гипотезы можно разбить на четыре класса: Плащаница — произведение кисти художника (ее творение приписывают даже Леонардо да Винчи, который жил в имении семейства Сфорца, владевшей какое-то время Плащаницей), образ на Плащанице — результат прямого контакта с объектом (есть версии, что Плащаница принадлежала «малому Христу», имеются в виду последователи Иисуса, которые якобы прибегали к распятию одного из членов своей общины, повторяя распятие Христа), образ на Плащанице — результат диффузионных процессов, образ на Плащанице — результат радиационных процессов.

Итак, по результатам исследований сухая сводка данных сообщает: ткань представляет собой льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1 (распространенный способ ткачества в античности); нить спрядена на ручном веретене; кроме льна, в составе ткани найдено несколько хлопковых волокон (хлопок азиатского вида); в пятнах есть следы таких компонентов крови, как гемоглобин, билирубин и др.; кровь, несомненно, является человеческой. Отмечено, что видимое изображение золотистых отпечатков человеческого тела всецело обусловлено потемнением ворсинок ткани в результате вызванной неизвестным фактором дегидратации целлюлозы в ворсинках. Волокна ткани, на которые попала кровь, окрашены в коричневый цвет, какой кровь приобретает со временем; кое-где имеются микросгустки, похожие на свернувшуюся кровь.(Интересно, что для погребения в Палестине использовали льняную ткань, а Плащаница изготовлена из ткани типа «дамаск», имеющей весьма древнее происхождение — не позже I в. по Р. Х., поскольку уже во II в. такие ткани перестали производить. Приобрести ее мог лишь состоятельный человек. Не случайно евангелисты обращают наше внимание на то, что Иосиф Аримафейский был «человек богатый». Подобные ткани находят при раскопках в Передней Азии, в частности в Пальмире. Известна такая же находка из Помпеи. Наличие в льняной ткани хлопковых волокон точно указывает на ее ближневосточное и весьма древнее происхождение, потому что хлопок в Европе появился относительно поздно (в Испании свой собственный — с VIII в., в Голландии привозной — с XII в). Подобная ткань была и в Европе, но, поскольку там не знали хлопка, в ткань могла попасть лишь примесь шерсти. По иудейским обычаям была запрещена совместная обработка сырья растительного и животного происхождения; у христиан такого запрета нет.)

При микрофотографировании в поляризованном свете и при компьютерном сканировании результата было получено изображение, по которому удалось восстановить предполагаемый объемный прототип: так были обнаружены некоторые элементы рисунка монет, чеканившихся только около 30 г. по Р. Х. Одна из них весьма редкая — это лепта Пилата с надписью «кесарь Тиберий»; причем в надписи ошибка: вместо TIBEРIOY KAICAРOC на монете отчеканено TIBEРIOY CAICAPOC. На микрофотографиях видны только буквы «Y CAI», однако их форма полностью совпадает с формой букв лепты Пилата. (Любопытно, что до публикации этих фотографий нумизматам не было известно о существовании варианта монеты с ошибкой, но после публикации в разных коллекциях обнаружилось пять таких монет.) Римляне и греки тоже использовали монеты при погребении, но клали их не на глаза покойному, как это было принято у иудеев в начале нашей эры, а рядом с останками.

Кроме того, микрофотографии подтвердили, что темные потеки и пятна крови пропитывают ткань насквозь, проходя в промежутки между нитями. Там же, где виден отпечаток тела, основа ткани осталась без изменений, только потемнели ворсинки. Очень показательны участки, подвергшиеся действию высокой температуры (по границе с обожженными пожаром местами). На микрофотографиях не отмечено каких-либо изменений яркости отображения. (Если отображение есть результат теплового воздействия, то на ворсинках, подвергнувшихся более сильному нагреванию близ пожогов, это оставило бы след; температура, при которой обуглилась ткань, должна была бы изменить цвет пигмента — красителя, если предположить, что отпечатки сделаны искусственно.) Микрофотографии показали, что вода, которой заливали огонь при тушении пожара, нисколько не повредила изображения. Исследования под рентгеновскими и ультрафиолетовыми лучами показали, что пятна на Плащанице оставлены кровью. Лучи рентгена высветили в спектре четкую линию железа; иногда этот металл присутствует в красной краске, но в данном случае железо окружено так называемыми «пиральными кольцами», которые есть в крови, но совершенно отсутствуют в краске.

Специалисты, работающие для НАСА (Национальное управление по Аэронавтике и исследованию космического пространства) в США, исследовали фотографию Плащаницы, тщательно снятую в натуральную величину, с помощью анализатора изображений ВП-8, который ранее использовался для анализа и расшифровки фотографий с Марса. Отображение было разложено на миллионы микроскопических точек (не более микрона в диаметре), и каждой из них были приданы три координаты: первые две указывали на положение данной точки в общем отображении на Плащанице, а третьей координате соответствовала световая интенсивность отображения, измеренная в этой конкретной точке. Исследования проводились в три этапа: измерение расстояний между точками тела и Плащаницы; измерение интенсивности отображения; сравнение расстояния между телом и тканью с интенсивностью отображения в различных точках Плащаницы.

Для измерения расстояний между телом и тканью исследователи восстановили ее конфигурацию в погребении. Экспериментатор, размерами соответствующий отображению на Плащанице, был покрыт тканью, подобной Плащанице, так, чтобы все детали отображения приходились на соответствующие части его тела. Таким образом в отображении на Плащанице были выявлены «линии морщин», идущие по самым высоким точкам тела, то есть местам его соприкосновения с Плащаницей. Затем информацию заложили в компьютер, который восстановил по точкам отображение на Плащанице, причем при расчетах для каждой точки ткани реконструировался рисунок ткацкой основы и «отделялся» от собственно отображения. Полученные изображения обрели невиданную четкость и открыли такие детали, о которых не подозревали до настоящего времени.

Специалисты НАСА пришли к заключению, что отображение на Плащанице несет трехмерную информацию, потому что интенсивность отображения зависит от расстояния между телом и тканью. Такой трехмерности никогда не наблюдается на обычных фотографиях (на обработанных с помощью ВП-8 фотографиях двух картин, копирующих Плащаницу, изображение было искажено, а композиция стала совершенно плоской). Кроме того, ученые установили, что отображение на Плащанице образовалось не в результате контакта тела с тканью, а могло появиться лишь в результате какого-то неизвестного бесконтактного воздействия.

Клинометрические опыты подтвердили, что отображению на Плащанице не присуща «направленность», за исключением следов бичевания, «направленного» рукой палачей; следовательно, каким бы ни был процесс образования отпечатков, возможность человеческого участия в нем практически исключается. Да и кто мог бы создать такой компьютерно-точный образ? Ведь спинно-брюшная симметрия — соответствие деталей отпечатков сверху и снизу — выдержана с точностью до ангстрема (10−6 мм).

О результатах спектрографических исследований Джексон сказал следующее: «Создается впечатление, что изображение на Плащанице получилось обугливанием волокон под действием мощного излучения, которое шло от человеческого тела; „огонь тела“ и огонь пожара оставили на ткани следы примерно одинакового спектра». Но у однотипных, казалось бы, следов есть и существенное различие: волокна, поврежденные пожаром, обгорели со всех сторон, а изображение тела «нанесено» только с одной стороны Плащаницы — у каждого волокна обгорел лишь один бок. «Окрашивание» произошло в очень тонком слое — всего в несколько микрон...

Еще одно открытие: на отображении отсутствуют боковые поверхности тела — например, видна только передняя часть головы. Пропорции некоторых частей тела необычны: пальцы удлиненные, а руки укороченные. Вывод Джексона стал сенсацией. Фигура на Плащанице — это проекция человеческого тела на поверхность ткани: изображение появилось под действием частиц, которые двигались в одном направлении — перпендикулярно поверхности Земли. Как может получиться на полотне проекция тела человека? Для этого тело должно «пройти» сквозь полотно, оставив на нем свои следы, причем пройти вертикально. Этот вывод объясняет многие особенности Плащаницы: например, подогнутый большой палец просвечивает сквозь ладонь, как бы проходит через нее, так как «сначала через ткань прошла ладонь, а потом — подогнутый палец».

Другая неразрешимая проблема, которая встала перед учеными, изучающими Плащаницу, это результаты по датированию Плащаницы радиоуглеродным методом, полученные в 1988 г. В этом году было позволено отрезать от Плащаницы кусочек ткани размером около семи квадратных сантиметров. Датирование было осуществлено тремя независимыми лабораториями, которые пришли к одинаковому результату: Плащаница была изготовлена в XIV веке, т. е. не является подлинной Плащаницей Иисуса Христа. Для объяснения результатов датирования радиоуглеродным методом была предложена гипотеза о превращении изотопов углерода в ткани Плащаницы в результате ядерных реакций, вызванных жестким излучением неизвестной природы. Однако ядерные реакции начинают происходить при столь высоких энергиях, при которых ткань Плащаницы становится совершенно прозрачной, и таким излучением невозможно будет объяснить возникновение изображения в тонком поверхностном слое толщиной порядка 10 микрон.

В исследовании Плащаницы наступил кризис. Ситуация усугублялась еще и тем, что именно с XIV века удается документировано проследить исторический путь Туринской Плащаницы, — после того как она в 1357 г. оказалась во владении французского рыцаря Жофре де Шарни в городе Лирей во Франции.

В 1993–94 гг. два русских ученых, Дмитрий Кузнецов и Андрей Иванов из Лаборатории Биополимеров им. Е. А. Седова, приступили к исследованию возможного влияния пожара 1532 года на датирование Плащаницы радиоуглеродным методом. Дело в том, что в этом году в соборе французского города Шамбери Плащаница сильно пострадала от пожара. Серебряный ковчег, в котором хранилась Плащаница, плавился, помещение храма было сильно задымлено, и в этих условиях Плащаница находилась несколько часов. И сейчас при беглом взгляде на Плащаницу в первую очередь бросаются нам в глаза ожоги и следы того страшного пожара. Джексон заказал Лаборатории провести экспериментальные исследования по изучению процессов химического присоединения углерода из атмосферы к молекулам целлюлозы в условиях пожара 1532 года. Эти исследования были проведены, и было экспериментально доказано, что целлюлоза в условиях пожара 1532 года на самом деле химически связывает с собой углерод из атмосферы. Такое явление приводит к изменению изотопного состава углерода в Плащанице за счет присоединения более «молодого» углерода из атмосферы, что не может не сказаться на ее датировании. Эти исследования вывели мировую общественность из состояния шока от недавних результатов датирования Плащаницы XIV веком. Однако количественные оценки, сделанные в этих экспериментах, показали, что количество присоединяемого таким образом углерода составляет всего 10–20% от необходимого для того, чтобы можно изменить датировку с XIV века на I век.

В исследованиях Джексона, посвященных этому вопросу, по мнению Александра Белякова, не были учтены некоторые факторы, которые в совокупности могли бы объяснить столь высокую степень разрешения возникшего образа и причины загрязнения Плащаницы молодым углеродом 14С. В модельных экспериментах д-р Джексон использовал скульптуры, обмазанные излучающим свет фосфором, и помещал их в полупрозрачную среду, частично поглощающую излученный свет. Однако излучение фосфора с поверхности было изотропным, т. е. одинаковым по всем направлениям. Излучение же, которое создало образ на Плащанице, возможно, имело другую угловую зависимость, т. е. было анизотропным. Если излучение исходило из всего тела Иисуса, а не только с Его поверхности, — было не поверхностным, а объемным, — то на поверхности тела излучение непременно станет анизотропным за счет поглощения части излучения внутри тела, т. е. оно станет неодинаковым по разным направлениям.

Судя по найденной Джексоном зависимости потемнения на Плащанице от расстояния между ней и телом, свет вне тела в воздухе заметно поглощался на расстояниях уже порядка одного сантиметра. Внутри же тела излучение заметно поглощалось бы на расстояниях 0,01 мм, так как плотность тела на три порядка больше плотности воздуха. Таким образом, интенсивность излучения на поверхности тела в каждой точке поверхности окажется одинаковой, но по разным направлениям излучение будет неодинаковым. В теоретической работе по исследованию разрешающей способности анизотропного излучения Джексон рассматривал разрешение двух точечных источников, лежащих на неизлучающей поверхности. Требуется же рассмотреть разрешение деталей однородно излучающего источника сложной геометрической формы.

Поэтому прежде всего необходимо исследовать разрешения двух лежащих бок о бок на плоскости полуцилиндров по их анизотропному излучению, которое частично поглощалось во внешней среде. При этом учитывалось также излучение и самой плоскости вне цилиндров. Такая геометрическая форма была выбрана из-за ее наибольшей близости к таким частям тела, как губы и пальцы. Как показали теоретические расчеты и моделирование на компьютере, такое анизотропное излучение обладало лучшими, по сравнению с изотропным излучением, характеристиками. Однако разрешение двух полуцилиндров по образу, создаваемому на некотором расстоянии от них, не достигает той степени, которая необходима, чтобы таким излучением можно было объяснить возникновение образа на Плащанице.

В предлагаемых ранее гипотезах предполагалось, что фактор, оказавший воздействие на ткань Плащаницы, был естественной природы. При этом одни ученые считали, что и его источник также естественной природы. Другие же, напротив, считали, что этот естественный фактор был следствием другого сверхъестественного события — Воскресения Иисуса Христа. Проведенное исследование недвусмысленно подводит к мысли о том, что и сам этот неизвестный фактор не был естественной природы, то есть он не подчинялся законам физики — законам диффузии или законам распространения света. По-видимому, этот неизвестный фактор был некоей энергией, которая в момент Воскресения наполнила тело Иисуса Христа, выступая за его границы, или окружила его тело, повторяя форму.

Прикосновение этой энергии к Плащанице вызвало химические изменения в ткани Плащаницы и ее потемнение, подобное тому, какое происходит от действия сильного излучения. С внешней, физической точки зрения единственным отличием было то, что излучение это не было излучением, распространяющимся по законам движения физического света, но имело форму тела, причем интенсивность или энергетическая плотность этого огненного тела уменьшалась в зависимости от расстояния от поверхности тела плотского. Именно поэтому Плащаница потемнела сильнее в тех местах, которые были ближе к телу. О зависимости этой энергетической плотности от расстояния между телом и поверхностью ткани мы можем судить по образу на Плащанице. Форма этой зависимости выглядит в виде функции, которая передает энергетическую плотность огненного тела, окружающего тело Иисуса во время Воскресения. Используя эту функциональную зависимость, мы можем оценить разрешающую способность изображения, получаемого в этой новой модели — модели огненного тела, обжигающего Плащаницу.

По оценкам Джексона, механизм образования изображения должен удовлетворять следующему требованию или критерию. На расстоянии в 1,1 см от поверхности тела должен создаваться образ, на котором, как на Плащанице, различались бы столь мелкие детали как очертания губ. Таким образом, нас интересуют расстояния до 1,2 см между Плащаницей и телом. Приведенная экспериментальная кривая в диапазоне от 0 см до 12 см оценивалась математической формулой:

(1) Относительное потемнение = 9 + 46 exp(−1,03 d),

где d — расстояние между телом и Плащаницей, выраженное в сантиметрах. Однако в диапазоне до 1,2 см поведение кривой можно оценить другой формулой:

(2) Относительное потемнение = 3 + 52 exp(−d / 0,7),

где 3 — величина фона или естественного потемнения Плащаницы. Необходимо выделить величину внешнего фона в отдельное слагаемое, чтобы отделить потемнение, которое производит на Плащанице излучение, от начального естественного потемнения Плащаницы. Экспоненциальная форма оценки интенсивности позволяет сравнить разрешающие способности в двух обсуждаемых моделях — в модели излучающего тела и в модели огненного тела. Так, последней формуле в первой модели соответствовало бы излучение, поглощаемое в воздухе с характерной длиной поглощения, равной 0,7 см. Такой длине поглощения в воздухе соответствует излучение в рентгеновском спектре с энергией порядка 2 keV. В рамках первой модели мы бы объяснили функциональную зависимость наличием спектра излучения разной энергии в рентгеновском диапазоне, причем излучение с энергией 2 keV было бы ответственно за создание тонкой структуры образа на расстояниях порядка 1 см от поверхности тела. Так можно было бы говорить лишь в том случае, если разрешающая способность первой модели была бы достаточной, чтобы удовлетворить критерию Джексона.

Величины разрешения, получаемые в рамках этих двух моделей, можно представить в виде функции, где по оси X откладывается радиус полуцилиндра R, а по оси Y откладывается степень разрешения этих полуцилиндров k в процентах:

k = (Emax − E0) / E0, при k > 0,

где Е0 — величина интенсивности на расстоянии 1,1 см от середины между двумя верхними точками полуцилиндров, а Еmax — максимальная величина интенсивности, достигаемая на расстоянии 1,1 см. от полуцилиндров. Чтобы образы цилиндров не сливались, необходимо, чтобы Еmax было заметно больше, чем Е0. Величину этой относительной разницы и передает величина k.

Можно видеть, что модель излучающего тела не удовлетворяет критерию Джексона и должна быть отброшена. Изображения полуцилиндров не сливаются на расстоянии 1,1 см, только если их радиус больше 0,8 см, таким образом губы не будут различаться на образе, возникающем в рамках этой модели. Надо заметить, что в первой модели мы не учли начальное потемнение Плащаницы, а излучение рассматривалось только как монохроматическое с энергией порядка 2 keV. Учет начального потемнения Плащаницы и спектра излучения приведет к увеличению внешнего фона и еще больше ухудшит разрешение.

В рамках же модели огненного тела мы достигаем разрешения, соответствующего образу на Плащанице. Разрешение с величиной k = 6% можно считать вполне заметным. В рамках второй модели с такой величиной различаются два полуцилиндра радиусом 0,4 см на расстояния 1,1 см от их поверхности. Это соответствует геометрической форме губ. Таким образом, вторая модель может послужить гипотезой для объяснения механизма возникновения образа на Плащанице.

В рамках модели излучающего тела вид функциональной зависимости потемнения от расстояния между Плащаницей и телом определяется спектральным составом излучения. Более мягкое излучение сильнее поглощается в воздухе и не распространяется на большие расстояния. Более жесткое излучение, напротив, поглощается слабее и воздействует на ткань на более далеких расстояниях. Таким образом, по форме зависимости потемнения от расстояния мы можем судить об энергии излучения, и оно оценивается величиной порядка 2 keV. Энергии такого порядка, конечно, могут вызвать химические изменения в молекулах ткани Плащаницы, но их явно не достаточно, чтобы вызвать ядерные превращения. В рамках же модели огненного тела зависимости между формой кривой, приведенной на первом рисунке, и энергией излучения уже не существует, и энергия, с которой действует огненное тело на ткань Плащаницы, для нас остается неизвестной.

Можно предположить, что огненное тело действовало в своем ближайшем окружении и на ядерный состав ткани. Исследование Плащаницы радиоуглеродным методом 1988 году показывает аномально высокое содержание 14С для ткани первого века. Однако самым интересным было то, что концентрация 14С в маленьком образце ткани, взятом из Плащаницы, оказалась неоднородной: строго говоря, в трех разных лабораториях были поучены три разных оценки возраста Плащаницы. Правда, обнаруженная неоднородность находится на грани точности измерения, но и образец ткани был взят с самого края, вдали от изображения. Исходя из гипотезы огненного тела естественно будет сделать предположение, что на Плащанице имеется другой образ, выполненный не химическим изменением молекул целлюлозы, а ядерным изменением атомов углерода. Для обнаружения неоднородности в изотопном составе в ткани Плащаницы нет необходимости вырезать из нее новые образцы. Для этой цели можно воспользоваться детектированием радиоактивного изотопа 14C с помощью фотопленки или другим детектором.

Кроме того, разработанная В. Либби в середине 1950-х гг. методика определения возраста объекта по содержанию в нем радиоактивного (распадающегося) изотопа углерода 14C остается очень спорной. Содержание 14C в углероде различных природных объектов составляет 1,02–1,13% от суммы изотопов 12C и 13C. Изотоп 14C образуется в атмосфере за счет захвата нейтронов космического излучения ядром атомов азота. В ходе фотосинтеза 14C наряду с другими изотопами углерода попадает в растения. Когда же организм погибает, он перестает извлекать из внешней среды новые порции углерода, и ввиду радиоактивного распада соотношение 14C с другими изотопами углерода меняется. Период полураспада 14C — 5568 ± 30 лет. Поскольку скорость распада — величина постоянная, то, измеряя содержание этого изотопа в общем количестве углерода, можно определить возраст образца, сделав при этом ряд допущений: 1. Изотопный состав атмосферы при образовании образца был близок к современному. 2. Изотопная система образца в момент его образования находилась в равновесии с атмосферой. 3. Изотопная система образца после отмирания организма была закрытой и не претерпевала никаких изменений под воздействием внешних факторов местного или временного значения. Эти три допущения являются граничными условиями применимости методики радиоуглеродной хронологии.

Ясно, что приведенные условия являются идеальными; на практике расчеты возраста по радиохронологическим методам иногда дают абсурдные значения, противоречащие всей имеющейся совокупности исторических, геологических и палеонтологических данных. Историки и археологи обращали внимание на недостоверность определения возраста отдельных объектов с помощью радиоуглеродного метода. В мартовском номере американского журнала «Nature» за 1970 г. сообщалось об исследовании органического материала, содержавшегося в строительном растворе одного английского замка; было точно известно, что замок построен 787 лет назад, однако датирование по изотопу 14C дало возраст 7370 лет. При «датировании» только что отстреленных тюленей по изотопу 14C их возраст определили в 1300 лет, а мумифицированные трупы тюленей, умерших 30 лет назад, были датированы как имеющие возраст в 4600 лет. Дело в том, что радиоизотопная датировка определяет на самом деле не фактический возраст исследуемого образца, а только количественное содержание радиоактивного изотопа углерода 14C, которое в свою очередь зависит от множества факторов.

Канадский ученый Тадеуш Тренн высказал версию того, как могло в процессе дематериализации тела, завернутого в Плащаницу, получиться изображение на полотне. По его мнению, для этого должно быть преодолено сильное внутриатомное взаимодействие, за счет обеспечения притока энергии в размере по крайней мере 1 процента от массы тела. Тогда связь между протонами и нейтронами пропадает, то есть вещество разделяется на нуклоны. Вторичным явлением при этом процессе выступает рентгеновское излучение. Что можно было бы при этом увидеть? Медленное исчезновение тела. Протоны и нейтроны в различных возбужденных состояниях за очень короткий промежуток времени в десять в минус двадцатой степени секунды разделяются на пионы, мюзоны и тяжелые электроны. За этот короткий промежуток времени они «ударяют по ткани» и производят видимое изображение.

Изображение на Плащанице, реконструированное с помощью современных научных методов, раскрывает перед нами отчетливую картину страданий и смерти человека, отпечатавшегося на Плащанице. Его рост — 1 м 81 см. Он был жесточайше избит римским флагрумом, то есть хлыстом-кошкой. Полотно показывает, что его голова была увенчана шипами; он жестоко истекал кровью и нес на плече изранившую его тяжелую балку. Приведем сводку описаний образа, выбранных из разных источников. «Лицо изувечено: перебита носовая кость, опухла левая щека и рассечена скула. И в то же время на лице царственная ясность и покой. Волосы в беспорядке, прядь на левой части лица в большей степени пропитана кровью. Небольшая борода и усы. («Волосы на голове, бороде и усах в беспорядке, оттого что их рвали».) Вся голова от лба до затылка покрыта ручейками запекшейся крови; по отпечаткам видно, что терновый венец представлял собой не просто венок, а нечто вроде шапки из колючих ветвей, сплетенных наподобие митры, покрывающей всю голову.

После смерти на веки были положены монеты. Правый глаз закрыт, левый слабо приоткрыт. Над левой бровью капля крови. Этнологи обнаружили, что человек на Плащанице относился по природному типу к иудеям сефардам. Нос ориентальной (восточной) расы. Глаза близко поставлены. Носовая кость перебита от удара с левой стороны — «тростью будут бить по ланите». По мнению известного антрополога, Плащаница является единственным научно достоверным памятником, по которому возможно антропологическое изучение евреев до рассеяния.

Слева над скулой следы удара, и эта сторона отечная. Раны поразительно реальны во всех деталях: на висках и на лбу коричневые пятна — сгустки запекшихся капель крови. «Очертание рта исключительно красиво и благородно. Нижняя губа совершенно реально отпечаталась. Рот изумительно выразительный: очень горький и возвышенный. Рот придает всему лицу выражение глубокой грусти, но грусти без гнева». Подбородок ярко очерчен, особенно слева. Справа на нем пятно от крови или глубокой раны. Правая щека сильно вздута. Изображение лица асимметрично. Он очень много страдал, и черты лица после смерти не одинаково сократились. Тело отпечаталось в абсолютно верных пропорциях, в нем выражено благородство, оно идеально красиво.

Тело полностью обнажено. Это не соответствует средневековым представлениям о приличиях, но совершенно в духе жестоких казней I в. — как упоминалось выше, для наибольшего позора римляне распинали казнимых обнаженными. Плечи приподняты. Грудь имеет такую форму, как у людей, умирающих от удушья (известно, что распятые на крестах умирали от удушья). Руки сверху мало видны, но от локтей — ясно. Левая рука очень естественно лежит на правой. Пониже запястья рана и большой сгусток крови. Оба запястья темные — обильно орошены кровью от сквозных ран: «Ему скажут: отчего же на руках у Тебя рубцы? И Он ответит: оттого, что Меня били в доме любящих Меня». Гвоздь был вбит не посредине ладони, как принято изображать, но выше, в центре запястья, между костей.

То, что распятым на кресте римляне пробивали запястья, подтвердили и археологические раскопки в Иерусалиме, произведенные в 1968 г. Впервые была вскрыта гробница с костями распятого человека. Об этом свидетельствовали разбитые нижние конечности (так делали, чтобы ускорить смерть казненного), а также гвоздь, торчащий в пяточной части вместе с оливковой щепкой. На внутренней стороне лучевой кости у запястья имелась отчетливая царапина. Археологи предположили, а медицинские эксперты подтвердили, что это след от гвоздя, вбитого в руку. Размер квадратной раны — 8 кв.мм. Отчетливо видны четыре пальца левой руки. На Плащанице нет ясных отпечатков больших пальцев рук: они находились под ладонями. (До опытов французского хирурга Пьера Барбье медицине это не было известно. Барбье делал опыты с ампутированными от плеча или локтя руками через полчаса после ампутации. Оказалось, что гвоздь легко проходит сквозь «центральный проход» запястья, не задевая ни одной из окружных костей, и таким образом пригвожденная рука без труда несет соответствующий вес распятого человека; кроме того, если гвоздь задевает нервную магистраль руки, большой палец судорожно прижимается к ладони и остается в этом положении.)

Руки, пригвожденные так, как это принято изображать — посреди ладони, не выдерживают вес тела: у человека с пригвожденными ладонями гвозди разорвали бы кисти рук, и он упал бы на землю. До опытов Барбье науке это не было известно, так как с IV в. по Р. Х., со времени Константина Великого, казнь через распятие более не существовала. Безошибочно свидетельство Плащаницы о стороне тела, в которую римский воин нанес удар копьем. В «Комментариях» Юлия Цезаря «открытая сторона» всегда обозначает правую сторону тела, не защищенную щитом. Легионеры специально тренировались наносить смертельные ранения в сердце именно справа, где сердце оставалось без прикрытия. Пятно от раны между ребер окружностью в 4,5 см. К нему снизу примыкает другое пятно, имеющее вид потекшей крови. Потекла она, когда получивший рану был в вертикальном положении. Струя крови, очень обильная, имеет идеально натуральное очертание и дала ясный отпечаток на Плащанице. «И они воззрят на Него, Которого пронзили».

Бедра видны отчетливо, и очертание мускулов чисто и сильно. Ясно отпечатались сзади голова, спина и бедра, особенно область таза. Ноги видны почти до колен, затем — перерыв; видны икры и снова перерыв над ахиллесовым сухожилием. Ступни опущены, и ярко очерчены пятки. Раны на ногах в тех же местах, что и на руках, и того же типа. Очертания ран на обеих ногах очень четкие, так как кровь запеклась задолго до прикосновения полотна. В одном месте края кровяного пятна зубчатые, то есть жидкость разошлась по ниткам полотна обильнее; на этом месте пятно светлее. Это пятно от сукровицы, которая вытекла из раны при снятии тела: обсохшая рана была потревожена освобождением от гвоздя.

Все ученые — медики и физиологи, всматривавшиеся профессионально в свидетельство Плащаницы, оказались согласны в том, что Христа избивали два палача, один из которых был более низкого роста, чем другой. Оба стояли сначала позади, потом впереди жертвы и орудовали плетью окружным движением с плеча. Раны на спине разделяются на две категории. Одни, более многочисленные, отметились наискось и сверху вниз, углом слева направо, будучи наносимы слева стоящим истязателем. Другие были наносимы в обратном направлении палачом, стоящим направо и позади Христа. На предплечье раны особенно разительны, т. к. они лежат горизонтально на скрещенных спереди руках. Это именно то положение, в котором маленькие и тяжелые гирьки падали на высоко поднятые над головой руки, привязанные по римскому обыкновению к столбу.

Удары были нанесены с большой силой по всему телу, за исключением области сердца — возможно, потому, что удары в этой области могут быть смертельны (Пилат надеялся удовлетворить иудеев бичеванием: «итак, наказав Его, отпущу». На Плащанице видны следы 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом, из чего можно заключить, что палачи совершали избиение тремя типами бичей. Раны расположены близко одна к другой; каждая длиной 3 см. В центре ударов отпечатки темнее: раны были глубже и крови больше. По краям пятна светлее — там была сукровица, которая текла долго, так как раны раздражались одеждой и медленно сохли. При первых ударах кожа вздувалась и багровела, а потом лопалась. Помимо этих ран, на Плащанице видны следы и самих ремней, которые при бичевании обвивали икры, в особенности левой ноги. На правом плече широкая полоса — след от тяжелой перекладины Креста, которую Христос нес на Голгофу. Следы от веревок на ноге свидетельствуют, что патибулум был одной стороной привязан сзади к ноге, а другой прикреплен спереди. Евангелие повествует, что после надругания над Господом «одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие».

Плащаница подтверждает и это: если бы Ему пришлось нести перекладину на голом плече, образовалась бы одна большая рана от ударов бича и тяжести перекладины; но на плече отчетливо видны разные следы. На левой лопатке также заметны следы перекладины — когда Христос падал, она опускалась по спине и ударяла по левой лопатке. Левое колено, которое при падении сгибалось первым, носит следы многих ушибов. Следы крови на Плащанице столько же многочисленны, сколько удивительны и для современной медицины загадочны. Плащаница несет на себе кровь из боковой раны, которая вытекла за спину; отпечатки царапин за плечами; кровь из проколов на голове. Когда Спаситель был распят, кровь из ран на руках стала течь к локтям. Когда он приподнимался, чтобы поглубже вдохнуть, тогда от струйки крови, направляющейся к локтю, ответвлялись небольшие поперечные струйки. Их извилины свидетельствуют о том, что распятый приподнимался с помощью то правой, то левой руки. На затылке извилины крови видны особенно отчетливо: струйки текут то вправо, то влево — в зависимости от того, в какую сторону Христос наклонял голову. Ясно видно различие между пятнами крови, вытекшей из ран еще живого Спасителя — например, на лбу, где отпечаталось ее извилистое течение, — и кровью из бока, вытекшей струей из тела Иисуса после его кончины, а также из ног при снятии с Креста.

Удивительно, что следы крови на Плащанице остались недеформированными. Кровоподтек на лбу, имеющий форму перевернутой цифры 3 (след от шипа), два крошечных подтека на тыльной стороне левой руки, два пятна на кистях, кровавые пятнышки на бровях, волосах и т. д. остались нетронуты, не подверглись и малейшей деформации. Тело Христа отделилось от всех кровяных сгустков, от всех присохших затвердений сукровицы и околосердечной воды, не порвав и не потревожив ни одного из них. Плащаница соприкасалась с телом от 30 до 40 часов. Это явствует из того, что выделения тела (в тканях умершего какое-то время продолжают происходить физиологические процессы) частично размыли капли крови на Плащанице. Если бы тело оставалось в ней более 40 часов, то, как утверждают медики, следы крови были бы полностью размыты. Что могло пресечь этот процесс? И Кто мог отделить от тела пять метров ткани, присохшей к нему с кровью, так, чтобы не вызвать нового истечения крови и образования новых пятен?

Современная наука не в силах объяснить и того, каким образом отпечатки на нижнем полотне Плащаницы оказались не сплющенными. Об этом свидетельствуют пятна крови в затылочной части, вокруг зоны солнечного сплетения, два подтека, которые пересекаются на спине в зоне пояса и т. д. Ведь в результате давления тела на постеленную под ним ткань должно быть различие между верхним и нижним оттиском. Однако спинные мускулы в отображении на ткани не оказываются сплющенными, и рельефное отображение вверху и внизу единообразно: легкое, тонкое, чистое. Как это объяснить? Как объяснить, что следы крови не тронуты, ткань Плащаницы не разрушена, а спинная часть отображения не деформирована?


Вопросы для дискуссии:

• Туринская Плащаница: чудо, икона или обман?

• Туринскую Плащаницу называют Пятым Евангелием. Основания для такого названия.

• Имеются ли противоречия между свидетельством Плащаницы и Евангелиями?

• История Туринской Плащаницы до ее появления в четырнадцатом веке во Франции.

• Аргументы в пользу отождествления Туринской Плащаницы и Нерукотворного Образа Иисуса Христа.

• Если образ на Плащанице формировался, когда она облекала собой тело, то при разворачивании ее в плоскость он должен был слегка исказиться, должна была возникнуть обратная перспектива, которая и обнаружена на Туринской Плащанице. Не берет ли свое начало обратная перспектива, принятая в иконописи Православной Церкви, от образа на Туринской Плащанице?

• Связь с орденом тамплиеров Нормандии.

• Версии появления образа на Туринской Плащанице, выдвигаемые современной наукой.

• Споры вокруг радиоуглеродного датирования Плащаницы.

• В прессе звучали сообщения о якобы имеющих место исследованиях по искусственному клонированию Иисуса Христа. Комментарий этих сообщений.

• Современное состояние дел в исследованиях Туринской Плащаницы.

• Имеют ли научные исследования Туринской Плащаницы религиозное значение?

• Вклад русских ученых в исследования Туринской Плащаницы


Библиография

Арутюнов С. А., Жуковская Н. Л. Туринская плащаница: отпечаток тела или творение художника?//Наука и жизнь. 1984. № 12.

Беляков А. В. О тайне происхождения образа на Туринской Плащанице//Журнал Московской Патриархии. 2000. № 6.

Бутаков Н. А. Святая Плащаница Христова. Джорданвиль, 1968.

Гаврилов М. Н. Туринская плащаница: Описание и научное объяснение. Брюссель, 1992.

Изотопное датирование процессов вулканизации и осадкообразования. М., 1985.

Каледа Г. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.

Либби В. Ф. Радиоуглеродный метод определения возраста//Материалы Международной конференции по мирному использованию атомной энергии. Т. 16. Женева. М., 1987.

Мак-Дауэл Дж. Неоспоримые свидетельства (Исторические свидетельства, факты, документы христианства). М., 1990.

Мень А. Сын Человеческий. М., 1991.

Туринская плащаница//Логос. 1978. № 21/22.

Фесенко А. В., Беляков А. В. Опровержение датировки 1988 года//Вестник РАН. 2001. № 10.

Чегодаева М. А. Из Египта воззвал Я Сына Моего...//Общая газета. 2000. № 1.

Чегодаева М. А. Я с вами до скончания века//Знание — сила. 2001. № 4.

Чегодаева М. А. От Бога или от человеков?//Приходские вести Храма святых бессеребренников Косьмы и Дамиана в Шубине. 2001. № 14.

Beecher P. A. The Holy Shroud of Turin//Irish Eccl. Rec., 1938. Ser. 5. Vol. 25.

Waliszewski St. Calun Turynski Dzisial. Krakov, 1987.

Wilson I. The Shroud of Turin. N. Y., 1979.


Тема № 57

Эфир 17.01.2002

Хронометраж 1:22:00


НТВwww.ntv.ru
 
© ОАО «Телекомпания НТВ». Все права защищены.
Создание сайта «НТВ-Дизайн».


Сайт управляется системой uCoz