|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Смерть автора |
↓№ 58↑ 21.01.2002 1:04:23 | ||||||
Существуют ли ещё великие авторы? Возможно ли творчество в сегодняшнем мире? Об этом — доктор филологических наук Алексей Зверев и писатель Дмитрий Липскеров. Материалы к программе: Понятие «смерть автора» ввел Ролан Барт в одноименной статье. Что он имел в виду? Это было время осознания того, что с традиционным пониманием литературы Как мы дошли до такой жизни? Культуру ХХ века можно условно поделить на два больших супернаправления — модернизм и авангард. Они развивались одновременно. Различие между ними в том, что в модернистском проекте главные инновации происходят в сфере стиля и семантики, а в авангардистском — в сфере прагматики. После второй мировой войны аванград и модернизм слились — это дало так называемый постмодернизм. Именно это положение вещей и было зафиксировано Бартом в статьях «Смерть автора» и «Нулевая степень письма». Здесь очень большую роль сыграла вторая мировая войная и ее результат. Основной политический результат это уничтожение традиционных тоталитарных режимов. Основной культурный результат — это понимание того, что информация важнее кулаков, то есть понимание важности коммуникакции — отсюда все послевоенные науки: кибернетика, теория информации, семиотика, коммуникативные модели в лингвистике и т. д. Дело в том, что тоталитаризм — это тоже модернистский проект — тоталитарный правитель, будь то Ленин, Гитлер или Сталин — это такой же модернисткий Автор с большой буквы, как Фолкнер, Томас Манн и Кафка, создатели больших виртуальных миров и их хозяева. (отсюда писательские амбиции всех тоталитарных правителей — вспомним передачу «Писатель Сталин»). При этом политическое завершение модернистского проекта отставало от эстетического. Еще Лотман сформулировал идею, что литература сначала на бумаге моделирует то, что потом воплощается в реальности. Так и было на самом деле. Литература Большого стиля началась до Большого Террора и кончилась после него. Она его обрамляла. Но вот Массовая культура — семиотический образ порождающей ее реальности, но образ глубоко вторичный. Массовое искусство традиционно антимодернистично, оперирует предельно простой отработанной культурной техникой. Но во второй пловине ХХ века изменился сам образ фундаментальной культуры, на фоне которой существует массовая. Массовое искусство последних 10летий отличается от предшествующего тем, что если первое существовало на фоне серьезного модернизма и противопоставляло себя ему, то сегодняшнее существует на фоне постмодернистской традиции, которой не был присущ снобизм серьезного модернизма, который, так сказать, первым пошел на встречу массовой культуре, включив ее в свое текстуальное тело на правах одного из возможных каналов смыслообразования. Как демократический президент идет на встречу с народом, так большой Автор идет на встречу с читателм и превращается в постмодернисткого автора с маленькой буквы — он ничего больше не пропагандирует, ни к чему не принуждает. Сегодня массовая культура делает ответный жест в сторону фундаментальной элитарной культуры. В этом смысле можно говорить о В результате создается достаточно уникальная для ХХ века ситуация, когда у фундаментальной культуры и массовой виртуальная реальность. То есть несмотря на то, что в продуктах постмассового искусства, сохраняются многие фундаментальные черты традиционно массового искусства (исходно — фольклорного мышления), такие как стереотипность построения текста, как в волшебной сказке в морфологическом анализе у Проппа, константность позиционирования основных нарративных актантов — протагонист, возлюбленная, вредитель, «главный плохой», — при этом на более поверхностном уровне задаются такие эстетические параметры, которые являются общими с текстами фундаментальной культуры — например, интертекст, неомифологические и психоаналитические коннотации. В результате этой конвергенции создается также новый класс потребителя культуры, своеобразный cultural Вот один пример прорастания фундаментальной литературы в массовую. Нарративное искусство европейского модернизма было чрезвычайно озабочено тем, как изобразить событие и последовательность событий таким образом, чтобы это было, с одной стороны, не похоже на то, как это делали в ХIХ веке, а, с другой стороны, так, чтобы это было «похоже» на ту психологическую душевную реальность, изображение которой было одной из первоочередных эстетических задач культуры ХХ века. По противоположными путям здесь пошли Джойс, свернувший наррацию в один день, и Пруст, развернувший его на всю жизнь. Техника одновременного изображения нескольких нарративных вариантов одного и того же события (парадигмальный текст — рассказ «В чаще» Акутагавы: несколько несводимых друг к другу версий убийства (в одной из версий — самоубийства) самурая) — привела к тому, что стало в принципе непонятным, какой тип наррации отражает более естественный ход вещей, условно говоря, фабульный (когда все идет в хронологическом порядке) или Теперь у любого Потребитель такой литературы, своеобразный представитель эстетического среднего класса, преимущество которого в том, что, хотя он читал и «Евангелие», и «Алису в стране чудес», он не станет подобно читателю Кафки и зрителю Антониони делать из Солженицын был безуслвоно автором Большого Стиля, тоталитарным автором. Характерно поэтому, что, когда он приехал в Россию, он полагал, что он займет в ней место, соответствующее его заслугам и весу. Но оказалось, что Большому Автору в демократической России места не нашлось, и великий русский писатель был прсот обсмеян. Россия — страна с традиционной сильной тоталитарной литературной традицией, поэтому ей очень тяжело приспосабливаться к новому проекту. У нас не могут просто читать книжки. Обязательно надо создавать культ. Из Пелевина, из Сорокина, из Акунина и Марининой. Поэтому России надо находить Библиография Барт Р. Смерть автора/Барт Р. Избранные труды. Семиотика. Поэтика. М., 1989. Барт Р. Нулевая степень письма/Семиотика. М., 1983. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М., 1995. Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности. М., 1989. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. Лиотар Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970. Парамонов Б. Конец стиля. М., 1997. Пятигорский А. М. Постмодернизм/Пятигорский А. М. Избранные труды. М., 1996. Руднев В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. М., 2000. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. Тодоров Ц. Поэтика/Структурализм: «За» и «против». М., 1975. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 2000. Jameson F. Postmodernism. N. Y., 1986. Тема № 58 Эфир 21.01.2002 Хронометраж 1:04:23 |
|||||||