|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Каббала и русское масонство |
↓№ 62↑ 28.01.2002 1:16:00 | ||||||
О роли еврейской мистики в идеологии русских тайных обществ и духовной истории России — историк Константин Бурмистров и религиовед Мария Эндель. Смотрите также выпуск № 175 «Творец и творение». Материалы к программе 1. Каббала еврейская и христианская. В широком смысле слова, каббала (ивр. «получение», «традиция») — это вся еврейская мистическая традиция, от библейских времен и до наших дней; в более узком значении термина, принятом в современной науке, — это определенный этап в истории еврейского эзотеризма, начавшийся с появления в конце 12 в. в Испании и Провансе специфического учения об эманации (истечении) Божественного света в форме Еврейская каббала сконцентрирована на тексте Торы, тексте Закона, что подразумевает, с одной стороны, неразрывную связь галахи и каббалы, а с другой — позволяет говорить о еврейской мистике, как мистике лингвистической, сосредоточенной на букве Священного языка, который мыслится некоторой универсальной основой мироздания. В еврейской мистике, вопреки известной христианской максиме, животворит именно буква (подразумевается буква Торы, т. е. закона). А потому язык, и более конкретно — буквы иврита, сам процесс письма становятся важнейшей метафорой в богатейшем символическом мире каббалы. Хотя первые случаи интереса к каббалистическому учению со стороны христиан отмечены уже Став объектом интереса не только богословов и гебраистов, но и адептов «тайных наук», в 16 в. каббала прочно занимает место одной из наиболее авторитетных эзотерических доктрин, наряду с алхимией, астрологией и магией. При этом она претерпевает существенную трансформацию, практически отрывается от своих еврейских корней (т.е., в сущности, от еврейского закона, галахи), становясь составной частью 2. Цеховые строительные организации, известные с раннего средневековья и обладавшие собственными преданиями, мифологией и ритуалами, на рубеже 16/17 вв. претерпевают существенные изменения как организационного, так и идеологического характера. Постепенно они перестают быть ремесленными организациями и превращаются в закрытые сообщества со строгой иерархией и утопической доктриной совершенствования мира и человека и построения всемирного братства. В 18 в. этот процесс достигает своего апогея, ложи «спекулятивного» масонства распространяются по всей ойкумене. В масонской доктрине и ритуале сочетаются элементы самых различных традиций и 3. Каббала и русское масонство. Воспринятое и адаптированное европейскими масонами, каббалистическое учение попадает к русским масонам во второй половине 18 в. В некоторых русских ложах возникает интерес к еврейской мистике, который заставляет братьев обращаться непосредственно к еврейским текстам, к сочинениям христианских каббалистов и научным работам о Каббале, искать учителей, «в Каббале сведущих». Русское масонство второй половины 18 — начала 19 в. было явлением чрезвычайно массовым и разнородным: масонами становились крупные сановники, военные чины, преподаватели, врачи, купцы, даже крестьяне, не говоря уже о царственных особах. Однако действительно серьезный интерес к мистическим учениям (в частности, каббале) имел сравнительно узкий круг русских братьев, глубоко вовлеченных в изучение теоретических аспектов европейской мистики, алхимии и Каббалы (среди представителей этого круга можно назвать И. Г. Шварца, Н. И. Новикова, С. И. Гамалею, Н. Н. Трубецкого). Многие из участников этих кружков были видными государственными и общественными деятелями (И. В. Лопухин, И. П. Елагин, И. П. Тургенев, В. И. Баженов). Именно эти люди составляли ядро нескольких мистических орденов и являлись ревностными приверженцами учений Якова Беме и Сен Мартена, они же были практиковавшими алхимиками и знатоками каббалы. В то же время, подход этих людей был очень практическим: они стремились воплотить свои познания в реальной жизни, т. е. в собственной, оригинальной практике Богопознания, мистического созерцания и молитвенного делания. В этом кругу проявился наибольший интерес к еврейским мистическим учениям, здесь возникло большинство переводов и оригинальных текстов, касающихся каббалы. Учение московских розенкрейцеров включало в себя представление о предвечном человеке Адаме Кадмоне и его падении, а также о задаче его возвращения в первоначальное состояние, в которой центральную роль должно было сыграть масонское братство. Русские масоны использовали каббалу, Русские масоны существовали на стыке двух культур, русской и западноевропейской; это относится, в частности, и к их восприятию еврейских мистических идей, почерпнутых из сочинений христианских каббалистов и европейских масонов. С одной стороны, это восприятие было опосредовано традиционным православным истолкованием ветхозаветной и апокрифической литературы, еврейской апокалиптики и т. д. С другой стороны, каббалистическое учение было воспринято в определенной форме, сильно адаптированной западной христианской традицией. Кроме того, от европейских братьев русские масоны получили не только свод знаний по каббале, но и стереотипное отношение к этому знанию. Однако следует особо подчеркнуть, что русские масоны были вполне оригинальными и самобытными мыслителями, ставившими перед собой сложнейшие богословские, философские и теософские вопросы. Помимо тех отрывочных знаний по каббале, которые содержались в орденском учении, (и которые их совершенно не удовлетворяли), они обращались собственно к каббалистическим текстам, таким как «Книга Творения» Необходимо отметить, что масонская каббала не оказала сколь либо заметного влияния на русскую культуру 19 в. Исключением здесь пожалуй служат несколько произведений художественной литературы, в которых используется каббалистическая символика (поэмы М. Хераскова, С. Боброва). По всей вероятности, это связано с тем, что каббала воспринималась как наиболее сокровенная часть масонского знания, совершенно не предназначенная к распространению среди широкой публики. До сих пор эта область масонского знания, а также идеология масонства в целом, является практически неизученной, что делает ее особенно привлекательной для различного рода псевдонаучных интерпретаций и спекуляций. Лишь в наше время начинают появляться первые серьезные исследования мировоззренческих аспектов русского масонства, и вместе с тем все более очевидной становится необходимость планомерного изучения масонского рукописного наследия. Без научного осмысления этих текстов невозможно оценить масштаб интеллектуальной работы, проделанной русскими масонами, и то глубокое влияние, которое они оказали на русскую духовную культуру Библиография Бурмистров К. «Kabbala Denudata», открытая заново: христианская Каббала барона Кнорра фон Розенрота и ее источники//Вестник Еврейского Университета. М.; Иерусалим, 2000. № 3 (21). Бурмистров К. Каббалистическая экзегетика и христианская догматика: еврейская мистика в учении русских масонов конца XVIII в. //Солнечное Сплетение. Иерусалим, 2001. № 18/19. Бурмистров К. Каббала в учении Ордена Азиатских Братьев//Тирош: труды по иудаике. Т. 3. М., 1999. Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Гессен Ю. И. Евреи в масонстве. СПб., 1903. Дудаков С. История одного мифа. Очерки русской литературы Масонство в его прошлом и настоящем: В Пыпин А. Н. Масонство в России. М., 1997. Серков А. И. История русского масонства XIX в. СПб., 2000. Серков А. И. Русское масонство. 1731–2000: Энциклопедический словарь. М., 2001. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. Иерусалим, 1989. Burmistrov K., Endel M. Kabbalah in Russian Masonry//Kabbalah: Journal for the Study of Jewish Mystical Texts. Los Angeles, 1999. V. 4. Katz J. Jews and Freemasons in Europe, 1723–1939. Cambridge, 1970. Faivre A., Tristan F., eds. Kabbalistes Chretiens. Paris, 1979. Scholem G. Kabbalah. Jerusalem, 1974. Тема № 62 Эфир 28.01.2002 Хронометраж 1:16:00 |
|||||||