|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Интерпретация в живописи |
↓№ 19↑ 10.10.2001 29:00 | ||||||
Знаменитый французский художник Пьер Сулаж, искусствовед Выставка классика современного искусства Пьера Сулажа в Третьяковской галерее — знаковое событие для художественного мира Москвы. Творчество одного из корифеев абстрактной живописи ХХ века будет показано в столице впервые. Ретроспектива, с успехом прошедшая в Государственном Эрмитаже в Петербурге, и переместившая теперь благодаря меценатской поддержке французского декоратора Брижит Саби в Москву, включает произведения, созданные с 1948 по январь 2000 года — 28 живописных полотен и 9 работ на бумаге. Это малая часть произведений художника, создавшего до настоящего времени 1200 холстов и около 600 графических листов. С самого начала своей творческой карьеры и до сегодняшнего дня Пьер Сулаж остается бескомпромиссным сторонником идей живописной абстракции. Отказываясь от фигуративного, «болтливого» искусства, художник делает центральной темой своих полотен саму живопись, ее формальные составляющие: цвет, свет, композиционный ритм, фактуру и плотность основы и материала. Сулаж добивается предельной выразительности беспредметных композиций, максимально ограничивая палитру: его «главный герой», проводник на пути к достижению живописной метафизики, к выявлению нематериального света — черный цвет. Пьер Сулаж использует самые разнообразные оттенки черного, заставляя его светиться на фоне белого холста или прозрачного стекла, применяет различные технологии нанесения краски. Ни один художник, Первые работы Пьера Сулажа — черные или Сулаж считает зрителя полноправным участником «живописного акта», перенося смысловой центр произведений не внутрь картины, а в пространство между изображением и тем, кто на него смотрит: «Я ничего не требую от зрителя, — говорит художник, — я предлагаю ему живопись: он остается свободным и безусловным ее толкователем». Особая драматургия света в полотнах мэтра оставляет зрителю простор для его собственного переживания Пьер Сулаж родился в 1919 году в Родезе, департамент Авейрон на Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа: Эта выставка напоминает зрителям, привыкшим связывать расцвет абстрактной живописи с Америкой, что Европа не только родина, но и замечательный центр абстрактного искусства 20 века. 1961 год — Национальная выставка Франции в Сокольниках. Кремлёвское начальство периода оттепели порой делало вид, что страна открыта для любых культурных контактов, даже и таких, которые не имели и малейшего отношения к «священному» соцреализму. Впрочем, советское эстетическое целомудрие охранялось исключительно прочно, и ни в 1961 году, ни после самая современная французская живопись в СССР не привозилась. 1959 год — Национальная выставка США в Москве. Широкая панорама новейшего искусства, включавшая всех корифеев абстрактного экспрессионизма. После инцидента с самолётом Пауэрса абстракционизм заклеймили. Александр Галич: любого российского абстракциониста «обзывали жуликом и Поллоком». В СССР современными художниками Франции считали Матисса и Пикассо. Советский зритель, с раннего детства воспитываемый под барабаны социалистического реализма, вряд ли был способен оценить достоинства чужого абстракционизма, тем более, что не знал своего отечественного, золотой фонд которого составляли тщательно скрываемые работы основоположников этого направления — Кандинского, Малевича, Ларионова. Honour H., Fleming J. The Visual Arts: A History. N.Y., 1999.: «Встреча американской и русской армий на Эльбе в 1945 году символизировала много больше, чем конец войны в Европе. Она отметила конец европейского империализма и европейского правления за морями и, с потерей политической и экономической мощи, конец европейского господства на Западе в области культуры». Сулаж — единственный французский и вообще европейский художник, безоговорочно признаваемый в Америке и считающийся там «своим» (Альберт Костеневич, критик). Абстрактная живопись сродни музыке. Игорь Стравинский: «... смысл существования музыки отнюдь не в том, что она выразительна. Если нам кажется, как это часто случается, что музыка «Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас» (Казимир Малевич) Сулаж: «Я ничего не требую от зрителя, я предлагаю ему живопись: он остаётся свободным и безусловным её толкователем. Такая позиция зрителя зависит от его общего мировоззрения <...> Она налагает ответственность не только на художника, но и на зрителя, и с максимально возможной силой» Поль Валери: «Любое произведение требует ответа» Сулаж: «Реальность произведения — это тройное отношение, которое устанавливается между той вещью, которой оно является, художником, который её сделал, и тем, кто её рассматривает» Отповедь фигуративизму в исполнении Малевича: «Глыбе мрамора не присуща человеческая форма. Микельанджело, изваяв Давида, сделал насилие над мрамором, изуродовав кусок прекрасного камня» Разница восприятия и подхода: для Малевича холст — «окно, через которое обнаруживаем жизнь», для Сулажа холст — стена без окна. Морис Библиография Крученых А. Победа над солнцем. СПб., 1913. Малевич К. От кубизма к супрематизму: Новый живописный реализм. Петроград, 1916. Breton A. Signe ascendant. Paris, 1975. Daix P., Sweeney J. J. Pierre Soulages. L’oeuvre 1947–1990. Neuchatel, 1991. Grenier J. Entretiens avec Marcade Тема № 19 Эфир 10.10.2001 Хронометраж 29:00 |
|||||||