|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Космология — картина мира |
↓№ 20↑ 11.10.2001 1:16:00 | ||||||
Что известно современной науке о Вселенной и ее происхождении? Или наука — это всего лишь точка зрения культуры? О космологии — традиционной и современной, Большом взрыве и расширяющейся Вселенной, Программа повторно вышла в эфир 02.05.2002 в укороченном варианте (хронометраж 40:00). Материалы к программе: Научная космология является в некотором роде вершиной современного естествознания, так как в ней сходятся все основные достижения физики прошедшего столетия — от общей теории относительности до квантовой электродинамики. С другой стороны, эта отрасль современной науки неизменно привлекает внимание более широкой публики. В тоже время вопрос о происхождении и устроении Вселенной является одним из древнейших, достаточно сказать, что Библия, книга Бытия, начинается с Шестоднева, повествования о Шести днях творения мира, своего рода традиционной космологии. Современный этап в развитии научной космологии можно отсчитывать с начала Вселенная из вечной и неизменной превратилась в развивающуюся, эволюционирующую и даже сотворенную. Такое резкое изменение космологических представлений повлекло за собой важные мировоззренческие и религиозные последствия. Также, со стороны ученых, которые не были христианами, были предприняты попытки согласовать эту теорию с другими, нехристианскими, в частности, буддистскими традиционными представлениями о возникновении вселенной. Постановка вопроса в этих случаях все равно сводилась к тому «согласуются» или нет данные современной науки и традиционные представления. Научные интерпретации в любом случае принимались за чистую монету и рассматривались как сопоставимые со свидетельствами Священных текстов. В целом такой подход соответствовал именно Реакция православных богословов была более сдержанной. Во первых Православная церковь по традиции не высказала общей точки зрения по космологическому вопросу, не «канонизировала» никакой научной теории. (Для православной традиции это характерно, так как еще в авторитетнейшем «Точном изложении православной веры» св. Иоанна Дамаскина приводятся все существовавшие тогда точки зрения, включая Птолемеевскую, но никакая из них не предписывается, так как «мы не можем узнать сущности неба»). Некоторые современные православные богословы, например, покойный епископ Василий (Родзянко), который очень интересовался этим вопросом, прямо заявляли, что католики ошиблись и Большой взрыв нельзя отождествлять с сотворением мира. Сам еп. Василий сравнивал Большой взрыв с Грехопадением, после которого мир стал таким как сейчас, то есть тленным и разрушающимся («закон возрастания энтропии»). А события Шестоднева он помещал не после, а до Большого взрыва. Если говорить о тех традиционных (как Христианских, так и При развитии темы очень важно поэтому уйти от банальных рассмотрений того «согласуется» научная картина с традиционной или нет, а понять не только о чем говорит то или иное космологическое учение, но и в чем его смысл. Приложение 1. Идеи современной космологии (на основе работ В. М. Липунова и М. К. Гусейханова) ДАТЫ ВЫХОДА ОСНОВНЫХ РАБОТ И ОТКРЫТИЙ СОВРЕМЕННОЙ КОСМОЛОГИИ 1922–24 г. Александр Александрович Фридман (Россия, 1888–1925) на базе Общей теории относительности Альберта Эйнштейна, опубликованной в 1915 г., сделал вывод о расширении Вселенной. Сам Эйнштейн придерживался господствовавшей в XIX веке точки зрения о том что Вселенная вечна и стационарна. В двадцатые годы предложил свою космологическую модель также Виллем де Ситтер (Нидерланды, 1872–1935) 1929 г. Эдвин Пауэлл Хаббл (США, 1889–1953) на основе изучения спектров удаленных галактик открыл закон разлета галактик, что подтверждало теоретическую гипотезу Фридмана, что «Вселенная расширяется». 1946 г. Введение Георгием Антоновичем Гамовым (США, 1904–68) «Горячей модели» Вселенной («Большого взрыва») 1965 г. А. Пензанс и Р. Уилсон обнаружили реликтовое излучение, предсказанное Гамовым в 1946 г. С конца шестидесятых годов появляются работы Стивена Хокинга (Великобритания), одного из крупнейших современных космологов, давшего наиболее всестороннюю версию теории Большого взрыва (Big Bang) 1980 г. A. H. Guth выдвигает «инфляционную модель» Возниконовения Вселенной. ТЕОРИЯ ГАМОВА И РЕЛИКТОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ: Открытие реликтового излучения по праву можно считать из основных открытий, лежащих в основании современной космологии. Гипотезу о существовании такого излучения высказал в 1946 г. Г. А. Гамов. Теорию, созданную Г. Гамовым часто называют теорией «Большого Взрыва». В Сам Гамов вычислил его характеристики, в частности определив его температуру. Поскольку к моменту создания работы большинство сечений термоядерных реакций еще были секретными величинами, то Гамов получил результат примерно в два раза расходящийся с измеренным, температура в его вычислениях равнялась 7 K. Открытие реликтового излучения было сделано Пензиасом и Вилсоном, которые были удостоены Нобелевской премии за это открытие. МОДЕЛЬ ДЕ СИТТЕРА Наиболее важным в современной стандартной космологической модели Вселенной является вопрос о свойствах ранней Вселенной. Удовлетворительное описание свойств ранней Вселенной дается в модели В. де Ситтера. Более поздние промежутки эволюции Вселенной даются в модели А. А. Фридмана. Модель экспоненциального роста размеров Вселенной де Ситтера R ~ exp(Ht) на начальной стадии ее эволюции получила название модели раздувающейся Вселенной. По этой модели при t = 0 вся энергия мира была заключена в его вакууме. Деситтеровская стадия расширения длилась примерно 10−35 с. Все это время Вселенная быстро расширялась, заполняющий ее вакуум как бы растягивался без изменения своих свойств. Образовавшееся состояние Вселенной было крайне неустойчивым, энергетически напряженным. В таких случаях достаточно возникновения малейших неоднородностей, играющих роль случайной затравки, чтобы вызвать переход в другое состояние (в качестве примера можно привести явление кристаллизации). При переходе вакуума в другое состояние мгновенно выделилась колоссальная энергия за счет разности его начального и конечного состояний. Примерно за 10−32 с пространство раздулось в громадный раскаленный шар с размерами много большими видимой нами части Вселенной. При этом произошло рождение из вакуума реальных частиц, из которых со временем сформировалось вещество нашей Вселенной. В последнее время усиленно обсуждаются причины того первотолчка, который был началом расширений нашей Вселенной. Один из возможных механизмов, основанный на гипотезе о существовании кванта единого ИНФЛЯЦИОННАЯ МОДЕЛЬ Еще до появления работы Гута было ясно, что стандартная фридмановская модель Вселенной сталкивается с тремя необъясненными или неестественными фактами: Приложение 2. Современная космология и традиционные картины мира (из работ Р. Багдасарова) «Обыденный рассудок» современного человека склонен буквально воспринимать гипотезы, выдвигаемые учёными для прикладного объяснения тех или иных феноменов. Он как бы не учитывает, что эти теории зачастую носят условный характер и тем самым вместо инструмента, предназначенного для исследования реальности, превращает их в объект веры, а подчас и суеверия. В полной мере это применимо к адаптированной для масс гелиоцентрической картине Солнечной системы. Отсюда — закономерный интерес к альтернативным космогониям и космологиям, не угасающий с конца XIX в. Показательно, что многие из альтернативных схем, выдвигавшихся за этот период, так или иначе соотносятся с картинами мироздания, сохраняемыми в древних традициях человечества (индуизм, буддизм, даосизм, герметизм, каббалистика, суфизм и др.). Наименее исследованной в этом ряду является православная «ноуменальная натурфилософия» (термин А. П. Щеглова), распространённая на Руси в X–XVIII вв. Основными письменными источниками, через которые сейчас можно ознакомиться с православной «схемой мира» (schma), являются «Космография» Козьмы Индикоплова (VI в.), Толковая Палея (не позднее XII в.), Шестодневы, Хронографы, патристика. Древнерусская натурфилософия намеренно отвергает понятия, необходимые для определения феноменального мира, но ограничивающие познание, когда речь идёт о ноуменах, и избирает символы. Метафизика стоящая за этим основана на возможностях субъективного восприятия человека, а не на степени изученности объективных явлений. Примером такой символической картины мира является «В трёхмерном пространстве данная схема созерцалась как вселенская „камора“, т. е. средневековая сводчатая комната. Она включала четыре отсека бытия: наверху престол Вседержителя, ниже — ангелы, люди и мертвецы, сливающиеся с землёй (ср.: „земля еси и в землю отидеши...“). Эта фигура также уподоблялась В рамках такой картины мира осуществляется и истолкование Шести дней творения мира, например в Толковой Палее. Представление о В любом случае, однако, ноуменальная схема мира «это не то, что есть „на самом деле“ (ибо такая точка зрения, будь она доступна, уравнивала бы человека с Творцом), а то, что доступно человеческому восприятию. „Говорю же снизу и с боков, насколько дело идёт о суждении нашего чувства, — поясняет в схожей ситуации преп. Иоанн Дамаскин, — так как, согласно с понятием последовательности, небо отовсюду занимает верхнее место и земля — нижнее“. Это лишь универсум, доступный целостному (т. е. одновременно сенсорному, интеллектуальному и эмоциональному) восприятию человека. В рамках целостности восприятия и обосновывается в источниках правомерность данной картины. Человек сам по себе не может выйти за рамки „трёхмерного восприятия“ (мира, как бесконечной сферы)». Библиография Багдасаров Р. В. Призматическая схема мироздания в православной традиции Древней Руси//Система планета Земля: Нетрадиционные вопросы геологии. VIII научный семинар. М.: МГУ, 2000. Багдасаров Р. В. На краю земли: представления о земном рае в русской традиционной культуре//Урания. 1999. № 1 (38). Епископ Василий (Родзянко). Теория распада Вселенной и вера отцов. М., 1996. Гайденко В. П. О средневековых комментариях на Шестоднев//Международная конференция «Средневековый тип рациональности и его научные предпосылки». М., 1993. Гамов Дж. Моя мировая линия: Неформальная автобиография. М., 1994. Гусейханов М. К. Антропный космологический принцип//Соросовский образовательный журнал. 2000. Долгов А. Д., Зельдович Я. Б., Сажин М. В. Космология ранней Вселенной. М., 1988. Древняя астрономия и человек: Доклады Международной Линде А. Д. Раздувающаяся Вселенная//Успехи физических наук. 1984. Т. 144. Вып.2. Липунов В. М. Научно открываемый Бог//Земля и Вселенная. 1995. № 1 (37). Спиридонов О. П. Фундаментальные физические постоянные. М., 1991. Хокинг С. Краткая история времени: От большого взрыва до черных дыр. СПб., 2000. Шредер Дж. Шесть дней Творения и Большой Взрыв. М., 2000. Тема № 20 Эфир 11.10.2001 Хронометраж 1:16:00 |
|||||||