|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Реформа церкви |
↓№ 34↑ 13.11.2001 1:20:00 | ||||||
Возможно ли в Русской Православной Церкви упрощение богослужения, пересмотр догматики, этики и канонов? О прошлом и будущем церкви в череде расколов и реформ игумен Иннокентий Павлов и протоиерей Михаил Ардов. Материалы к программе: I. ПОНЯТИЕ ЦЕРКВИ. 1) этимологически — «Дом Господень»; 2) учреждение созданное Христом для спасения общины верующих в Него как в Сына Божия; 3) историческая церковь; 4) правовое учреждение. Ап. Павел определял как Тело Христово, Августин, разделяет Церковь небесную и Церковь земную; суть в том, что Церковь можно скорее показать, чем определить: это здание, община, таинства, Писание, догматы, обряды, календарь... II. III. РЕФОРМА И ТАИНСТВО. Т. е. Церковь, как бы, неизменна. Меняется лишь мир, который «во грехе лежит» и IV. РЕФОРМА И ДОГМАТЫ. 1) Необходим ли догмат? Есть ли в учениях Церквей положения имеющие для них положение догматов, но не принимаемых другими Церквами? 2) Лишает ли догмат разум свободы? — Догмат это плод критической мысли. Он не навязывается, а показывает ограниченность логики, границу двоичного компьютерного мышления. Догмат это знак тайны. Он не разъясняет, а хранит тайну. И как некое уравнение является средством оценки истины, своего рода алгоритмом. 3) Как соотносятся личное творчество и догмат? Личное творчество это еще не церковное творчество. Догмат и догматизм: догмат это церковное соборное творчество, догматизм — пример бесталанности (закапанного таланта). 4) Развивается ли догмат? — Согласие разума с догматом еще не вера. Истина веры — истина жизни, которую не сформулируешь. В Св. Писании нет догматов, но есть призыв к вере. 5) В чем причины догматических расхождений Востока и Запада. Можно ли сменить, формулировки по мере более глубокого проникновения в содержание догматов? V. РЕФОРМА И ОБРЯДЫ. Но можно ли свести всю реформу к личному совершенствованию, к возрастанию, уподоблению Христу? По сути так и обстоит дело. Христианская Церковь, это Церковь Святых, подвижников прославившихся на этом поприще. Но по поводу средств достижения святости возникают споры. К средствам можно отнести вопросы недогматического характера: иконы, пение, скамейки, богослужебный язык, крестное знамение и т. п. Вопросы богослужебного языка и календарный вопрос следует выделить особо, т. к. они связаны с началом и концом времен. Это есть во всех религиях: у евреев, мусульман, христиан — свои календари (не знаете времен когда Приду); Слово, Тора, Коран всегда было у Бога, причем на конкретном языке. Но христианство и в этом смысле не религия, т. к. Иисус молился на арамейском, иврит для Него был вроде эсперанто, Евангелия написаны на греческом, а Церковь образована в VI. РЕФОРМА И ЭКУМЕНИЗМ. Но как только начнешь переводить или менять календарь — обвинят в ереси экуменизма. Обвинения эти трудно доказуемы, т. к. экуменизм не затрагивает догматической стороны вопроса, а скорее на уровне VII. РЕФОРМА И ЛИБЕРАЛИЗМ (СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ). Либерализм — защита индивидуальной свободы, отказ от традиции, от авторитетов в вероучении, отрицание неизменности Приложение: ДВЕ ВЕТВИ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ (по статье свящ. Максима Обухова). Дата образования Русской Православной Церкви Зарубежом (РПЦЗ) как особой юрисдикции считается начало За последние годы в России выросла целая иерархическая структура, организованная «зарубежниками» из отколовшихся от Московского Патриархата приходов и священников, которая по своему вероучению, богослужению и другим внешним атрибутам ничем не отличается от Русской Православной Церкви, с той разницей, что «центр управления» ее находится в Вашингтоне. Она называется «Русской Идеологические разногласия между двумя юрисдикциями: суть претензий РПЦЗ к МП сводится к обвинениям в «сергианстве», экуменизме и других отступлениях от истины Православия. Противоположная сторона обвиняет РПЦЗ в неканоническом рукоположении священников и епископов на чужой территории, раскольнических и провокационных действиях в Что понимается под «сергианством»? Точного определения этого понятия не существует, и каждая сторона Что касается проблемы экуменизма, то стороны зачастую не учитывают отсутствие в Церкви окончательного мнения на его счет, вследствие чего каждый вносит в этот термин свое понимание и под словом «экуменизм» иногда скрываются совершенно разные понятия. Официальные контакты с представителями других конфессий, особенно традиционных, РПЦ практиковались и будут практиковаться. Подобное общение с инославными имели и святые, в том числе столь почитаемый Зарубежной Церковью святитель Тихон. Что же касается объединения всех вер в некую мифическую «сверхрелигию», то РПЦ в подобных участвовать не собирается. Нынешнее разделение обусловлено не столько событиями Современная русская эмиграция представляет сложную смесь из потомков выходцев из России, зачастую с трудом понимающих Все эти группы вполне представлены в РПЦЗ и оказывают друг на друга влияние, которое еще усиливается в условиях географической удаленности от Родины. Но в то же время РПЦЗ не представляет русскую эмиграцию полностью. Так, в Америке, кроме нее, есть приходы Американской Православной Церкви (Orthodox Church of America, OCA), а также Московского Патриархата. OCA является как бы продолжением бывшей Алеутской епархии Русской Церкви, получившей полную самостоятельность и статус поместной Церкви. Саму РПЦЗ не признают Поместные Православные Церкви, а OCA и приходы Московского Патриархата находятся в евхаристическом общении с другими Церквями. Кроме трех «русских» юрисдикций, существуют приходы иных Православных Церквей: Болгарской, Сербской, Румынской и др. Всего в США около 2 млн православных, многие из них — русские. Имеется также множество неканонических юрисдикций, в которых неискушенному человеку трудно разобраться. Эта пестрая картина дополняется коренными американцами, австралийцами и европейцами, перешедшими в Православие. В частности, видный иерарх РПЦЗ, архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт), ключевая фигура, стоящая на позициях воссоединения, — коренной немец. Наличие обращенных из других конфессий — безусловно положительное явление, но нередко бывает и так, что протестант, перейдя в Православие, приносит с собой свой образ мышления. Влияние инославного, инородного и иноязычного окружения дополняется тем, что местное законодательство, в отличие от российского, не приспособлено к жизни православных приходов. Так, например, в США приход с легкостью может отделиться от своего епископа и перейти к другому, или сменить юрисдикцию. Положение РПЦЗ осложняется тем, что ее приходы потихоньку вымирают, растворяясь среди иноязычной среды, а приток новых иммигрантов не наполняет храмов. Многие на Западе понимают, что существующее разделение пагубно сказывается как на православной миссии за рубежом, так и на интересах РПЦЗ, духовно отделенной от России искусственными преградами. Основное препятствие воссоединения видится в существовании партии непримиримых внутри РПЦЗ. Эта немногочисленная группа церковных деятелей, зачастую состоящая из бывших протестантов, считает, что в Русской Церкви нет благодати и ее таинства не имеют силы. На языке церковных канонов это означает, что если таинства РПЦ недействительны, то ее члены не имеют ни истинного причастия, ни миропомазания, ни священства и т. д. Поэтому если По такой логике американские православные священники должны заново окрестить все население нашей страны, неправильно крещенное «сергианами». Крайние проявления этого радикализма совпадают с вероучением секты «Богородичный центр». Прикрываясь знаменем новомучеников Российских, сторонники радикальной партии забывают, что новомученики и исповедники принадлежали именно к той самой «Московской Патриархии», которую они так любят клеймить. В то же время никак нельзя приписывать подобные взгляды большинству верующих РПЦЗ. Так, святитель Иоанн Максимович и иеромонах Серафим Роуз, возможно, два наиболее авторитетных деятеля РПЦЗ, никак не принадлежали к этой категории и совершенно Несмотря на все препятствия, РПЦЗ на последнем Соборе сделала определенные шаги по сближению с РПЦ, которых давно ждали, хотя об объединении говорить пока рано. Как могут складываться отношения между двумя юрисдикциями в дальнейшем? В ближайшие Возможен такой ход событий: если объединения Церквей не произойдет, в эмиграции вырастут четвертое, пятое поколения прихожан, говорящих Усиление радикального крыла может произойти за счет антирусски настроенных американцев. Но могут усилиться и позиции настроенного на сближение большинства — в силу того, что ряды «зарубежников» пополняются недавними выходцами из России, которые по отношению к РПЦ настроены совершенно Русская Зарубежная Церковь, несмотря на свою малочисленность (число прихожан РПЦЗ и РПЦ соотносится примерно как 1:1000), могла бы войти в Русскую Церковь как экзархат со значительной степенью автономии, по типу Украинской Православной Церкви. Это, безусловно, вызовет определенный духовный подъем, усилит позиции Православия на Западе. Возможно, при попытке воссоединения МП и РПЦЗ обострится уже существующее противостояние между двумя группировками в РПЦЗ, выступающими за и против сближения. При этом события могут развернуться двояким образом: в лучшем варианте РПЦЗ преодолеет надвигающееся разделение внутри себя самой, в худшем — малочисленная партия непримиримых уйдет в раскол, примкнув к маргинальным группам вроде «Российской катакомбной церкви» или греческих старостильников. Как ни странно, но препятствия к сближению существуют и в России. Появившаяся в ней ИПЦ, подчиненная Зарубежной Церкви, несмотря на свою малочисленность, может оказаться существенным тормозом в развитии отношений и повлиять на положение дел в обеих Церквах. Ее существование уже сильно ударило по престижу РПЦЗ в России. Большинство священников новой церковной структуры — «перебежчики», совершенно не настроенные ни на какой диалог с Московским Патриархатом, которые делают и будут делать все от них зависящее, чтобы объединения не произошло. Внутри РПЦ к противникам объединения относятся так называемые «обновленцы», для которых сближение с довольно консервативным духовенством РПЦЗ будет означать ослабление их позиций. Но несмотря ни на какие препятствия, как идеологические, так и политические, сегодня, в особенности после Архиерейского Собора и избрания Первоиерархом РПЦЗ митрополита Лавра, весьма умеренного в своих взглядах и настроенного на последовательный диалог с Московским Патриархатом, все готово к процессу сближения, а пойдет ли он, зависит в основном от групп влияния внутри РПЦЗ (при том что группа митрополита Виталия (Устинова) и епископа Варнавы (Прокофьева) теперь уже очевидно маргинальны и не играют большой роли в церковной жизни РПЦЗ), и время, Статья протоиерея Михаила Ардова: МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ — РЕЛИКТ СТАЛИНСКИХ ВРЕМЕН Не мною первым замечено, что большевицкая партия являла собою сатанинскую пародию на Церковь. Их съезды соответствуют церковным соборам, у них есть свои «мученики за веру», такие как Сергей Лазо или Павлик Морозов, свои проклинаемые еретики, такие как Троцкий, свои ритуалы вроде приема детей в пионеры, даже свои Но коль скоро речь заходит о Московской Патриархии, мы должны иметь ввиду и еще одно существенное обстоятельство: организация, возникшая в 1943 году на развалинах Российской Церкви, созидалась большевиками по образу и подобию ВКП(б). Существует очень интересная книга — Т. А. Чумаченко «Государство, Православная Церковь, верующие. 1941–1961 гг.» (Москва, 1999). Написана она с использованием ранее недоступных архивных материалов, и там излагается, когда и каким образом появилась на свет Московская Патриархия. Можно сказать, ее учредителями были Сталин и Молотов, а непосредственным исполнителем их указаний стал полковник НКВД. Г. Г. Карпов. Именно он получил должность Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви. И — характерная деталь — занимая этот пост, Карпов вплоть до марта 1955 года оставался руководителем Но обновленным наименованием дело не ограничилось. Подручные тирана позаботились о том, чтобы придать своей «карманной церкви» удобное для себя устройство. В книге Чумаченко читаем: «Что касается „Положения об управлении Русской Православной Церковью“, то этот документ разрабатывался параллельно и в Синоде, и в Совете по делам РПЦ. В Совете по делам РПЦ за подготовку проекта „Положения“ отвечал зам. Председателя К. Зайцев (по материалам Совета документ проходил как Устав РПЦ). Постановление СНК СССР за N 162 от 28 января 1945 года утвердило „Положение об управлении РПЦ“, а Поместный Собор на заседании 31 января 1945 года единогласно принял его». Итак, «Устав» был сначала утвержден Советским правительством, а уже потом Православные верующие в учрежденной Сталиным «церкви» ничего подобного не удостоились. А между тем Собор 1917–1918 г.г. предусматривал подлинную выборность большей части Священного Синода, большей части Высшего Церковного Совета, епархиальных архиереев, благочинных, а так же членов епархиальных и благочинских собраний. «Положение» 1945 года отменило Высший Церковный Совет, уничтожило выборность членов Синода, архиереев и благочинных. Отныне выбирается лишь сам патриарх, да и то С тех пор, как был «утвержден», а затем «принят» устав учрежденной Сталиным «церкви», много воды утекло. Скончался сам кровавый тиран, состоялись гонения на христиан времен Хрущева, миновала эпоха Брежнева, и — в конце концов — коммунисты отошли от власти. За прошедшие десятилетия в стране изменялось и реформировалось все, вплоть до Комитета государственной безопасности, и лишь Московская Патриархия не подверглась никаким переменам. Летом И еще такое соображение. Во все времена существования Московской Патриархии их лжесоборы проводились так же, как съезды ...мы даже не успели как следует ознакомиться с этим документом. Его поставили на голосование практически сразу же после того, как нам роздали текст. Вообще это очень печально, когда архиереи, съезжающиеся на собор, до последнего момента не знают даже, какие тексты им предстоит обсуждать. Да что там тексты: повестки дня не знают. Её выдали нам только накануне. К чему такая секретность, непонятно...Наивный человек — ему непонятно! Ну, а нам вполне понятно, ведь делегаты на съездах КПСС были точно в таком же положении. Библиография Илларион (Троицкий), архимандрит. Христианства нет без Церкви. М. 1992. Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917–1999). СПб., 2001. Новоселов М. А. Письма к друзьям. М., 1994. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви (1917–1945). М., 1996. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918: Деяния (репринт 1918). М., 1994. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918: Собрание определений и постановлений. М., 1994. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918: Обзор Деяний. Вторая сессия/Сост. А. Плетнев и Г. Шульц. М., 2001. Священный Собор Православной Российской Церкви: Обзор Деяний. Третья сессия/Сост. А. Кравецкий и Г. Шульц. М., 2000. Хомяков А. С. ПСС. СПб., 1880. Т 2. Тема № 34 Эфир 13.11.2001 Хронометраж 1:20:00 |
|||||||