|
gordon0030@yandex.ru |
||||||
Архив выпусков | Участники | |||||||
Метафизика футбола |
↓№ 40↑ 27.11.2001 1:15:00 | ||||||
Почему российские футболисты любят играть, но редко выигрывают? О том, каким образом футбол связан с войной, сексом и древней игрой отрубленными головами Материалы к программе: Футбол это игра, в которую играют ногами. В двух словах, наше понимание символической функции ноги сводится к тому, что это субститут мужского полового органа и — шире — вообще субститут сексуальности — и еще шире — субститут человека. («Человек — животное, лишенное перьев, которое ходит на двух ногах».) Странность того, что ноги используются в игре, причем в самой популярной игре мира, состоит в том, что функция ноги в отличие и в противоположность функции руки состоит не в созидании, не в творчестве, а в разрушении. (Ср. выражение «попирать ногами»; символ смерти — «ногами вперед»). Человек без руки — это просто калека, человек без ноги — это гипертрофированный сексуальный урод. Вспомним соколовскую интерпретацию сказки о медведе на липовой ноге, зловещее скирлы которого служит герою напоминанием о скрипе кровати во время полового акта (подробно см. главу о «Школе для дураков»). В этом смысле нога в футболе противостоит голове, которая является, прежде всего, конечно субститутом и аналогом самого мяча. И вот здесь самое главное. Отождествление мяча с головой игрока (головой, как и ногами, можно играть) приводит нас к архаической игре с отрубленными головами, даже, скорее, мозгами врагов, которой забавлялись древние ирландцы Игра, кстати, так и называлась — Был в то время у уладов обычай вынимать мозг из головы каждого мужа, убитого ими в поединке. Мозг этот смешивали потом с известью и делали из него крепкий шар... [Похищение быка из Куальнге 1965: 346]. Отрубленная голова — символ лишения мощи и силы противника — и можно сколько угодно протестовать против «панпсихоаналитизма», но, кажется, ясно, что это субститут кастрации. В чем цель (goal — гол) игры в футбол? В том, что при помощи ног (субститутов половых органов) забить (затащить) круглый предмет в некое ограниченное пространство (по сравнению с футбольным полем в целом ворота — это весьма ограниченное пространство), в сетку, в дыру. Стоит ли приводить примеры из «Толкования сновидений»? Итак, игра в футбол воспроизводит половой акт, где нога играет роль фаллоса, мяч — спермы, а ворота — вульвы. Роль женщины, которая оплодотворятся этим попаданием в цель, играет, конечно, Противопоставление Особая роль вратаря, хранителя, держателя цели (goalkeeper) олицетворяется в том факте, что он один имеет право брать мяч в руки, по сути дела мять, сжимать его (ср. этимологию слова «мяч», ср. также «игру» Гамлета с черепом Йорика — тема соотнесенности сакрального и профанного, жизни и смерти в футболе, которая всплывет ниже), то есть по сути мастурбировать им, осуществляя функцию сдерживания сексуальной деструкции, введение ее в разумный «принцип реальности». Очевидно, что Психоаналитический смысл заразительности футбола — в его сублимативности. Мужчина так любит играть, а еще больше смотреть футбол по телевизору (расслабленными после работы, развалившись в отработанных уже нашей рекламой кресле и тапках), потому что устал, а так хочется «впарить» и, конечно, в первую очередь, в «чужие ворота». В этом основной смысл игры — борьба за что? За женщину? Скорее, за невозможность избыточного желания, о котором так много твердили Лакан и Жижек. Футбол это тот самый непристойный объект желания, о котором говорит Жижек в своей последней книге. Почему же непристойный? Потому что смотреть футбол непристойно. Это называется вуаеризм: смотреть, как другие впаривают. Все же необходимо разобраться с феноменологией мяча и головы. Ведь ясно, что это субститутивные объекты, о чем мы уже говорили, ссылаясь на древних ирландцев. Голова, конечно, тоже имеет непристойную символизацию недаром головой, как и ногами можно отбивать мяч. Но дело не только в этом. Мяч как сгусток сексуальности, и голова как сгусток интеллектуальности порождает интересные параллели. Скажем, параллель между футболом и шахматами. Нет, кажется, более противоположных видов спорта. В футболе подвижное тело и почти не участвует голова. В шахматах неподвижно тело и подвижны мозги. Это не значит, конечно, что в футболе не надо соображать. Но только не головой. (Как и в любви, разумеется.) Шахматы — любимый пример структуралистов (Соссюра, Лакана, Шаумяна, Ревзина), футбол — интеллектуальное развлечение постмодернистов. Рассмотрим пространство футбола. Здесь ясно прочерчиваются три оппозиции: маленького, круглого и объемного меча, с одной стороны, и большого, прямоугольного и плоского поля, с другой. Ворота выполняют, как и положено подобным объектам, медиативную функцию: они не такие большие, как поле, покрыты сеткой4, но прямоугольные. Итак, по прямоугольному полю движутся одушевленные объекты, которые при помощи нехитрых ухищрений ногами пытаются вкатить маленький круглый предмет в прямоугольное отверстие.5 Не замечается ли здесь Футбол в отличие о хоккея, баскетбола и волейбола играется на траве, под открытым небом. Поэтому его пространство, будучи плоским, одновременно является безгранично открытым. Мяч в принципе может улететь, куда угодно. Улететь и не вернуться. Его могут забрать зрители в качестве сувенира, он может проколоться обо В стихотворении Агнии Барто Наша Таня громко плачет,девочка плачет вовсе не потому, что она думает, что мяч утонет, как полагают тупые родители, а потому, что для того, чтобы достать этот объект желания, надо броситься в реку, в воды непознаваемого, секса и смерти. Пространство футбола — это «пространство любви и смерти» так же, как и пространство сновидения (Человек, смотрящий футбол по телевизору почти что спит, грезит, он полностью умирает в этот момент для мира бодрствующих.) В этом смысле отождествление мяча с головой, которое так утонченно чувствовали лучшие русские поэты, писавшие про футбол, космизируется. Мандельштам, стихотворение «Футбол», как всегда странное: Телохранитель был отравлен.Итак, футбольный мяч (матч?) коннотирует отрубленной голове (Иоанна Крестителя — к теме страсти добавляется христианская тема мук тела и духа, стало быть, и Христа; Олоферна — к теме секса добавляется тема предательства и войны, — конечно футбольное поле ассоциируется с полем битвы — это очевидно (представьте себе в духе «Бхагаватгиты», что Марадона, подобно принцу Арджуне, вместо того, чтобы пробивать одиннадцатиметровый, вдруг задумался, отодвинул мяч ногой и пал на сыру Еще более странно стихотворение Заболоцкого, которое тоже называется «Футбол». Оно довольно большое (56 строк), поэтому его мы не имеем возможности его здесь полностью процитировать. В этом стихотворении бег То, что мы называем футболом, таит Поэты подчеркивают в футболе не отвагу и силу, а Библиография Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999. Кобрин К. О природе толстокожего бога//Логос. 1999. № 8 Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. М., 1997. Лакан Ж. Семинары. Кн.1. Работы Фрейда по технике психоанализа. М., 1998. Лейдерман Ю. Книга «100 лет российскому футболу» как отчет о поражении//Пушкин. 1998. № 5. Райх В. Анализ характера. М., 1999. Руднев В. Морфология реальности. М., 1996 Руднев В. Прочь от реальности. М., 2000. Руднев В. Метафизика футбола. М., 2001. Фрейд З. Толкование сновидений. М., 1993. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. М., 1990. Фрейд З. Я и Оно. М., 1993. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1993. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992. Шухмин В. Карикатура зимних игр//Логос. 1999. № 8. Тема № 40 Эфир 27.11.2001 Хронометраж 1:15:00 |
|||||||